Самурай - японский воин
Самурайство зародилось в VIII веке на востоке, северо-востоке и крайнем юге Японии. Слово "самурай" происходит от древнего глагола "самурау", что означает служить. Другое популярное в Японии слово, обозначающее самурая - буси (воин). Отсюда "бусидо" - "Путь Воина". Так называли в древней Японии свод правил и установлений, регламентирующих поведение и повседневную жизнь самураев - воинского сословия, определявшего историю своей страны на протяжении столетий. Самураи — не просто воины-рыцари, они были и телохранителями своего даймё, и в то же время его слугами в повседневной жизни. Как особое сословие самураи существовали на протяжении всей истории Японии. Первоначально они были в услужении аристократических родов, а в конце эпохи Хэйан крупнейшие кланы самураев обрели самостоятельный политический и военный вес, и аристократам уже нечего было им противопоставить. В течение веков одни самурайские кланы сменяли другие, сражаясь за титул сёгуна - военного правителя страны.
Рыцари и самураи В VIII веке на востоке, северо-востоке и крайнем юге Японии для борьбы с айнами зародилось
самурайство . На границах обитания японского этноса создавались отряды из японских переселенцев, которые в совершенстве владели искусством стрельбы из лука и верховой езды. Поселенцы, получавшие поддержку и оружие, были более пригодными и ловкими бойцами в борьбе с айнами по сравнению с воинами правительственных армий. Появление вооруженных поселенцев содействовало появлению самурайского класса на Японском архипелаге. Это было воинского сословия, определившее историю своей страны на протяжении столетий. Первоначально они были в услужении аристократических родов, а в конце эпохи Хэйан крупнейшие кланы самураев обрели самостоятельный политический и военный вес. Как особое сословие самураи существовали на протяжении всей истории Японии. Самурай означал людей не просто военных, а воинов, придерживавших Кодекс чести
Бусидо . Европейский аналог самурая - это рыцарь, изначально это был любой свободный человек, имеющий возможности и силы служить в кавалерии. Но со временем рыцарство перешло в разряд титулов и стало одним из сословий, статус рыцаря предполагал благородное происхождение человека. За неимением айнов европейские рыцари воевали с арабами и викингами. Оба сословия формировались постепенно, они прошли длинный путь становления уважаемого и привилегированного сословия. Для того, чтобы заслужить уважение и почет в обществе, рыцарям и самураям нужно было соблюдать кодексы чести. Рыцари и самураи ассоциируются у нас с такими понятиями, как благородство, отвага, честь, долг и другими нравственными идеалами.
Читать дальше
Книга Самурая. Бусидо" Книга представляет русскоязычному читателю два наиболее авторитетных трактата, посвященных бусидо - "Пути воина". Так называли в древней Японии свод правил и установлений, регламентирующих поведение и повседневную жизнь самураев -- воинского сословия, определявшего историю своей страны на протяжении столетий. Чистота и ясность языка, глубина мысли и предельная искренность переживания характеризуют произведения Дайдодзи Юдзана и Ямамото Цунэтомо, двух великих самураев, живших на рубеже семнадцатого - восемнадцатого столетий и пытавшихся по-своему ответить на вопрос: "Как мы живем? Как мы умираем?" Мы публикуем в данной книге также и "Введение в "Хагакурэ"" известного японского писателя XX века Юкио Мисима, своей жизнью и смертью воплотившего идеалы бусидо в наши дни.
Читать дальше
О голубой крови, рыцарях и самураях
Дон Кихот (Don Quijote) - главный герой испанца
Мигеля де Сервантеса , роман "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский" стал одной из популярнейших книг мировой литературы, он занимает второе место после Библии по объему общемирового тиража. Неоднократно эта книга издавалась и у нас в советский период, но в русских изданиях нигде нет ссылки на то, что Кихот является потомком готов. Было у испанцев такое выражение «ленахе годо», которое означает "чистая родословная", а дословно «ленахе годо» это готская линия, готская родословная. Вся испанская аристократия гордилась своим готским, германским происхождением. Дон Кихот в книге Сервантеса в некоторых местах впрямую назван «Годо Кихоте», то есть «Гот Кихот». Слово «годо», добавленное к фамилии, автоматически означало принадлежность к готской родословной, ведущей свои корни от готской короны.
Читать дальше
Кодекс Бусидо. Исключение из правил В университетах, сопоставляя мировоззрение самураев и викингов, приходят к выводу, что главное отличие было именно в отношении к деньгам - викингов этот вопрос не заботил, а вот у самураев коммерческая жилка недостатком не считалась. Один самурай, проверяя конторские книги, обнаружил недостачу и решил обратиться за помощью к представителю своего отряда. Он написал следующее: "Недостойно совершать сэппуку из-за денег. Поскольку Вы - представитель моего клана и мой предводитель, прошу выслать некоторую сумму". Поскольку это было разумно, ему предоставили недостающие средства, и вопрос был закрыт. У японцев даже совершив проступок, можно всё уладить, не предавая его огласке. Читать дальше
Самураи. Полководцы. Вожди кланов. В биографиях японских полководцев просматриваются некоторые общие тенденции. Начиная с 60-х гг. XVI века война приобретает больший размах, чем когда-либо прежде. Росла численность армий, изменялась их структура. Сокращалась доля конницы, хотя абсолютное число конных самураев могло оставаться прежним. В то же время значительно выросла численность рядовых пехотинцев - асигару. Солдаты неблагородного происхождения всегда играли заметную роль в самурайской войне, хотя эту роль часто недооценивали авторы описаний военных кампаний. Но если прежде рядовые солдаты представляли собой простых крестьян, мобилизованных на войну, то к середине XVI века асигару становятся профессиональными солдатами. Разумеется, роскошь иметь постоянную армию могли позволить себе только наиболее состоятельные даймё (феодалы). Таким образом, для данного периода характерно исчезновение мелких даймё, которые располагали только ополчением. Крупные землевладельцы постепенно поглощали мелких соседей. Те же, потеряв землю, поступали на службу к крупным даймё. Именно среди таких безземельных самураев появились новые талантливые полководцы... Другая тенденция касалась оружия, применяемого японцами. К концу периода враждующих провинций конные самураи практически перестали использовать луками, предпочтя им копья. Благодаря этому изменению самурайская конница получила возможность атаковать строй асигару, к которым перешла роль лучников. Но луки продержались на вооружении японской армии недолго, поскольку в Японии появилось огнестрельное оружие. Первые ружья в Японию попали из Китая. Но особой популярности они не получили, пока в 1543 году в Японию не попали фитильные аркебузы из Европы. Хотя фитильные ружья обладали низкой скорострельностью, при умелом руководстве огнем они оказались весьма эффективны. Кроме того, среди асигару распространение получили длинные копья, напоминающие европейские пики. С помощью этих пик одни асигару защищали своих товарищей, вооруженных аркебузами. При этом действовали гораздо гибче, по сравнению с теми же швейцарцами, образовывавшими жесткое каре...
Читать дальше
Дзэн и путь меча Хочу поделиться книгой Уинстона Л. Кинга "Дзэн и путь меча. Опыт постижения психологии самурая" (Zen and the Way of the Sword. Arming the Samurai Psyche), скачать можно в формате DOS. Издательство: Евразия, 2002 г. Настоящая книга задается следующей проблемой: какое значение имел дзэн-буддизм для японских воинов средневековья и нашего времени? Как он изменил их? Почему воины, стремившиеся к совершенству, исповедовали именно эту форму буддизма? Ведь буддизм, какие бы формы он ни принимал в той или иной стране, остается в первую очередь религией сострадания. Ни разу за всю свою долгую историю буддизм не был связан с войной. Как же тогда могло случиться, что дзэн укрепил боевой дух японского воина? Как могло произойти то, что дзэн вошел в кровь и плоть японского военного сословия и стал неотделим от самурайского духа? Ниже - отрывок из книги о влиянии Эйсая на становление дзэн. Этот буддийский монах периода Камакура является основателем школы дзэн-буддизма Риндзай. Родился
Эйсай (Myōan Eisai, 1141 - 1215) в провинции Биттю в семье синтоистского священника из рода Кая. Был монахом эзотерического буддизма школы Тэндай. Стремясь пройти обучение в буддийских монастырях Китая, он совершил две поездки в Китай, где знакомится с учением чань (
дзэн ). После возвращения в Японию он сразу стал проповедовать новое учение дзэн. Его покровителями выступали главы виднейших военных родов, включая сегунов из рода
Минамото . Эйсай основал в городе Хаката первый в Японии дзэнский монастырь Сёфукудзи. В стране оформилась новая буддийская школа
Риндзай , а монах написал трактат "Рассуждение о распространении созерцания для защиты страны", который стал манифестом дзеэн-буддизма в Японии.
Читать дальше
Самураи. Эволюция вооружения Военная история Страны восходящего солнца неотделима от истории военного оружия. Эта книга - первый серьезный труд по всему древнему и средневековому оружию Японии на русском языке. Развитие, конструкции и предназначение всех типов оружия и защитного вооружения с III века н.э. до середины XIX века, подробнейшее описание экипировки самурая и рядового пехотинца, отличие вооружения японского воина от вооружения западного рыцаря, неразрывно связанное с различием в способах ведения боевых действий, - вот далеко не полный перечень тем, анализируемых автором. Книга отличается глубоко научным и профессиональным подходом и включает подробный глоссарий с объяснением всей используемой терминологии. Автор книги - специалист по военной истории Античности и Средневековья, обладатель черного пояса (2-й дан) по каратэ школы Сетокан и черного пояса (1 -А дан) по кобудо Тэнсин Седэн Катори Синто Рю. Владеет различным японским и окинавским оружием: мечом, нагината, шестом, палкой, тонфа, кама, саи и другими. Японской тематике посвящено несколько из написанных им книг: "Японский меч", "Замки и крепости Индии, Китая и Японии", "Замки Японии". Издание представляет несомненный интерес для историков, оружиеведов, коллекционеров, а также для всех, кто занимается японскими боевыми искусствами или увлекается военно-исторической тематикой и историей Японии.
Читать дальше
Ментальные особенности средневековых японских самураев Мы, как люди, более относящиеся по складу ума к западной цивилизации и культуре, привыкли все, находящееся вокруг нас, а также внутри нас, анализировать. Не обойтись без определенного анализа и при изучении ментальных особенностей средневековых японских самураев. Само собой, что при этом нужно отчетливо осознавать то, что во многом, изучая данную культурную парадигму, мы делаем проекции со стороны своей собственной культуры. Сама методология данного исследования напрямую свидетельствует об этом; и, тем не менее, доля некоторой объективности вполне возможна. Изучив множество источников по истории и теории японской культуры, можно выделить следующие характерные черты и особенности средневековых японских воителей, оказавших влияние и на других представителей своего социума: 1)
Синтетичность мышления, мировосприятия. С этим связаны стремление к гармонии, восприятие души и тела как неразрывного единства. Эта особенность затрагивает и взаимное дополнение боевых искусств и каллиграфии, техник тела и чайной церемонии, войны и мира, любви и ненависти, жестокости и сострадания и т.д. Данную особенность замечательно иллюстрирует всем известный символ «Инь-Ян», почерпнутый из китайского даосизма. Он свидетельствует именно о стремлении к гармонии между, казалось бы, разнородными, но, вместе с тем, имеющими некие общие элементы, началами. Средневековые самураи (или – более любимый ими самими термин – буси) стремились к гармонии на всех уровнях жизни, включая и взаимоотношения мужчины и женщины в семье. Несмотря на традиционные патриархальные установки, ценность женщины никогда не подвергалась сомнению; ее значимость для семьи была, по существу, не меньше значимости воина, стоявшего во главе «ячейки общества». О благородном, высоком отношении к жене повествует, например, Дайдодзи Юдзан Шигесуке – один из тех немногих людей, которые предпринимали попытки систематизировать разрозненные моральные нормы в некий кодекс, как упорядоченное единство элементов, причем единство, опять же, гармоничное.
Читать дальше