Японская эстетика
Японская эстетика сформировалась под влиянием
синто ,
буддизма , дао и
конфуцианства . Из синтоизма пришло понятие ками - духовная сущность, начало, присущее всему в природе. Ками есть у человека - душа, у отдельного дерева, камня или целой рощи - дух. Ками присутствуют и в искусственно созданных вещах, причем в каждой из них - своя индивидуальная душа. Мерилами
красоты у японцев служат четыре понятия -
саби, ваби, сибуй и югэн . Первые три понятия своими корнями уходят в древнюю религию синто, а югэн - навеяно буддийской философией. Без этих понятий пытаться понять японскую культуру бессмысленно. В традиционной японской эстетике саби, ваби, сибуй и юген определяют сущность прекрасного. Еще одно понятие -
макото , это подлинная природа вещей, и видимое и слышимое - формы проявления этой природы. Это слово можно перевести как истина и искренность, а задача художника - найти эту истину, но не примешивать к ней ничего своего, личного. Макото отражает закон не только искусства, но и жизни. Понятие искренности вещей связано с важной категорией прекрасного -
моно-но аварэ , то есть "очарование вещей"
Красота по-японски Мерилами красоты у японцев служат четыре понятия - саби, ваби, сибуй и югэн. Первые три понятия своими корнями уходят в древнюю религию синто, а югэн - навеяно буддийской философией. Без этих понятий пытаться понять японскую культуру бессмысленно. В традиционной японской эстетике саби, ваби, сибуй и юген определяют сущность прекрасного. Саби дословно означает ржавчина. Этим понятием передается прелесть потертости, некоего налета времени, патины, следов прикосновения многих рук. Считается, что время способствует выявлению сути вещей. Поэтому японцы видят особое очарование в свидетельствах возраста. Их привлекает темный цвет старого дерева и замшелый камень в саду. Категория саби выражает связь искусства с природой.
Читать дальше
Печальное очарование вещей Говоря о японской эстетике, в первую очередь оперируют такими понятиями как
ваби-саби , что буквально означает скромная простота. То есть японцы воспринимают прекрасное в их естественности и неподдельности.
Ваби — это отсутствие нарочитого, красота простоты. Красота и естественность для японцев - понятия тождественные. Все, что неестественно, не может быть красивым. Ваби - это отсутствие чего-либо вычурного, броского, нарочитого, то есть в представлении японцев вульгарного.
Саби дословно означает ржавчина. Этим понятием передается прелесть потертости, некоего налета времени, патины, следов прикосновения многих рук. Считается, что время способствует выявлению сути вещей. Поэтому японцы видят особое очарование в свидетельствах возраста. Их привлекает темный цвет старого дерева и замшелый камень в саду. Категория саби выражает связь искусства с природой. Ваби-саби трудно объяснить, используя западные понятия, в японском понятии красоты она занимает примерно то же место, какое в Европе занимают античные идеалы красоты и совершенства. Но кроме понятий ваби-саби мерилой красоты у японцев служит еще один эстетический идеал -
мияби (Miyabi), который обычно переводится как элегантность, изысканность. Это понятие сложилось в аристократическую эпоху Хэйан и противопоставлялось всему вульгарному, шероховатому и грубому.
Читать дальше
Эстетика синто Первые европейцы, посетившие Японию, были поражены красотой буквально всех японских бытовых вещей, которые отличались особой эстетичностью по сравнению со своими аналогами в Китае или Корее, откуда собственно и попали на архипелаг. Сами японцы воспринимали это как должное. Врожденным эстетическим чувством жители Страны восходящего солнца обязаны своей религии
синто . Из синтоизма пришло понятие
ками - духовная сущность, начало, присущее всему в природе.
Ками есть у человека - душа, у отдельного дерева, камня или целой рощи - дух. Ками присутствуют и в искусственно созданных вещах, причем в каждой из них - своя индивидуальная душа. Для синтоизма гармония включает в себя священное отношение к свойствам природных материалов, ведь камень и/или дерево обладают духом, это божество
ками . Японцы развили в себе эстетическое чувство, достигнув той степени красоты, которое превосходит видимые глазу свойства материалов. Этот уровень описывается словом
yugen , которое обозначает "тайну" или "неуловимость". Красота уровня yugen скрывается под внешним слоем материала, но находится в гармонии с ним, влияя на сознание и подсознание человека. Другая сторона японских вещей описывается словом
myo , что означает "странность", "непонятность", "умение". Нельзя достичь myo путём сознательного усилия, myo является подсознательным выражением чего-то такого, что выходит за рамки простой техники и появляется в результате космического духа. Причина, по которой европейцы не могут достигнуть myo в своём искусстве, заключается в том, что в их творениях слишком много их собственного
эго .
Читать дальше
Нагасаки - город в дождь Нагасаки - крупный порт и город в Японии, расположенный на западе острова Кюсю у одноименного залива. Основан он в 1579 году по совету иезуитов и стал центром христианства в Стране восходящего солнца. Японские и иностранные туристы сейчас посещают в городе многочисленные церкви и христианские постройки, жемчужина - церковь Оура, которая входит в список Национальных сокровищ Японии. Среди достопримечательностей Нагасаки - китайская часовня Сёофукудзи, синтоистское святилище Сува, буддийские храмовые ансамбли, мост Меганэбаси, музеи. Но я хочу показать другой Нагасаки, в естественной красоте. Город расположен в долине между несколькими холмами и горами, так вот, в западной части залива, куда редко попадают туристы, находится канатная дорога на гору, где расположено старое кладбище для иностранцев. Перед холмом есть небольшой пруд, здесь растет лотос и плавает пара черепах. Рядом плющ цепляется за камни, а на листьях блестят капельки дождя. Эта красота неброская, но в соответствии с
японским каноном красоты это и есть архаическое несовершенство, прелесть старины и печать времени. Согласно концепции ваби-саби, это естественная красота, рожденная временем, его печать. Листья, собранные в дождь крупными каплями, паук с его паутиной, замшелый камень и кошка, гуляющая сама по себе, - в этом есть какой-то налет времени, очарование и прелесть недоговоренности. Японцы ценят отсутствие вычурного, броского и нарочитого, находят и ценят прекрасное во всем, что окружает человека. Этому, думаю, хорошо бы научиться и нам.
Читать дальше
О японском минимализме Японский этнический стиль в интерьере часто называют минимализмом. К минимализму Япония пришла не только в погоне за эстетикой, это явилось следствием национальных особенностей и жизни в достаточно капризном климате, с постоянной угрозой землетрясений. Отсюда изящные и легкие раздвижные сёдзи, общий принцип горизонтальности внутренних помещений, предпочтение дерева камню, легкость и открытость построек. Подобное жилище не так опасно во время толчков, оно легко собирается после разрушения, да и вероятность погибнуть под руинами из бумаги и бамбука не так уж велика. Японский дом зачастую является частью сада, поэтому традиционным продолжением интерьера в нем всегда был и остается пейзаж.
Читать дальше
Следующая страница
Фотогалерея "Цукубаи"