Садо - чайная церемония
Садо - японское искусство чайной церемонии. Этноним "садо" буквально означает "путь чая". Наравне с
кодо (Kodo, искусство рафинирования запахов) и
кадо (kado), или
икебана (ikebana, искусство составления букетов), садо - одно из трех основных классических искусств. Японцы возвели чаепитие в ранг искусства. Ритуалы, из которых складывается церемониал, известный также под названием
тяною . Впервые чай завезли в Японию из Китая в VIII веке, но лишь после того, как в 1191 году дзенский монах
Эйсай (1141—1215) привез из Китая чайные семена, чаепитие и встречи за чашкой чая стали входить в обычай у буддистов, аристократов и
самураев . В XV — XVI веках чаепитие превратилось в наслаждение чаем. Создателем садо в ее нынешнем виде был
Сэн Рикю (1522—1591), который перевел философию чайной церемонии на язык практики. Другой монах,
Мурата Юко (1423— 502) придал чаепитию утонченность, сделав более сильный акцент на дзенскую философию
ваби и саби спокойствия и простоты. Он привнес в чайную церемонию знаменитое дзенское учение
итиго итиэ , что буквально означает "одна жизнь, одна встреча". Участники чаепития должны были вести себя так, будто эта встреча - единственная в их жизни, и другой не будет, в результате понятие "путь чая" приобрело гораздо более широкое толкование. Появившись первоначально как одна из форм практики медитации монахов-буддистов, она стала неотъемлемым элементом японской культуры, тесно связана со многими другими культурными явлениями. Сущность церемонии, наряду с учением
дзэн о
му (пустоте), составляет убежденность, что в обществе, все члены которого тесно связаны между собой, долг каждого - заботиться о других, не думая о себе.
Японская чайная церемония Одним из уникальных явлений японской культуры является чайная церемония ("тяною"). Возникновение и история церемонии связаны с проникновением и распространением в страну дзэн-буддизма — просветленного, интуитивного буддизма. Как полагают японские исследователи, именно буддийские монахи стали выращивать чайные кусты, привезенные из Китая, а отвар из листьев использовать как бодрящее, стимулирующее средство во время длительных медитаций. Одним из родоначальников чайной церемонии является священник Эйсай (1141-1215). О нем известно только то, что он дважды посетил Китай с целью самосовершенствования, и, вернувшись на родину с титулом "наставник дзэн", начал проповедовать дзэн-буддизм, возглавив школу Риндзай. Духовной основой школы являлась доктрина внезапного озарения, то есть пробуждения в человеке истинного Я — сатори. Для его достижения Эйсай ввел систему различных стимулов, среди которых важное место занимали "коаны" (от кит.— официальный документ). В дзэн они стали обозначать специфические вопросы-загадки, которые ставил наставник своему ученику, например: "Как выйти из круга рождения или смерти". Считалось, если ученик, сосредоточившись на вопросе, уходил в глубокую медитацию, он мог найти правильное решение. Но для этого ему необходимо было уйти от формально-логического мышления и перейти к подсознательно-интуитивному. Только тогда могло произойти озарение внезапное постижение смысла.
Читать дальше
Чайный домик Песня "Чайный домик" была написана в 1922 году российскими евреями - автор стихов
Вэлвл Гуревич , а музыку написал
Юлий Хайт . Первоначальный вариант создан ими на сюжет оперы Джакомо Пуччини "Мадам Баттерфляй", в русской версии - "Чио-Чио-сан". Действие происходит в Нагасаки в конце XIX века. Либретто оперы - по мотивам драмы Давида Беласко "Гейша", написанной по мотивам одноимённой журнальной повести Джона Лютера Лонга, - американский лейтенант морского флота собирается жить в японском доме на одном из холмов близ Нагасаки с юной гейшей Чио-Чио-сан. Опера была основана на событиях, которые на самом деле произошли в Нагасаки в начале 1890-х годов, это история с
Томас Блейк Гловер и
Ямамура Цуру . Первая постановка оперы состоялось в Милане в театре "Ла Скала" в 1904 году, затем эта опера Пуччини завоевала весь мир, в Штатах она до сих пор считается №1. Самой известной исполнительницей роли Чио-Чио-сан была японская оперная певица Тамаки Миура (Tamaki Miura, 1884 - 1946), она завоевала международную известность, ее статую, вместе с Пуччини, можно найти в Нагасаки в саду Glover Garden. Тамаки Миура в роли Чио-Чио-сан выступала в Лондоне и Бостоне, Нью-Йорке и Сан-Франциско, в театрах Чикаго, Монте-Карло, Барселоны, Флоренции и Рима.
Читать дальше
Японский чайный домик тясицу из Чехии Случайно наткнулся на фотографии
тясицу , которые построены в Чехии и спроектированы чешскими архитекторами. Кто не в курсе,
тясицу - это чайный домик, впервые такой павильон был построен в 1473 году. Эти домики очень скромные по внешнему виду и внутреннему убранству. В качестве украшений можно использовать лишь свиток с философским изречением в нише
токонома , картину старинного художника и букет цветов. Интерьер тясицу соответствует эстетическим канонам и национальному характеру японцев, стремящихся к достижению внутренней гармонии, а непритязательность обстановки создавала высшее ощущение красоты. В идеале тясицу окружает небольшой сад, имеющий дорожку, ведущую к чайному домику. В вечерние и ночные часы дорожку должен освещать старый фонарь. Около павильона должен быть небольшой каменный бассейн
цукубаи , где гости могли помыть руки и прополоскать рот перед входом в чайную комнату через небольшие двери. Тясицу имеет низкий потолок и здесь нет мебели - гости и хозяин сидят на полу в позе
сэйдза . Все внутри дома просто и уютно. В интерьере чайного домика самым важным элементом считалась ниша
токонома . В ней обычно помещали
какэмоно - свиток с живописью или с каллиграфической надписью, ставили также букет цветов и курильницу с благовониями. Токонома располагалась напротив входа и сразу же привлекала внимание гостей. Свиток для токонома подбирался с особой тщательностью и был непременным атрибутом обсуждения во время церемонии. Еще из характерных черт чайного домика являются раздвижные окна-перегородки
сёдзи из деревянной решетки, покрытые полупрозрачной японской бумагой. Сёдзи в традиционных японских домах служат границей между помещением и улицей. Идеальный размер чайной комнаты составляет 4,5 татами. Для полного наслаждения японцу нужен некоторый полумрак, предельная чистота и тишина, чтобы ухо различало даже комариное пение.
Читать дальше
Поэтические имена в искусстве тядо («Путь чая») В Японии чайной утвари принято давать поэтические имена – гомэй. Часто имя дается чаше или чайнице мастером, которому она принадлежала, и в большинстве случаев оно бывает связано с внешними особенностями вещи и вызываемыми ею ассоциациями. Для наглядности приведем несколько примеров с выставки Мемориального музея Хатакэямы, посвященной чайной утвари и поэтическим именам. Чаша Соба с поэтическим именем «Светлячок» (蛍 Хотару). Корай, 17 век. Благодаря своей плоской форме (хирадзяван), напоминающей вьюнок, чаша идеально подходит для использования летом. А раз речь заходит о лете, у японца сразу же возникает ассоциация со светлячками - такова одна из версий появления имени Хотару. К тому же поверхность чаши слегка поблескивает, что тоже вызывает ассоциацию со светлячками, порхающими в ночном небе. Чаша обладает неправильной формой, за что ее особенно любили чайные мастера. В экспозиции была также представлена чайница (тяирэ) Косэто эпохи Муромати с поэтическим именем «Светлячок». Покрывающий чайницу лак переливается черно-коричневым цветом, напоминая светлячков в темном небе. Кроме того, в нижней части сосуда присутствует и красный лак, светящийся, как светлячки.
Читать дальше
Плантации зеленого чая Как и многое другое, Япония заимствовала культуру употребления чая из Китая. Японцы стараются добиться совершенства во всем, и выращивание зеленого чая не является исключением. За сотни лет им удалось вывести идеальные сорта, некоторые из которых по своим свойствам намного превосходят китайские. А сам процесс употребления готового напитка превратился в известную на весь мир чайную церемонию. В Японии существует множество чайных плантаций. Цвет, аромат и вкус чайных листов, собираемых на разных плантациях, варьируется не только от сорта растений, но и от способа выращивания, а также от почвы в том или ином районе. На красных почвах растение дает чайный лист, богатый на вкус и аромат, но который не обеспечит яркий зеленый цвет напитка. А чайный лист с песчаных почв дает идеальный цвет, но особыми вкусовыми качествами не блещет. Поэтому качество зеленого чая японцы напрямую связывают с местом его произрастания, с плантацией, на которой он вырос. Сейчас чай выращивают в четырех префектурах - в Киото, Нисио, Айти и Кюсю. Самая знаменитая плантация находится в окрестностях Киото и называется Обубу (Kyoto Obubu Tea Plantations).
Согласно преданиям, зеленый чай привезли в Страну Восходящего Солнца из Китая буддийские монахи в VIII веке в период Нара. Считается, что первое чайное растение в Японии было посажено монахом Гёки в 748 году. А уже в 801/805 годах монах Сайтё разбил в Киото у подножия священной горы Хэдзан первые плантации чая. Японские буддисты создали обряд под названием инча - религиозную церемению, после которой проводилось массовое чаепитие. Но только с XII века употребление чая получает в Японии широкое распространение. Это было связано с деятельностью дзэнского священника Эйсая (1141—1215). Читать дальше
Следующая страница
Фотогалерея "Тясицу — японский чайный домик"