Синто
Синто - традиционная религия Японии, дословно переводится как "путь богов". Основу её составляет культ предков и поклонение силам природы. В синто к числу божеств ками относятся божественные предки японского народа (духи гор, рек, камней, деревьев, огня, ветра), божества-покровители отдельных местностей и ремёсел, духи умерших. Ками незримо присутствуют везде, они буквально пронизывают окружающий мир. Главными священными книгами синто считаются два мифологических свода - Кодзики и Нихонги , они не похожи на канонические книги других религий, а представляют собой собранные и записанные сохранившиеся устные японские сказания и легенды. Эти книги лежат в основе ритуалов синто, которые сохранились практически без изменений на протяжении веков. В отличие от других религий синто не содержит моральных установок, место представления о добре и зле здесь занимают понятия чистого и нечистого. Развитого учения о загробном мире, аде, рае или Страшном Суде в синто нет. Смерть рассматривается как неизбежное затухание жизненных сил, которые затем возрождаются вновь. Синтоизм учит, что души умерших находятся где - то неподалёку и ничем не отгорожены от мира людей. Для последователя синто все основные события происходят в этом мире, который рассматривается как лучший из миров. В синто не требуется ежедневных молитв и частых посещений храмов. Вполне достаточно участия в храмовых праздниках и исполнениях традиционных обрядов, связанных с важными событиями в жизни. Поэтому сами японцы нередко воспринимают синто как совокупность национальных событий и традиций. В принципе ничто не мешает синтоисту исповедовать любую другую религию, даже считать себя атеистом. Но исполнение обрядов синто неотделимо от повседневной жизни японца с момента его рождения до самой смерти.
Нагаре-дзукури - архитектурный стиль храмов синто
Японские боги синто, когда спустились с небес и гор, жили на скалах, в дереве, камне или другом предмете. Японцы сначала храмов для них не строили, такие места просто ограждали с помощью веревки из соломы. Но после прихода в Японию буддизма, который имел свой особый архитектурный стиль, японцам стало неприлично (стыдно?), что их синтоистские святилища не имеют культовых зданий. Поэтому их стали сооружать, возникло несколько архитектурных стилей синтоистских храмов, у них разные названия, но всегда присутствует слово дзукури (zukuri), что собственно и означает стиль. В Древней Японии на территории синтоистского храма дзиндзя сооружали еще буддистский храм, такой комплекс назывался дзингудзи . Архитектурные стили синтоистских храмов получили разные названия. Например, храмы, построенные в стиле симмэй-дзукури , имеют двухскатную крышу, которая держится на деревянных столбах круглой формы. Концы стропил выходят сквозь крышу для того, что бы на них было установлено украшение из дерева, чем-то напоминающее тунца. Храмы, построенные в стиле гонгэн-дзукури , отличаются тем, что между основным и молитвенным павильонами имеют каменную комнату. Каждое помещение имеет свою высоту, крыша такого храма чаще всего украшается семью гребнями. Читать дальше
Святилища синто Святилища синто - это храмы, где отправляют ритуалы в честь богов синто. Существуют храмы, посвящённые нескольким богам, в других почитаются духи умерших определённого клана, а в храме Ясукуни почитаются японские военные, погибшие за Японию и императора. Но большинство святилищ посвящаются одному определённому ками. Традиция сооружения синтоистские святилищ появилась не позже VI века. Святилища богов синто регулярно обновляются и перестраиваются, в их архитектуру вносятся изменения, обычно они реконструируются каждые 20 лет. Сейчас в Японии насчитывается около 80000 синтоистских храмов. При храме имеется священник, проводящий обряды. Исторически храмы синто были общественными организациями, не имеющими центрального подчинения и управляемыми самими верующими. Обычно храмовый комплекс состоит из двух или более строений, расположенных в живописной местности, вписанных в природный ландшафт. Главное здание называется хондэн , оно предназначается для божества. В нём находится алтарь, где хранится синтай (тело ками), в котором живет дух ками. Синтаем могут быть разные предметы - деревянная табличка с именем божества, камень, ветвь дерева. Синтай не демонстрируется верующим, он всегда скрыт. В храме есть зал для молящихся хайдэн . Помимо главных строений, в состав храмового комплекса может входить синсэндзё - помещение для приготовления священной пищи, хараидзё - место для заклинаний, кагурадэн - сцена для танцев. Все постройки храмового комплекса выдерживаются в одном архитектурном стиле. Архитектура храмов разнообразна, но всех случаях главные здания имеют форму прямоугольника, по углам которого располагаются вертикальные столбы, поддерживающие крышу. В некоторых случаях хондэн и хайдэн могут стоять вплотную друг к другу, при этом для обеих построек сооружается общая крыша. Пол главных храмовых зданий всегда приподнят над землёй, поэтому в храм ведёт лестница. Ко входу может быть пристроена веранда. Традиционно храмы строились из дерева. Перед входом на территорию святилища располагаются как минимум одни тории . Читать дальше
Тории - священные ворота синто Тории (torii) - это ворота, ведущие внутрь синтоистского храма, иногда несколько ворот образуют аллею. Тории представляют собой два слегка наклонных вертикальных столба и несколько горизонтальных балок, число которых имеет символический смысл. По одной из версий тории изображают насест петуха. Согласно легенде, Бог Ямато в знак победы над восточными соседями повесил в своем храме метелку - символ удачи, связанный с культом петуха. Первоначально по своей конструкции тории были очень просты. Они состояли из необработанных деревянных стоек и двух горизонтальных перекладин определенных пропорций. Позднее столбы и перекладины стали обрабатывать, но оставляли неокрашенными. Затем, под влиянием китайского стиля, балки начали красить, обычно в красный цвет. Если тории находятся у входа в буддийский храм, то поблизости обязательно расположен храм синто, чаще всего на вершине небольшой горы. Синто старше тории, которые известны, вероятно, только с 10 века, в древней Японии тории использовались как обычные ворота, но с течением времени они стали атрибутом лишь синтоистских храмов, императорского мавзолея и некоторых кладбищ. Относительно редко тории устанавливаются над оживленной дорогой. Иногда можно обнаружить тории у дерева, вблизи скалы или родника. Читать дальше
Божества ками Ками - японские божества синто , считается, что ками равнозначно западному понятию "Бог - God". Во многих случаях ками почти невозможно отличить от анимистических божеств, однако в современном синто ками принято считать духами благородного происхождения, обладающими властью и авторитетом. Современная ками-концепция основывается на идее справедливости, порядка, святости и следующем базовом принципе - ками согласованно взаимодействуют друг с другом и радуются, пребывая в гармонии со всем мирозданием. В концепции ками есть много мест, которые невозможно понять полностью, что служит поводом для разногласий даже между признанными специалистами. Нет ясного представления об этих божествах и у самих японцев. Воспринимая ками интуитивно, люди стараются общаться с ними напрямую, вне внятной теологической концепции, объясняющей их природу. Так или иначе, невозможно сделать точным и ясным то, что в основе своей неопределенно. Лишь в последнее время духовные лидеры синто пытаются создать единую теорию ками и даже несмотря на это, остается немало вопросов, непонятных даже синтоистам. Японские этнографы делят миллионы божеств ками на два больших класса - местные и приходящие. К местным относятся ками, связанные с землей и почвой, родным краем, конкретной местностью, это духи земли, родовые божества, божества места рождения, усадьбы и дома, боги-охранители территории. В разряд приходящих зачисляют божеств, принесенных волнами, прилетевших по воздуху, которые не находятся постоянно в мире людей, а приходят из Иного мира. Когда они являются, их дух овладевает людьми. В состоянии одержимости эти люди изрекают божью волю и выступают в качестве оракулов. Некоторые японские этнографы считают, что к классу приходящих божеств относятся и духи-чудовища ёкай . Читать дальше
Синтай - вместилище божеств синто Синтай (Shintai) дословно можно перевести как "тело ками", это объекты расположенные в синтоистских храмах или поблизости от них и почитаемые как вместилище божеств синто. Есть еще понятие го-синтай (go-shintai), что означает "священное тело ками". В святилищах синто вместо слова используется синоним митамасиро (mitamashiro). Синтай не являются частью ками, а только временным хранилищам, которые делают их доступными для поклонения человеком. Понятие синтай близко к понятию ёрисиро (yorishiro) — объектов, способных притягивать к себе ками и давать им физическое место, которое они могут занять на время религиозной церемонии. В случае если в ёрисиро обитает ками, оно называется синтай. Чтобы подчеркнуть их святость, ёрисиро часто окружаются веревками
симэнава (Shimenawa), украшенными бумажными лентами сидэ . Синтай могут быть природные объекты (камни, горы, деревья и водопады) и рукотворные объекты, созданные человеком (зеркала, мечи, драгоценности магатама , жезлы гохэй и скульптуры синдзо ). В прошлом синтай могли быть даже статуи буддистских божеств. Из природных объектов священные горы, рассматриваемые как синтай, называются
синтайдзан , что дословно означает "горы синтай" Самым известным синтай является гора
Фудзи , менее известны горы
Мива и Нантай, водопад Нати и скалы Мэото Ива. Из рукотворных техногенных обектов самый известный синтай включают императорские регалии - Бронзовое зеркало Ята-но-Кагами , подвески из драгоценных камней (яшмы) Якасани-но-Магатама и меч Кусанаги-но-цуруги . Синтай могут быть и люди, живыми синтай считаются лучшие борцы
сумо - ёкодзуна . Поэтому они опоясываются веревкой симэнава призванной защитить святые объекты от злых духов. Также живым синтай может стать синтоистский священник
каннуси , когда в ходе религиозной церемонии в его тело войдет ками . Читать дальше
Синтайдзан - священные горы синто Синтайдзан - священные горы синто, место, где живут японские божества ками. Горы и связанные с ними верования являются важной частью мировоззрения японцев. Горой считаются не только вершины, но и сравнительно небольшие возвышенности. Любая из них может являться священным пространством, а горы с особым уровнем сакральности назывались миморо . Горы, где пребывают божества ками, это, как правило, покрытые растительностью вершины, а скалы, не имеющие растительности, – неблагоприятны, вредоносны, населены злыми силами. Синтайдзан - составная часть понятия синтай , это вместлище, делающее ками доступным для поклонения человеком. Синтай более широкое понятие, помимо священных гор сюда входят и другие природные объекты, например, водопады, деревья или отдельные скалы, а также рукотворные объекты - зеркала, мечи, драгоценности магатама. Самым известным синтайдзан является гора Фудзи . Но есть и другие священные сакральные места, старейшим считается гора Мива в провинции Ямато (современная префектура Нара), где проходило формирование японской государственности. На северо-западе полуострова Кии, в национальном парке Коя Рюдзин находится гора Коя , еще одно из священных мест в Японии. Читать дальше
Ритуалы синто Ритуалы синто отправляются с целью установления и поддержания связи между верующими и
ками , развлечения ками и доставления им удовольствия. Считается, что это позволяет надеяться на их милость и защиту. Основных ритуалов синто всего четыре, это очищение хараи , жертвоприношение синсэн , молитва норито и символическая трапеза наораи . Помимо этого существуют более сложные ритуалы храмовых праздников мацури . Хараи - акт ритуального очищения или состояние ритуальной чистоты, одно из основных понятий в практике синто. Для обряда используется ёмкость или источник с чистой водой и небольшой ковш на деревянной ручке. Верующий сначала ополаскивает из ковша руки, затем наливает из ковша в ладонь воду и ополаскивает рот, после чего наливает из ковша воду в ладонь и омывает ручку ковша, чтобы оставить его для следующего верующего чистым. Кроме того, существует процедура массового очищения, а также очищения места или предмета. Во время такого обряда священник вращает специальной тростью около очищаемого предмета или людей. Также может использоваться обрызгивание верующих солёной водой и обсыпание их солью. Подношение синсэн - верующий должен подносить ками подарки для укрепления связи с ками и демонстрации своей приверженности ему. В качестве подношений используются всегда простые предметы и продукты питания. Норито читаются жрецом, который выступает посредником между человеком и ками. Ритуальный пир наораи - обряд состоит в совместной трапезе прихожан, съедающих и выпивающих часть съедобных жертвоприношений и таким образом как бы прикасающихся к трапезе ками. Читать дальше
Следующая страница
Фотогалерея "Мико - служительницы синтоистских храмов"