Голландская Ост-Индская компания,торговля пряностями и пиратство
Голландская Ост-Индская компания,торговля пряностями и пиратство
Прибытие в гавань голландского корабля»,
с веб-сайта Национальной парламентской библиотеки Японии
Для тех, кто изучает японскую историю, Голландская Ост-Индская компания всегда будет ассоциироваться с небольшим торговым постом на искусственном острове Дэдзима в гавани Нагасаки, где торговцам приходилось подчиняться законам сёгуната Токугава, ограничивающим контакты с внешним миром. В действительности же Дэдзима была лишь одной из множества факторий этой компании, соединившей многие страны Юго-Восточной Азии сетью морских торговых путей в XVII-XVIII веках.
В этой статье я буду говорить о «Морской Азии» – регионе, включающем страны, расположенные в акватории Японского, Восточно-Китайского, Южно-Китайского морей, Бенгальского залива и морей, омывающих Индонезию и Филиппины. Благодаря сезонным ветрам, возникающим из-за разницы температур воды и воздуха, в этом густонаселённом и экономически активном районе, включающем также южное побережье Китая и Японию, на протяжении веков процветала морская торговля. В XVII и XVIII веках ключевую роль в поддержании этих торговых связей и создании торговой сети, охватившей почти весь этот регион, сыграла Голландская Ост-Индская компания.
Штаб-квартира Ост-Индской компании в Амстердаме
Период существования этой компании, с 1602 по 1799 год, совпадает с первыми двумя веками правления сёгунов Токугава в Японии. С 1630-х годов, когда сёгунат установил строгие правила заморской торговли (часто называемые «изоляцией Японии»), Ост-Индская компания была единственной европейской организацией, получившей право прямой торговли с Японией. Можно было бы подумать, что это, учитывая различные ограничения и запреты, введенные Китаем, способствовало лёгкому обогащению компании, пользовавшейся своей привилегией торговать в спокойных водах региона. В действительности же Восточно-Китайское море вовсе не было спокойным. Различные компании, синдикаты и государства соперничали за контроль над торговыми путями, и это соперничество подчас приводило к жестоким столкновениям. Эти «неспокойные воды» и стали ареной расширения Ост-Индской компании, чья торговая сеть охватила территорию от Восточно-Китайского моря до Бенгальского залива. Ниже я рассмотрю вклад Голландской Ост-Индской компании в региональную торговлю морской Азии в начале Нового времени, а также в динамично развивавшееся экономическое и культурное взаимодействие, ставшее возможным благодаря этой торговле.
Начало: торговля пряностями и Индия
В 1595 году синдикат, состоящий из девяти богатых амстердамских купцов, отправил первый флот торговых кораблей на Восток с целью получения прибыли от прямых поставок дорогостоящих азиатских товаров. Эта экспедиция показала коммерческий потенциал таких предприятий, и вскорости образовалось около двадцати торговых компаний, импортирующих мускатный орех, шелуху мускатного ореха и гвоздику с Молуккских островов в Индонезийском архипелаге, известных также как Острова пряностей. Опасаясь падения доходности из-за чрезмерной конкуренции, голландское правительство в 1602 году создало на основе этих синдикатов «Объединённую компанию Восточной Индии» (Vereenigde Oost-Indische Compagnie).
Корнелис Вром (Hendrick Cornelis Vroom).
Отплытие кораблей Голландской Ост-Индской компании
на родину (начало XVII века). Rijksmuseum Amsterdam.
Первый постоянный торговый пост Ост-Индской компании появился в провинции Бантен на Яве в 1603 г. В 1605 г. была построена крепость в г. Амбон в Молукке, ставшая штаб-квартирой компании в борьбе с английскими, испанскими и португальскими торговцами, и позволившая постепенно установить контроль над местными властями отчасти за счёт военной силы, отчасти путём политических манипуляций. Голландцы пытались силовым способом увеличить производство ценных специй в некоторых регионах, но вскоре поняли неэффективность таких методов и признали необходимость экономических стимулов, после чего занялись ввозом в эти регионы товаров, пользующихся большим спросом.
Зная о постоянном высоком спросе на индийские крашеные ткани на Молуккских островах и по всей Индонезии, Ост-Индская компания расширила торговую сеть на территорию Индии. Несмотря на противодействие португальцев, которые раньше голландцев обосновались на континенте, компании удалось договориться с местными правителями об устройстве факторий, то есть торговых постов, в Петапули, Масулипатнаме (сегодняшний Мачилипатнам), Пуликате, Негапатаме (сейчас Нагапаттинам) и Хугли. Голландцы сосредоточили свои усилия в основном на Коромандельском побережье, где производился крашеный текстиль, в итоге сделав побережье центром торговли тканями Ост-Индской компании.
Расширение торговой сети: торговля с Китаем и Японией
С самого начала Ост-Индская компания выбрала в качестве своей базы Яву, рассчитывая, что остров будет служить транзитным пунктом не только для кораблей, пересекающих Индийский океан в направлении Молуккского архипелага, но и для тех судов, которые направляются в Китай через Южно-Китайское море. Несмотря на строгие ограничения, введенные правительством династии Мин на заход иностранных торговцев в китайские порты, португальцы получили разрешение от местных властей и с 1557 года обосновались в Макао. Португальские купцы в Макао получали баснословные прибыли, продавая китайский шёлк в Японию через порт Нагасаки и возвращаясь с грузом японского серебра. Ост-Индская компания тоже хотела поучаствовать в этой торговле.
Лоренцо Кастро, Отбытие Голландского корабля
Ост-Индской компании с капитаном Ван Хоорном
В 1619 году, воспользовавшись своей базой Бантене, столице одноименного султаната, голландцы захватили входившее в состав султаната княжество Джакатра (современная Джакарта), переименовали её в Батавию и перенесли туда штаб-квартиру Ост-Индской компании в Азии. Оттуда они продолжили свои попытки установить контроль над торговлей с Молуккским архипелагом, одновременно попытавшись наладить отношения с Китаем. Голландцы активно вели переговоры с властями китайской провинции Фуцзянь, добиваясь разрешения открыть собственную факторию на китайском побережье, но португальцам удалось помешать этому, и Ост-Индская компания обратила своё внимание на торговлю с Японией.
Роберт Бейтман, Труженики голландской ост-индской компании
Сначала сёгунат Токугава с энтузиазмом воспринял предложение голландцев наладить торговые связи, увидев в этом возможность нейтрализовать португальцев, прочно закрепившихся в Нагасаки. В 1609 г., получив приглашение от Токугавы Иэясу через главу клана Мацуура, Ост-Индская компания открыла факторию в Хирадо, примерно в 80 км от Нагасаки. На тот момент Хирадо уже был важным центром торговли с южным побережьем Китая, и новая торговая фактория дала возможность голландцам открыть прибыльную торговлю, сохранив при этом безопасную дистанцию от португальцев в Нагасаки.
Золотой век пиратства
Сказанное выше подтверждает, что Китай был важнейшим государством в системе азиатской морской торговли, поэтому политические и экономические процессы именно в этой стране повлияли на развитие торговли в XVII веке. Чтобы понять причины этого явления, необходимо обратиться к более раннему времени, когда в XVI веке правительство династии Мин, монополизировавшее торговлю с иностранцами с помощью системы императорских налогов, утратило контроль над торговлей в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях.
Правительство Мин вынуждено было тратить огромные средства на снабжение войск, защищающих северные границы Китая от частых нападений монгольского Алтан-хана (1507-1582). При этом стандартным средством оплаты в регионе стало серебро, что породило огромный спрос на него. Серебро же Китай получал из двух источников.
Первым источником серебра для Китая были серебряные шахты в Америке, контролируемые испанцами. Когда в 1580-е годы испанские торговые галеоны начали перевозить серебро из Акапулько, находящегося на территории современной Мексики, в Манилу, торговцы из провинций Фуцзянь и Гуандун начали совершать ежегодные поездки в Манилу, возвращаясь с большими партиями серебра. Вторым источником серебра была Япония. Однако с тех пор, как правительство Мин прервало торговые связи с Японией, японское серебро могло попадать в Китай только в ходе незаконных операций, проводившихся т. н. вако (кит. вокоу), «японскими» пиратами и контрабандистами. Как объясняет Мураи Сёсукэ в первой статье этой серии (будет опубликована позднее, – прим. перев.), в конце периода Мин вако представляли собой группы торговцев, состоявшие преимущественно из китайцев, контрабандно ввозившие японское серебро в юго-восточные провинции Китая – Чжэцзян, Фуцзянь и Гуандун.
Прибыли, получаемые в результате этой торговли, позволили некоторым группам вако превратиться в мощные вооружённые коммерческие организации, обладавшие огромным влиянием на южном побережье. Тем временем постоянные поставки оружия и продовольствия к северным границам привели к появлению достаточно самостоятельных вооружённых сил на севере страны. К концу XVI века, когда империя Мин отчаянно сражалась с внешними угрозами, вооружённые организации приграничных регионов на севере и юго-востоке Китая вели оживлённую незаконную торговлю, в основе которой лежал импорт японского серебра. Одной из таких пиратских организаций была и Ост-Индская компания, избравшая в качестве своей базы Хирадо.
В первые несколько лет после основания фактории на Хирадо её деятельность была сосредоточена на ввозе в Японию шёлковой пряжи и текстиля из Китая через факторию в Патани на Малайском полуострове, а также оленьих шкур и сандалового дерева, использовавшегося для изготовления красной краски, из сиамского королевства Аютайя – всё это в обмен на японское серебро. Однако вскоре Хирадо обрёл более важную роль в стратегии компании. В 1613 г. Ост-Индская компания начала посылать провиант, оружие и даже японских воинов на Молуккские острова для размещавшихся там голландских войск, которые вели борьбу с англичанами и испанцами. Ост-Индская компания также посылала корабли против испанских и португальских судов у побережья Манилы и Макао, а также для перехвата китайских джонок. В период между 1616 и 1621 годами вооружённые корабли голландцев постоянно останавливались в Хирадо, чтобы загрузиться боеприпасами и выгрузить добычу. Компания продолжала пиратствовать до 1621 года, пока сёгунат не наложил запрет на эту деятельность из-за жалоб Испании и Португалии.
***
@ Ота Ацуси, доцент Университета Хиросима, преподаёт историю. Родился в 1971 г., закончил магистратуру Университета Васэда в 1996 г. Учился в Лейденском университете (Нидерланды), работал исследователем в Ратгерском университете (США), Национальном университете Сингапура, в Academia Sinica на Тайване.