Буддизм
Буддизм в Японии - самая распространённая религия , охватывающая большинство населения. Буддизм в Японии неоднороден. Буддийское учение впервые было принесено в Японию в 552 году корейским проповедниками из Пэкче, по другим данным - в 538 году. Новая вера нашла в Японии и страстных приверженцев (род Сога) и отчаянных противников (род Мононобэ). После ожесточённой борьбы Сога удалось одержать победу, и буддизм получил официальное признание. Популярности буддизма способствовало благосклонное отношение к нему известного государственного деятеля - принца Сётоку (574—622), который составил комментарии к трём сутрам и принимал активное участие в распространении буддизма. При его содействии были построены первые буддийские храмы, в том числе знаменитый Хорю-дзи. При императоре Сёму (правил в 724—749) буддизм был признан государственной религией. По официальному декрету 731 года в каждой провинции был основан монастырь кокубундзи , а в столичном храме Тодай-дзи была воздвигнута дайбуцу - гигантская статуя Большого Будды. Ранний японский буддизм оформился в шесть школ периода Нара. В Японию пришли и сформировались многочисленные буддийские школы и течения. Большинство буддийских школ Японии произошло из аналогичных школ Кореи и Китая, но они проходили самостоятельное развитие, и теперь существенно отличаются от соответствующих китайских школ. Школы сконцентрированы на абсолютно разных аспектах учения, одни на философии, другие на культуре, медитации, ритуале и чтении мантр. Разные школы популярны среди разных слоёв населения - учёных, монахов, самураев, простонародья. Некоторые школы опираются на монашество, другие же активны в социальной сфере. Школы активно взаимодействуют.
Дзэн Дзэн — течение в буддизме традиции Махаяны, зародившееся в Китае и получившее распространение в Японии. В более узком смысле дзэн понимается как направление именно японского буддизма, принесённое в Японию из Китая в XII веке. В дальнейшем традиции японского дзэна развивались во многом самостоятельно — и сейчас, сохраняя единую сущность, приобрели свои характерные черты. Японский дзэн представлен несколькими школами — Риндзай, Сото и Обаку. Японское слово дзэн восходит к санскритскому дхьана, что означает самоуглубление, медитация, сосредоточение, транскрибированному на китайский язык как чань и впоследствии принявшему свою форму дзэн в соответствии с фонетическими законами японского, языка. Считается, что буддийское течение чань было основано в Китае двадцать восьмым патриархом Бодхидхармой, прибывшим в 520 году в Кантон. Японцы считают, что дзэн является подлинно японской разновидностью буддизма. И это действительно так, содержательная часть дзэн поистине японская. Распространение дзэн-буддизма в Японии связано с деятельностью двух лиц — это Эйсай и Догэн. Читать дальше
Комусо Комусо буквально означает монахи пустоты, так называют монахи дзэнской школы Фукэ в Японии. Их отличительная черта - практика суйдзэн в виде игры на сякухати, являющейся длинной японской флейтой из бамбука, и большая тростниковая шляпа тэнгай, полностью скрывавшая голову. Кроме флейты сякухати и скрывавшей лицо тростниковой шляпы тэнгай каждый комусо после принятия в школу получал два меча. Первый меч, являвшийся коротким мечом или кинжалом, назывался малая сякухати и закреплялся возле пояса. Второй длинный меч был сделан из дерева, имел длинную рукоятку и напоминал внешним видом посох или алебарду, он использовался, возможно, в тайных эзотерических боевых практиках школы. Шляпа тэнгай (крышка Неба) была сакральным предметом одежды. Значение шляпы раскрывалось в следующих строках: "Тэнгай, одеяние, предписанное общине, является частью украшения трёх тел Будды (Трикая )". Тэнгай манифестировал суть учения школы, поэтому последователю нельзя было выходить на улицу без этой шляпы. По тому, как последователь надевал тэнгай и удерживал свою флейту, другие последователи моментально определяли, нужен ли монаху ночлег или нет. Также тэнгай защищал от дождя и мог изготавливаться только в главных столичных храмах школы, которые не разглашали точную конструкцию шляпы. Использование тэнгай как способа сохранения анонимности последователей школы также связывается с политическими причинами. Читать дальше
Буддийские храмы Японии Буддийские храмы в Японии появились одновременно с распространением буддизма в стране. Первый буддийский храм был построен в 552 году в честь изображения Будды, привезённого из корейского государства Пэкче. Вскоре противники буддизма из родов Мононобэ и Накатоми сожгли храм, а статую Будды сбросили в воды канала Нанива. В результате ожесточённой борьбы этих двух родов с родом Сога, выступавшим в поддержку буддизма, последний победил и строительство буддийских храмов возобновилось. К 640 году было построено уже 46 храмов. Но почти все они ещё в древности погибли от огня. Единственным исключением является только монастырь Хорю-дзи , сооруженный в 607 году в городе Нара - столице тогдашней Японии. Создание самых крупных буддийских ансамблей началось лишь с VIII века. Появление в Японии буддизма повлияло на архитектуру синтоистских святилищ , сейчас часто трудно понять, где в Японии буддийский храм, а где синтоистский. Обязательный элемент храма синто - ворота тории при входе, а буддийского храма - пагода , это основной элемент буддийской архитектуры, там хранились сакральные предметы, поэтому пагода всегда стояла в центре монастыря. Стиль буддийских храмов аналогичен континентальному, храмы сооружались с крышами с изогнутыми поверхностями и приподнятыми углами, применялась черепица, выкрашенные красной краской опорные столбы, многоярусные кровли со сложной системой консолей. В храмах были установлены статуи и изображения будд, различные аксессуары буддийской религии. Храм состоял из семи элементов, это внешние ворота самон , главный (золотой) зал кондо , зал для проповедей кодо , колокольная башня коро (суро), хранилище сутр кёдзо , сокровищница сёсоин и многоярусная пагода . Крытые галереи и ворота представляли замечательные самостоятельные сооружения. Также в комплекс включались жилое помещение для монахов и обеденный зал. Читать дальше
Прихрамовый постоялый двор сюкубо Японские гостиницы и отели не имеют звездной градации, а классифицируются по своему назначению, целевому контингенту постояльцев и отношению к гостиничным сетям. Некоторые большие гостиницы высокого уровня предлагают размещение в номерах как европейского, так и национального или смешанного типа. Помимо отелей европейского типа, существуют национальные японские гостиницы, отличающиеся организацией быта, обслуживания и питания. Классические национальные гостиницы называются рёкан , их особенность - покрытые татами полы в номере и банкетном зале, отсутствие лишней мебели в номере, сон на футонах. Но в глубинке есть еще один национальный тип гостиниц, называется он сюкубо (Shukubo), это прихрамовый постоялый двор, в основном при буддийских храмах. Первоначально в них жили исключительно монахи, но с периода Хэйан, когда распространилось паломничество в храмы знати и самураев, а позже - и простолюдинов, храмы начали предоставлять ночлег путешественникам. В былые времена при храмах останавливались бродячие музыканты и актёры. В сюкубо простое жилье, ужин и завтрак в стиле сёдзин рёри - это буддистская вегетарианская пища, утром можно совершить медитацию с местными монахами. Комнаты в сюкубо выполнены в традиционном стиле с циновками татами и дверями сёдзи , обычно всегда есть японский сад, иногда под открытым небом установлены ванны. Не все храмы за ночлег берут деньги, постояльцу просто придется сделать что-нибудь полезное для храма - подмести, помыть посуду или помочь в саду. Чтобы остановиться в храме, не обязательно быть буддистом. Обычно сюкубо дешевы, но в больших храмах проживание может быть дорогое. В некоторых сюкубо подают простой вегетарианский ужин, в 21 час вечера все отходят ко сну, в других гостиницах готовят изысканные вегетарианские блюда, даже открывают свои бары. Например, вегетарианская кухня Коя-сан , созданная самим Кукаем и передававшаяся от монаха к монаху, уникальна, монахи действительно не нуждаются в мясе. На горе уставшие путники могут переночевать в одном из храмов, стоимость одной ночи составляет около 10 000 йен. Читать дальше
Буддийская мемориальная служба Похороны - один из важнейших обрядов жизненного цикла японца, они демонстрируют чувство самоуважения семьи и ее общественный статус. Если рождение и свадьба проходят по обряду синто, то погребение и поминки совершаются по буддийскому обряду. Сейчас около 90% похорон в Японии проводится по буддийскому церемониалу с кремацией. Похороны - это домашнее, семейное дело, и участие буддийского священника фактически ограничивается чтением сутр, содержания которых почти никто не понимает. Читать дальше
Следующая страница
Фотогалерея "Пилигримы острова Сикоку"