Плантации зеленого чая
|Рассылка: Subscribe.Ru | RSS-лента Канал новостей |
Как и многое другое, Япония заимствовала культуру употребления чая из Китая. Японцы стараются добиться совершенства во всем, и выращивание зеленого чая не является исключением. За сотни лет им удалось вывести идеальные сорта, некоторые из которых по своим свойствам намного превосходят китайские. А сам процесс употребления готового напитка превратился в известную на весь мир чайную церемонию. В Японии существует множество чайных плантаций. Цвет, аромат и вкус чайных листов, собираемых на разных плантациях, варьируется не только от сорта растений, но и от способа выращивания, а также от почвы в том или ином районе. На красных почвах растение дает чайный лист, богатый на вкус и аромат, но который не обеспечит яркий зеленый цвет напитка. А чайный лист с песчаных почв дает идеальный цвет, но особыми вкусовыми качествами не блещет. Поэтому качество зеленого чая японцы напрямую связывают с местом его произрастания, с плантацией, на которой он вырос. Сейчас чай выращивают в четырех префектурах - в Киото, Нисио, Айти и Кюсю. Самая знаменитая плантация находится в окрестностях Киото и называется Обубу (Kyoto Obubu Tea Plantations).
Основатель японской дзен-буддийской школы Риндзай монах Эйсай
Согласно преданиям, зеленый чай привезли в Страну Восходящего Солнца из Китая буддийские монахи в VIII веке в период Нара. Считается, что первое чайное растение в Японии было посажено монахом Гёки в 748 году. А уже в 801/805 годах монах Сайтё разбил в Киото у подножия священной горы Хэдзан первые плантации чая. Японские буддисты создали обряд под названием инча - религиозную церемению, после которой проводилось массовое чаепитие. Но только с XII века употребление чая получает в Японии широкое распространение. Это было связано с деятельностью дзэнского священника Эйсая (1141—1215). Вместе с несколькими японскими буддийскими монахами он побывал в Китае. Вернувшись на родину в 1191 году, Эйсай начал проповедовать среди японцев дзэн-буддизм. Кроме того, он привез из Китая чайные кусты и стал выращивать чай при дзэн-буддийском монастыре. Чай подносили Будде. Его пили во время религиозных ритуалов и медитаций, богатый аминокислотами и кофеином чай хорошо помогал служителям храмов во время длительных медитаций. Эйсай в своих сочинениях (О пользе для здоровья от питья чая) особо подчеркивал пользу чая для сохранения и укрепления здоровья.
Эйсай вошел в историю и благодаря изобретенному им способу приготовления чая - измельченные листья горького зеленого чая засыпаются в кипящую воду и помешиваются специальной бамбуковой палочкой, украшенной перьями, до появления пены. Он полагал, что приготовленный таким образом чай обладает тонизирующим действием и вообще полезен для здоровья. Впоследствии чаепитие превратилось в своеобразное церемониальное искусство. Например, Тоётоми Хидэёси повсюду искал знатоков чайной церемонии и щедро вознаграждал их. Порой чаепитие превращалось в показной ритуал, но, следуя подлинно дзэнскому началу, считалось, что главное - это совершенная простота и естественность.
Эйсай после возвращения из Китая занялся усердной пропагандой здорового образа жизни. Он утверждал, что японцы слишком часто болеют сердечными заболеваниями, поскольку не употребляют в пищу горького. Горькое считалось основным средством для поддержания работы сердечной мышцы. Он говорил: «Посмотрите на китайцев, они пьют горький-прегорький чай, и оттого с сердцем у них все в порядке». Эйсай обратил в свою чайную веру не только большинство монахов дзэнских монастырей и простых японцев, но и сёгуна Миномотоно Санэтомо, который был большим любителем спиртного и часто страдал от похмелья. Однажды, посетив сегуна в похмельное утро, Эйсай прописал ему чай в неограниченных количествах. Когда Санэтомо полегчало, он издал указ, чтобы его вассалы поступали таким же образом, то есть пили много чая. С тех пор (с XII века) чаепитие стало неотъемлемой частью образа жизни любого японца.
Есть еще одна особенность образа жизни японцев, которая связывает, казалось бы, такие несовместимые напитки, как вино и чай. И во время пиров, и во время коллективных чаепитий японцы слагали стихи. И вино, и чай считались и считаются по сей день напитками священными – с их помощью можно общаться с богами, облекая свои мысли и чувства в божественные слова. Поэтому чай всегда подносят статуям Будд, а возле храмов располагаются бесчисленные чайные лавки.
Считается, что особенно большой вклад в разработку чайной церемонии внес монах Рикю (1522–1591). Когда его спросили о том, в чем состоят секреты «Чайного Пути», он отвечал так: «Есть семь секретов.
Заваривай чай так, чтобы твой гость получал от него удовольствие.Раздуй уголья, чтобы вода закипела.Поставь цветы как надо.Пусть в комнате будет прохладно летом и тепло зимой.Опережай время.Пусть твой зонтик всегда будет наготове – даже если не идет дождь.Пусть твое сердце чувствует сердце гостя».
В Японии насчитывали 24 лечебных эффекта чая, вот лишь некоторые из них
– успокоение духа;– прояснение;– очищение головы и глаз;– охлаждение от жары и от избыточного жара;– нейтрализация яда;– отрезвление от вина;– укрепление зубов;– лечение болезней сердца;– лечение заболеваний мочеполовой системы;– лечение голоса– и, конечно, долголетие
Распространению культуры чая и чаепития способствовал и основатель другого направления дзэн-буддизма в Японии священник Догэн (1200—1253), также побывавший в Китае. В XII—XV веках. с усилением влияния дзэн-буддийских монастырей питье чая получает популярность не только среди монахов, но и среди самураев, горожан, аристократов. В период Эдо зеленый чай окончательно завоевал Японию - по всей стране началось его производство, и чаепитие получает популярность не только среди монахов, но и среди простого населения.
Женщины собирают листья чая в длинных платьях и с защитой лица от солнца,
фото периода Мэйдзи
Японские женщины при сборе листьев чая носят традиционную одежду,
по аналогии с тем, которую носили 100 лет назад