Эйсай - основатель дзэн в ЯпонииЭйсай (Myōan Eisai, 1141 - 1215) - японский буддийский монах периода Камакура, основатель школы дзэн-буддизма Риндзай. Родился он в провинции Биттю в семье синтоистского священника из рода Кая. В 1151 году поступил в монастырь Энряку-дзи, где изучал эзотерический буддизм школы Тэндай. Эйсай сомневался в профессиональности японских монахов, поэтому стремился пройти обучение в буддийских монастырях Китая. В 1167 году молодой монах оставил свой монастырь и отправился к японскому острову Кюсю, откуда в следующем году перебрался в Китай. Там Эйсай пробыл 6 месяцев и обучался в монастыре Тяньтай в горах Тяньтайшань, а также познакомился с учением чань (дзэн). После возвращения он передал монастырю Энряку-дзи привезённые из Китая священные тексты и комментарии к сутрам, а сам отправился в 6-летнее путешествие по Западной Японии. В 1175 году Эйсай повторно прибыл на Кюсю, где в течение 10 лет ждал следующего шанса уехать в Китай. В это время он усиленно изучал основы эзотерики и чань-буддизма. В 1187 году, в возрасте 47 лет, Эйсай снова прибыл в Китай. Под руководством китайского наставника Сюйань Хуанчаня он изучил чань-буддизм школы Линьцзи-цзун (Риндзай) и в 1191 году вернулся на родину.
Прибыв на Кюсю, Эйсан сразу стал проповедовать новое учение дзэн. В 1194 году монахи школы Тэндай объявили его еретиком и добились от императора запрета его проповедей. Однако через год запрет был снят, и Эйсай основал в городе Хаката первый в Японии дзэнский монастырь Сёфукудзи. В стране оформилась новая буддийская школа Риндзай. Его покровителями выступали главы виднейших военных родов, включая сегунов из рода Минамото. В 1198 году
Эйсай написал трактат "Рассуждение о распространении созерцания для защиты страны", который был манифестацией независимости дзэн-буддизма от традиционных школ Японии, в первую очередь Тэндай, и отмечал необходимость распространения нового учения в Японии.
Не найдя должной поддержки своих взглядов среди столичных аристократов, Эйсай переехал в Камакуру, резиденцию самурайского правительства. Это недавно образованное правительство было заинтересовано в укреплении своего престижа и формировании идеологической базы для самурайства, а потому взяло под свою протекцию учёного монаха. В 1200 году Эйсай заложил монастырь Дзюфукудзи в Камакуре, а в 1202 году, с разрешения сёгуна Минамото-но Ёрииэ, основал монастырь Кэнниндзи в столице Киото. Благодаря поддержке самураев, в 1206 году он стал главным собирателем пожертвований для одного из самых старых монастырей страны Тодай-дзи, а в 1212 и 1213 годах получил от Императорского двора почётные монашеские титулы хойин и содзё. Связи Эйсая с политиками вызвали острую критику оппонентов, но способствовали росту популярности дзэн.
Кроме политики и проповедования, Эйсай был популяризатором культуры чая. Он первым наладил в Японии выращивание чайных кустов и изготовление чая. В 1214 году он написал "Записки о питии чая для питания жизни", в которых изложил методы приготовления различных чаёв, доказывал пользу питья чая для здоровья, а также объяснял, какие болезни может лечить чай. дзэнская традиция чайной церемонии отводит ему роль своего патриарха. Эйсай умер в 1215 года в возрасте 74 лет.
|