Japanese Dolls
Меню сайта
Рекламное место
Интересное
Наш опрос
      Как Вы находите этот сайт?
Всего ответов: 1016
We Heart It
.
Наша кнопка
Japanese Dolls











Рыцари и самураи


|Рассылка: Subscribe.Ru | RSS-лента Канал новостей |



В VIII веке на востоке, северо-востоке и крайнем юге Японии для борьбы с айнами зародилось самурайство. На границах обитания японского этноса создавались отряды из японских переселенцев, которые в совершенстве владели искусством стрельбы из лука и верховой езды. Поселенцы, получавшие поддержку и оружие, были более пригодными и ловкими бойцами в борьбе с айнами по сравнению с воинами правительственных армий. Появление вооруженных поселенцев содействовало появлению самурайского класса на Японском архипелаге. Это было воинского сословия, определившее историю своей страны на протяжении столетий. Первоначально они были в услужении аристократических родов, а в конце эпохи Хэйан крупнейшие кланы самураев обрели самостоятельный политический и военный вес. Как особое сословие самураи существовали на протяжении всей истории Японии. Самурай означал людей не просто военных, а воинов, придерживавших Кодекс чести Бусидо. Европейский аналог самурая - это рыцарь, изначально это был любой свободный человек, имеющий возможности и силы служить в кавалерии. Но со временем рыцарство перешло в разряд титулов и стало одним из сословий, статус рыцаря предполагал благородное происхождение человека. За неимением айнов европейские рыцари воевали с арабами и викингами. Оба сословия формировались постепенно, они прошли длинный путь становления уважаемого и привилегированного сословия. Для того, чтобы заслужить уважение и почет в обществе, рыцарям и самураям нужно было соблюдать кодексы чести. Рыцари и самураи ассоциируются у нас с такими понятиями, как благородство, отвага, честь, долг и другими нравственными идеалами.



Рыцари

Эпоха рыцарей и самураев прошла, самураи давно стали менеджерами в японских компаниях и политиками, это элита японского общества. А европейские потомки рыцарей возглавляют вооруженные силы своих стран, трудятся в науке и национальных корпорациях, среди них много людей свободных профессий - писателей, художников, музыкантов. Но рыцарская этика и кодекс чести самураев не потеряли своей актуальности в наше время, поведение рыцарей и самураев, до сих пор их идеалы и мировоззрение остаются эталоном для оценки правильности и неправильности поступков.



Самурай

Между рыцарями и самураями много сходства, но есть и различия. Посвящение в рыцари носила ритуальный характер, это побуждало воинов делать благородные поступки, быть смелым и скромным, всегда защищать людей притесняемых сословий. В рыцарстве выработался нравственный и эстетический идеал воина, был создан собственный Кодекс чести. У самураев существовал этический кодекс - Бусидо, который был их кодексом чести. Бусидо был образован на основе философии буддизма, синто и учения Кунфуция. Его главная идея заключалась в том, что самурай должен был постоянно помнить, что он должен умереть за своего господина. Подобный взгляд на жизнь позволял воину не мелочиться, спокойно относиться к человеческим страстям и не бояться смерти. Это не значит, что самураи обязательно стремились умереть или покончить жизнь самоубийством. Самураи воспитывали детей по правилам самурайской этики. По сравнению с европейскими рыцарями, их культура и воспитание было значительно выше. Самурай получал неплохое образование, умел писать стихи, знал каллиграфию и чайную церемонию, он каждое утро принимал ванну, брился, душил волосы, стриг ногти, аккуратно шлифовал их пемзой и полировал токуса. Обязательными моральными нормами для самурая были храбрость, верность, справедливость и мужество. Рыцарский кодекс чести и Бусидо во многом схожи, но есть и большие различия. Разный менталитет порождал разное отношение к вещам и явлениям. Это не значит, что одни плохие, а другие хорошие, это означает, что самураи и рыцари просто имели разные подходы к тому, чтобы проявлять свою отвагу и храбрость. Это предмет докторских диссертаций ученых многих университетов. В силу культурных различий, например, поступок, с точки зрения рыцарского кодекса чести рассматривающийся как хорошая воспитанность, с точки зрения бусидо может рассматриваться как лицемерие. Просьба дать честное слово рассматривалась бы японским воином как личное оскорбление, так как бусидо запрещало лгать и неисполнять данных обещаний. В то же время, с точки зрения бусидо, воин всегда должен быть готов к бою, и потому неожиданное нападение на ненападающего противника соответствует бусидо, однако с точки зрения рыцарского кодекса чести подобное нападение считается бесчестным.



Трубадур

Если самурай своей главной задачей считал преданную службу своему сюзерену, то рыцарь совершал подвиги во имя своей дамы, господина или христианской веры. Он мог делать то, что он хочет, но при этом не отступая от кодекса чести и не нарушая верности тому, кому он поклялся служить. В Европе женщина в глазах рыцаря превращалась из раба в подругу, она стала объектом не только обожания, но и поклонения. В Европе начал складываться культ Прекрасной Дамы, особенно это проявилось в Провансе, на территории юга современной Франции. До нас дошла любовная поэзия провансальских поэтов, их звали трубадурами. Поэты-трубадуры не только сочиняли свои песни, провансальская поэзия открыла для европейской лирики не исследованный прежде мир индивидуальных переживаний. Среди трубадуров встречались люди различных социальных слоёв, в подавляющем большинстве они были незнатными рыцарями, некоторые происходили из богатых семей. Каждый трубадур долго обучался правилам хорошего тона и обхождения с дамой, а также поэзии и музыке. По своему образованию и культуре они приближались к уровню японской культуры, где каждый самурай мог писать стихи.



Вот одно из стихотворений трубадуров, его автор - Гираут де Борнель (Giraut de Bornelh) родом из Лимузена. Он считался одним из лучших трудабуров. Поэт-рыцарь много путешествовал по Франции и Испании, участвовал в Третьем крестовом походе, был соратником Ричарда Львиное Сердце.

***
Когда лед и холод и снег
Отступают и возвращается тепло
И когда зеленеет весна,
Когда я слышу песни птиц,
Мне так приятно
Это милое время в конце марта,
Что я прыгучей леопарда,
Быстрее козла или оленя.
Если красавица, которой я принадлежу,
Захочет почтить меня
Настолько, что позволит мне
Стать ее верным возлюбленным,
Я стану богаче и могущественней всех.

***
© Гираут де Борнель (1162-1199)



Виктор Васнецов, Богатырь, 1870-е годы

Через переводы Василия Жуковского провансальская лирика вошла в русскую поэзию. Сглаживая местный и исторический колорит, поэт-романтик делал акцент на символическом значении поэзии трубадуров. Мотив поклонения Деве Марии как Прекрасной Дамы использовал Александр Пушкин в стихотворении "Жил на свете рыцарь бедный…", которое было написано под влиянием перевода баллады "Рыцарь Тогенбург" Фридриха Шиллера, выполненного Василием Жуковским.

***

Жил на свете рыцарь бедный,
Молчаливый и простой,
С виду сумрачный и бледный,
Духом смелый и прямой.

Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.

Путешествуя в Женеву,
На дороге у креста
Видел он Марию деву,
Матерь господа Христа.

С той поры, сгорев душою,
Он на женщин не смотрел,
И до гроба ни с одною
Молвить слова не хотел.

С той поры стальной решетки
Он с лица не подымал
И себе на шею четки
Вместо шарфа привязал.

Несть мольбы Отцу, ни Сыну,
Ни святому Духу ввек
Не случилось паладину,
Странный был он человек.

Проводил он целы ночи
Перед ликом пресвятой,
Устремив к ней скорбны очи,
Тихо слезы лья рекой.

Полон верой и любовью,
Верен набожной мечте,
Ave, Mater Dei1 кровью
Написал он на щите.

Между тем как паладины
Ввстречу трепетным врагам
По равнинам Палестины
Мчались, именуя дам,

Lumen coelum, sancta Rosa!2
Восклицал всех громче он,
И гнала его угроза
Мусульман со всех сторон.

Возвратясь в свой замок дальный,
Жил он строго заключен,
Все влюбленный, все печальный,
Без причастья умер он;

Между тем как он кончался,
Дух лукавый подоспел,
Душу рыцаря сбирался
Бес тащить уж в свой предел:

Он-де богу не молился,
Он не ведал-де поста,
Не путем-де волочился
Он за матушкой Христа.

Но пречистая сердечно
Заступилась за него
И впустила в царство вечно
Паладина своего.

***

© Александр Пушкин





Иван Мазепа (1639 - 1709), национальный герой Украины

Интересно, было ли на Руси сословие, аналогичное самураям в Японии и рыцарям в Европе? Профессиональные воины, занимающиеся с рождения только войной, воинское сословие, как рыцари в Европе или самураи в Японии, думаю, были и у нас. На Руси князья и бояре должны были иметь дружину и выставлять ратников, в состав боярской дружины входили дети боярина, которые учились держать в руках меч и лук с малолетства. На Руси этих ратников называли витязями или богатырями, образ русских богатырей хорошо показан на страницах былин, в "Слове о полку Игореве" и в поэме Александра Пушкина "Руслан и Людмила", эти книги заменили нам рыцарские романы. Русские богатыри были самоотверженными, благородными воинами, смелыми и верными своему воинскому долгу. Эти качества входили в рыцарский кодекс чести. Бояре, как известно, владели вотчинами на правах частной собственности. То есть вотчина - это наследственное владение боярина, так было до правления Петра Первого. С его приходам к власти в России не только окончательно закабалили крестьян, но и упразднили боярство. Вместо этого дворян наделили поместьями, но поместье - часть государевой собственности, выделяемая помещику при условии службы государству. По смерти помещика его совершеннолетних детей мужского пола вновь наделяли землёй на тех же условиях, а несовершеннолетним и незамужним девицам вместе с вдовой выделяли вдовий удел для прокорма. То есть вотчина и поместье - две большие разницы, это как фермерское хозяйство и нищий советский колхоз. Петр Первый был не большим реформатором, если судить по его делам, он отбросил Россию далеко назад, упразднив частную собственность на землю. Это первый марксист на Руси еще до рождения Маркса и Ульянова. Назвать русских помещиков самураями может и можно, но это будет далеко от истины. Наши дворяне лакали водку в поместье и трахали крестьянских девок, а не служили своему господину. Институт русского рыцарства если где и сохранился, так это в Украине. Образ жизни рыцарей Украины блестяще показал украинский писатель Николай Гоголь в повести "Тарас Бульба". Герой этой повести, старый запорожский полковник Тарас Бульба, восклицал: "Есть еще лыцари на Украине!" Здесь это слово употреблено автором не случайно. Украинское рыцарство - блестящая страница нашей истории. Вся верхушка украинского казачества принадлежала к шляхте, то есть дворянству, время от времени она служила польскому королю или московскому царю. Рыцарями были Богдан Хмельницкий и Иван Самойлович, Яков Лизогуб и Иван Мазепа, многие другие гетманы и полковники, причем рыцарями во всех смыслах этого слова. В советский период нашей истории считалось, что Иван Мазепа, кавалер российского ордена Андрея Первозванного и польского ордена Белого Орла, предатель. Сейчас в Украине ему ставят памятники и в его честь называют улицы. Думаю, справедливость в отношении украинского рыцаря восторжествовала.

Вход на сайт
Поиск
Nolix Bar
Топ статей
Архив
Друзья сайта
Визиты




Анализ сайта - PR-CY Rank Яндекс.Метрика