Эстетика синто
|Рассылка: Subscribe.Ru | RSS-лента Канал новостей |
Первые европейцы, посетившие Японию, были поражены красотой буквально всех японских бытовых вещей, которые отличались особой эстетичностью по сравнению со своими аналогами в Китае или Корее, откуда собственно и попали на архипелаг. Сами японцы воспринимали это как должное. Врожденным эстетическим чувством жители Страны восходящего солнца обязаны своей религии синто. Из синтоизма пришло понятие ками - духовная сущность, начало, присущее всему в природе. Ками есть у человека - душа, у отдельного дерева, камня или целой рощи - дух. Ками присутствуют и в искусственно созданных вещах, причем в каждой из них - своя индивидуальная душа. Для синтоизма гармония включает в себя священное отношение к свойствам природных материалов, ведь камень и/или дерево обладают духом, это божество ками. Японцы развили в себе эстетическое чувство, достигнув той степени красоты, которое превосходит видимые глазу свойства материалов. Этот уровень описывается словом yugen, которое обозначает "тайну" или "неуловимость". Красота уровня yugen скрывается под внешним слоем материала, но находится в гармонии с ним, влияя на сознание и подсознание человека. Другая сторона японских вещей описывается словом myo, что означает "странность", "непонятность", "умение". Нельзя достичь myo путём сознательного усилия, myo является подсознательным выражением чего-то такого, что выходит за рамки простой техники и появляется в результате космического духа. Причина, по которой европейцы не могут достигнуть myo в своём искусстве, заключается в том, что в их творениях слишком много их собственного эго.
Эстетика синто кроме понятий тайна красоты Yugen / Myo оперирует так же понятиями ваби, саби и сибуй, которые служат мерилами красоты у японцев и определяют сущность прекрасного. Ваби - это отсутствие нарочитого, красота простоты. Красота и естественность для японцев - понятия тождественные. Все, что неестественно, не может быть красивым, ваби - это отсутствие чего-либо вычурного, броского, нарочитого, то есть в представлении японцев вульгарного. Саби дословно означает ржавчина, этим понятием передается прелесть потертости, некоего налета времени, патины, следов прикосновения многих рук. Считается, что время способствует выявлению сути вещей. Поэтому японцы видят особое очарование в свидетельствах возраста. Их привлекает темный цвет старого дерева и замшелый камень в саду. Категория саби выражает связь искусства с природой. Саби - это естественная красота, рожденная временем, его печать. Ваби и саби со временем стали употребляться как одно понятие ваби-саби, которое затем обрело более широкий смысл, превратившись в обиходное слово сибуй. Это красота, заключенная в материале при его минимальной обработке и практичность изделия. Сочетание этих двух качеств японцы считают идеалом.
Японцы красоту искали в обыденном, в природных материалах, в окружающем мире. Это можно увидеть в японском искусстве и литературе - дизайн керамических изделий незатейлив, цвета скромные, структура японских стихов проста и бесхитростна, но все это воплощают простоту и элегантную красоту. Монахи секты дзэн содействовали эволюции концепции ваби-саби и Yugen / Myo как эстетической ценности. Иллюстрацией может служить стихотворение Фудзивара-но Тэйка (Садаиэ) в качестве образца описания пустоты как идеальной формы красоты:
***Когда я смотрю вдаль,Я не вижу ни цветков вишни,Ни пестрых листьев,Только убогую лачугу на берегуВ сумерках наступающей осенней ночи.***
Позиционирование и цвет важны в синто
Момотэ сики - японский ритуал стрельбы из лука
Японские хокку простодушны и рассказывают о простых и обыденных делах, но в тоже время в них есть что-то такое, что заставляет ощутить красоту окружающего мира. Вклад синто в японскую эстетику нельзя переоценить. Упор делался на свободное пространство, внимание к деталям, отсутствие украшений и спокойные приглушенные тона. В глаза бросаются тщательная хореографии и цвета костюмов в соответствии с идеалами Хэйан. На фотографии выше - японский ритуал стрельбы из лука момотэ сики, лучники носят кимоно под названием kariginu, это была повседневной одежды самураев периода Камакура, такую одежду носили на охоте. На их головы одеты эбоси - тип шляпы, которую носила придворная знать. Основное в ритуале стрельбы из лука не точность попадания в цель, но духовный покой, который лучник достигает и сохраняет в течение всей церемонии.
Тории - священные ворота синто
Синто архитектура олицетворяет гармонию человека и природы, которая так характерна для традиционной Японии. Совершенство деревянных торий или кровли святилищ синто может быть впечатляющей. Использование натуральных материалов и простые, ясные линии характерны для эстетики синто в архитектуре. Быстротечность и обновления встроены в саму структуру здания. Красота, стабильность, взаимность, элегантность и взаимное уважения - для японцев эти цели жизни взаимосвязаны, синтоистские ценности и эстетические ценности не две разные вещи, они являются единым для японцев.
Мико - служительницы синтоистских храмов
Мико носят белое хаори и ярко-красную юбку, они очень привлекательны и должны быть незамужними, а раньше - девственницами. Сейчас часто мико подрабатывают студентки из колледжа и вопрос о девственности никто уже давно не ставит. Эти служительницы храмов принимают участие в синто-ритуалах, являются помощниками японских священников каннуси, помогают им в проведении храмовых обрядов и осуществлении брачных церемоний, исполняют ритуальные танцы, занимаются гаданиями-омикудзи и просто поддерживают чистоту и порядок в храмах.
Темизуя - ритуальный павильон для омовения
Синтоистский павильон для омовение водой темизуя, как правило, открытое пространство, где чистая вода заполняет одну или несколько ниш из камня. Ковши обычно сделаны из дерева, они общедоступны для верующих. Павильон темузия такой же символ синто, как и ворота тории. В синто нет моральных норм, вместо этого используется концепции "чистое" и "нечистое". Причем разделение между моральной и физической чистотой практически отсутствует. Но "хорошее" и "плохое" понимаются скорее не применительно к отношениям человека с человеком, а как угодное богам или неугодное богам. В современной Японии конкретные моральные нормы представляют собой в основном смесь модифицированных конфуцианских и христианских понятий при сохранении синтоистской основы. Ритуальный павильон для омовения темизуя - это есть квинтэссенция чистоты, что так важно для синто.
Цукубаи - традиционный японский бассейн ритуального назначения
Такой бассейн делают из цельного необработанного камня. Чаша также имеет определённую форму и свой особый смысл. Вода поступает в цукубай через бамбуковую трубу какеи. Иногда какэй дополняются несложным бамбуковым механизмом, который издаёт стук с определённой периодичностью.На таком сосуде-колодце лежит маленький ковшик бисяку из бамбука с длинной ручкой. Каждый гость должен зачерпнуть воду из источника и поочерёдно омыть руки, лицо, прополоскать рот, чтобы очистить разум и тело, затем, особым образом поднимая ковшик с водой, омыть после себя ручку ковшика.
Каменные фонари торо
Каменные фонари торо изготавливали их из камня, реже - из металла, дерева и фарфора. Такие большие каменные лампы формировали характерную черту пейзажа во многих синто храмах, при обрядах и праздниках иногда все фонари зажигали одновременно. Позже их стали использовать в саду, фонари торо считаются одним из основных элементов японского сада.
Чайный домик
Чайный домик тясицу непременный атрибут садо - японскго искусства чайной церемонии. Этноним "садо" буквально означает "путь чая". Наравне с кодо (Kodo, искусство рафинирования запахов) и кадо (kado), или икебана (ikebana, искусство составления букетов), садо - одно из трех основных классических искусств. Японцы возвели чаепитие в ранг искусства.
Сад камней
Одно из вершин японского искусства - это сад камней. Японские альпинарии это не только дзэн, но и синто, в частности, покрытые мхом валуны и одинокий бонсай. В саду камней все камни разбросаны не просто так, у японцев всегда было стремление к любованию природой, размышлению, уединению, поэтому появилось целое искусство расстановки камней, называется оно сутэ-иси. Камни всегда подбирали по форме, цвету, фактуре, а также по соответствию всех этих качеств общему характеру сада и его стилю.
Японский мост хаси
Японский мост хаси имеет символику не только дао и буддизма, но и синто, его часто окрашивают в красный цвет, такой мост символизирует путь в рай и бессмертие, это дорога, ведущая из мира людей в мир природы. Мостик может вообще ни куда не вести, к такому мостику даже не прокладывается дорожка и по нему никто не ходит. Такие мостики предназначены для эстетичного наблюдения. Чаще всего строят мостики арочного типа, которые символизируют устремления духа к горним вершинам. Кроме эстетической функции такой мост хаси несет глубокий символический смысл и выполняет задачу гармонизация энергетики на сложных участках.
Японский сад
Характерные черты японского сада - лаконичность и гармония, искусство японских садов не предполагает ничего вычурного, вызывающего, броского, резкого, все имеет свой истинный смысл. Гармония вообще присуща японцам, японский сад - это миниатюрное отражение вселенной, где все элементы должны пребывать в гармонии друг с другом, а человек – с природой и богами.