|
| | |
|
Садо - японское искусство чайной церемонии. Этноним "садо" буквально означает "путь чая". Наравне с кодо (Kodo, искусство рафинирования запахов) и кадо (kado), или икебана (ikebana, искусство составления букетов), садо - одно из трех основных классических искусств. Японцы возвели чаепитие в ранг искусства. Ритуалы, из которых складывается церемониал, известный также под названием тяною. Впервые чай завезли в Японию из Китая в VIII веке, но лишь после того, как в 1191 году дзенский монах Эйсай (1141—1215) привез из Китая чайные семена, чаепитие и встречи за чашкой чая стали входить в обычай у буддистов, аристократов и самураев. В XV — XVI веках чаепитие превратилось в наслаждение чаем. Создателем садо в ее нынешнем виде был Сэн Рикю (1522—1591), который перевел философию чайной церемонии на язык практики. Другой монах, Мурата Юко (1423— 502) придал чаепитию утонченность, сделав более сильный акцент на дзенскую философию ваби и саби спокойствия и простоты. Он привнес в чайную церемонию знаменитое дзенское учение итиго итиэ, что буквально означает "одна жизнь, одна встреча". Участники чаепития должны были вести себя так, будто эта встреча - единственная в их жизни, и другой не будет, в результате понятие "путь чая" приобрело гораздо более широкое толкование. Появившись первоначально как одна из форм практики медитации монахов-буддистов, она стала неотъемлемым элементом японской культуры, тесно связана со многими другими культурными явлениями. Сущность церемонии, наряду с учением дзэн о му (пустоте), составляет убежденность, что в обществе, все члены которого тесно связаны между собой, долг каждого - заботиться о других, не думая о себе. Читать дальше
|
Одним из уникальных явлений японской культуры является чайная церемония ("тяною"). Возникновение и история церемонии связаны с проникновением и распространением в страну дзэн-буддизма — просветленного, интуитивного буддизма. Как полагают японские исследователи, именно буддийские монахи стали выращивать чайные кусты, привезенные из Китая, а отвар из листьев использовать как бодрящее, стимулирующее средство во время длительных медитаций. Одним из родоначальников чайной церемонии является священник Эйсай (1141-1215). О нем известно только то, что он дважды посетил Китай с целью самосовершенствования, и, вернувшись на родину с титулом "наставник дзэн", начал проповедовать дзэн-буддизм, возглавив школу Риндзай. Духовной основой школы являлась доктрина внезапного озарения, то есть пробуждения в человеке истинного Я — сатори. Для его достижения Эйсай ввел систему различных стимулов, среди которых важное место занимали "коаны" (от кит.— официальный документ). В дзэн они стали обозначать специфические вопросы-загадки, которые ставил наставник своему ученику, например: "Как выйти из круга рождения или смерти". Считалось, если ученик, сосредоточившись на вопросе, уходил в глубокую медитацию, он мог найти правильное решение. Но для этого ему необходимо было уйти от формально-логического мышления и перейти к подсознательно-интуитивному. Только тогда могло произойти озарение внезапное постижение смысла. Читать дальше
|
Это случилось более 110 лет тому назад. В Токио в мае 1901 года после отставки кабинета министров Ито Хиробуми к власти пришел кабинет Кацура Таро. Началась подготовка к войне с Россией. Впрочем, будет война или нет, было еще не известно. Ответ на этот вопрос должна была дать поездка Ито в Америку и Европу. Ее подготовка велась в полной тайне. Но 13 августа 1901 года в наэлектризованную атмосферу Токио внезапно проникает слух, что, мол, утомленному от острой политической борьбы отставленному премьеру врачи в лечебных целях рекомендовали длительную морскую прогулку. Шло время, но Ито оставался все еще в Токио. В прессе любопытство сменилось на раздражение. «Иомиури» 9 сентября в передовице остро критиковала за «безответственный поступок» Ито как председателя одной из главных политических партий (сэйюкай), «сбегающего» за границу в период острой парламентской борьбы. Но уже 14-го сентября вечером Кацура в своей резиденции премьер-министра устроил прощальный банкет в честь Ито. С бокалом шампанского в руке он провозгласил тост за здоровье Ито, шумно поддержанный всеми, и пожелал ему успеха в его путешествии. День завершился на железнодорожной станции Симбаси, куда сотни людей, официальные лица и простолюдины, пришли проводить Ито, возвращавшегося в свою загородную резиденцию в Оисо. Читать дальше
|
Сибусава Эйити (1840-1931) - личность в Японии знаковая. Его иногда называют отцом японского капитализма. Сибусава был известен как преуспевающий банкир и бизнесмен, основатель множества акционерных компаний, среди которых числятся "Токио газ", "Исикавадзима Харима" и другие нынешние гиганты японской экономики. Он участвовал в создании первого японского банка западного типа, первой биржи, первого японского экономического журнала, одного из первых университетов. За свою долгую и интересную жизнь честолюбивый и целеустремленный Сибусава успел сменить десяток обличий и последовательно побывать крестьянином, ронином, самураем, чиновником, членом дипломатической миссии, безработным, финансистом, снова правительственным чиновником, промышленником. Знакомясь с биографией Сибусава, приходишь к выводу, что перед тобой едва ли не первый в японской истории пример того, что на Западе называют self-made man. Нет необходимости говорить, что в Японии с ее правилами типа "всяк сверчок знай свой шесток" такие люди являются поистине уникальными и вызывают особый интерес. Читать дальше
| |
| |
| | |
|
|