Японский сад
Японский сад был создан под влиянием сада в китайском стиле, был привнесен на Японский архипелаг буддийскими монахами и получил распространение при буддийских храмах, позже его стали разбивать при старых замках и сад стал составной частью резиденций аристократов. Принципы организации японского сада были разработаны в VIII—XVIII веках. В японской культуре сад является высоким искусством, он тесно связан с искусством каллиграфии и живописью тушью. Традиции японского садоводства исторически передавались от сенсей к ученику. Характерными элементами композиции японского сада являются искусственные горы и холмы, острова, ручьи и водопады, дорожки из песка и/или гравия, украшенные камнями необычных очертаний. Пейзаж сада формируется с помощью деревьев, кустарников, бамбука и мха. По существу это парк, разбитый вокруг пруда. Обычно здесь есть чайный домик, пруд, каменные фонари, ручей и несколько мостиков в наиболее живописных уголках. Главными элементами сада всегда были вода и камни. Вода - символ отрицательной, женской, темной силы инь, а камни - светлой, мужской, положительной силы ян. Их вечное противостояние и неразрывное единство являются основой существования мира. Под влиянием буддизма японские сады стали символическим выражением буддийской Вселенной. Центром ее считалась гора Сумэру, которую в саду обозначал небольшой холм посреди пруда, повторявшего священное озеро Мунэцуноти. Камни в пруду изображали девять островов и восемь морей буддийского космогонического мифа. Такие сады настоящее произведение искусства, выражающее философию буддизма в формах и очертаниях.
Сад камней В саду камней все камни разбросаны не просто так, у японцев всегда было стремление к любованию природой, размышлению, уединению, поэтому появилось целое искусство расстановки камней, называется оно
сутэ-иси . Камни всегда подбирали по форме, цвету, фактуре, а также по соответствию всех этих качеств общему характеру сада и его стилю. Появились первые альпинарии еще в эпоху Муромати (1336—1573), по японски они называются
карэсансуй (сухие горы и воды) и
сэкитэй (каменный сад). Расположение и композиция камней в группах подчиняются определенным правилам, исходящим из мировоззренческих концепций буддизма. Определял композицию главный выбранный камень, с двумя меньшими по размеру он образовывал триаду по аналогии с триадой божеств в буддистском храме. В японском саду камни всегда размещают по диагонали, параллельно линии главной части сада, используя камни необработанные, покрытые ржавчиной или мхом, подвергшиеся эрозии, чаще всего зеленовато-голубого, коричневого, красного или пурпурного цветов, иногда - белого. Композиция составляется из нечетного числа камней - один-три-пять. Композиция из трех камней, включающая один большой камень и два небольших, традиционная и наиболее популярная. Камни устанавливают на поверхности или частично зарывают в землю, иногда наклонно, под углом к поверхности земли. На поверхности сада делаются бороздки, идущие вдоль длинной стороны сада и образующие кольцевые окружности вокруг камней. Традиционно считается, что поверхность сада символизирует океан, а камни - острова. Альпинарии предназначены для медитаций, отстранению от мирской суеты и повседневных проблем. Здесь можно, смотря на прелесть обыденного и изящество простоты, думать о бренности нашего мира.
Читать дальше
Японский сад и дзэн
Японский философ и психолог
Судзуки Дайсецу (1870 - 1966) в молодости был учеником дзэнской школы Риндзай-сю в Энгакукее, большом монастыре Камакуры. Затем учился на филологическом факультете Токийского университета. Судзуки Дайсецу в 1909—1920 годах преподавал в Университете Гакусюин и в Токийском императорском университете, а с 1921 года - в Университете Отани, где получил степень
профессора. В 1936 году он посетил Великобританию, где читал лекции о дзэн-буддизме. Затем профессор жил в США и Европе, читал лекции по буддизму в Колумбийском, Гарвардском и многих других университетах и
колледжах. На Всемирном конгрессе религий в Лондоне в 1936 году Судзуки Дайсецу выступил на тему о Высшем Духовном Идеале, отрывок из его речи я разместил ниже.
Читать дальше
Yukimi toro Японские фонари считаются одним из основных элементов японского сада. Заимствовали их японцы из Китая, их предшественниками были котлы для приготовления мяса животных, постепенно эволюционировавшие в сосуды для возжигания ароматных трав и в осветительные приборы. С распространением буддизма китайские фонари попали в Японию, где их стали изготавливать не из металла, а из камня. Прототипом японских фонарей стали ритуальные курительницы благовоний, помещаемые перед залом Будды. Они устанавливались вдоль дороги к храму. Со временем популярность каменных фонарей выросла настолько, что без них уже невозможно было представить себе японский сад. Из приборов для освещения они навсегда превратились в скульптурное украшение и важный символ японской культуры. В период Муромати японские фонари получают широкое распространение. В это время среди японцев стремительно развивается культура чайных церемоний. По правилам церемоний, чаепитие должно было проводиться в специальных чайных садах, украшением которых и стали японские фонари. С тех пор японский фонарь перестал быть исключительно религиозным атрибутом.
Читать дальше
Japanse tuin Hasselt Японский сад - это одно из достижений японской культуры, по существу это парк, разбитый вокруг пруда. Обычно здесь есть чайный домик, пруд, ручей и несколько мостиков в наиболее живописных уголках. Чаще всего сады расположены на территории храмов, дворцовых комплексах и при виллах древней аристократии. Здесь главными элементами всегда были вода и камни. Вода - символ отрицательной, женской, темной, мягкой силы инь, а камни - светлой, мужской, положительной, твердой силы ян. Их вечное противостояние и неразрывное единство являются основой существования мира. Такие сады получили распространение в Стране восходящего солнца еще с эпохи Хэйан, в них отразилось распространение в Японии учения буддизма. Под влиянием этой религии японские сады стали символическим выражением буддийской Вселенной. Центром ее считалась гора Сумэру, которую в саду обозначал небольшой холм посреди пруда, повторявшего священное озеро Мунэцуноти. Камни в пруду изображали девять островов и восемь морей буддийского космогонического мифа. Такие сады настоящее произведение искусства, выражающее философию буддизма в формах и очертаниях. Они связаны с размышлениями над миром природы и внутренним миром созерцающего. Японские сады есть не только на родине, этими садами восхищаются в Европе, Америке и у нас в России.
Читать дальше
Сад Рикугиэн Слово "Rikugien" буквально означает "сад шести поэм". Этот, возможно, самый красивый токийский сад, может служить образцом японского стиля в садовом дизайне. Солнечный, с небольшими холмами и обширным водоемом. Вода, горы и растения вместе создают 88 пейзажных сцен, описанных в известном японском эпосе Монъесюи. В саду растет около 7 тысяч деревьев и 29 тысяч кустарников, среди которых множество яблонь, сосен, слив, камфорных деревьев, различные сорта камелий и азалий, вечнозеленые магнолии и сакуры. Сад Рикугиэн имеет статус национальной достопримечательности. В 1695 году пятый сёгун подарил эту землю своему верному самураю, который вырыл на ней озера и создал миниатюрные горы. Этот сад находился здесь более трехсот лет тому назад. И сегодня он на том же самом месте, окруженный высокими домам – оазис спокойствия.В садах Rikugien есть центральный пруд, острова, лесные массивы, искусственные холмы, несколько чайных домиков. Здесь можно увидеть перекрученные стволы сосен, разнотравье, изогнутые мостики. Лагуны заполнены карпами и маленькими черепахами. В парке много птиц. Ночью парк подсвечивается и выглядит вполне элегантно.
Читать дальше
Следующая страница
Фотогалерея " Садовой мост"