Русское рейдерство
Когда встает вопрос об истории российско-японских отношений, японские авторы обязательно начинают с российского
рейдерского похода на острова Карафуто, Итуруп и Рисири в 1806 /07 годах. Самым важным по своим последствиям фактом в истории первых контактов России с Японией считается экспедиции лейтенанта
Николая Хвостова (1776—1809) и мичмана
Гавриила Давыдова (1784—1809) против северных японских островов. Этот пиратский рейд был организован
Николаем Резановым (1764—1807) - главой и совладельцем частной Российско-американской компании, управляющей российскими колониями в Америке. Калифорнийских земель ему показалось мало, и он, обиженный на японцев за провальную дипломатическую миссию, покупает корабли
"Юнона" и "Авось" и дает своим подчиненным
тайную инструкцию по организации пиратства в японских землях. Потом он одумался, отправил вторую инструкцию, отменявшую первую, но лихие морские офицеры, прикомандированные к частной компании, уже высадились на Сахалин, подняли там русский флаг и объявили Сахалин русским владением. Японцы же решили, что Россия объявила им войну. Трогательная история о чистой и светлой любви, воспетая в нестареющем мюзикле "Юнона и Авось", выглядит настолько искренней и настоящей, что мы уже третий десяток лет сценический вымысел не отделяем от исторических реалий. Но в исторической памяти японцев "Юнона" и "Авось" вместе со своими командирами до сегодняшнего дня воспринимаются как символ разбоя, ведь русские моряки поджигали дома, насиловали и грабили население. Этот инцидент отрезвил японцев, которые, уповая на закрытие страны, пребывали в благодушном настроении, и породил вполне определенное чувство страха перед Россией.
Рейдерский поход на Карафуто в 1806 /07 годах Николай Резанов, один из руководителей первой русской кругосветной экспедиции и совладелец частной Российско-американской компании, в 1806 году прибыл в Калифорнию для того, чтобы пополнить запасы продовольствия для русской колонии на Аляске. Его полюбила 16-летняя Кончита Аргуэльо, с которой они обручились. Резанов был вынужден вернуться на Аляску, а затем ехать к императорскому двору в Санкт-Петербург, чтобы выхлопотать разрешение на брак с католичкой. Однако по дороге он тяжело заболел и умер в Красноярске в возрасте 43 лет. Кончита не верила доходившим до нее сведениям о смерти жениха. Только в 1842 английский путешественник Джордж Симпсон, прибыв в Сан-Франциско, сообщил ей точные подробности его гибели. Поверив в его смерть лишь тридцать пять лет спустя, она дала обет молчания, а через несколько лет приняла постриг в доминиканском монастыре в Монтеррее, где провела почти два десятилетия и скончалась в 1857 году. Спустя еще два века, произошел символический акт воссоединения влюбленных, в 2000 года шериф калифорнийского города Бениша, где похоронена Кончита Аргуэльо, привез в Красноярск горсть земли с ее могилы и розу, чтобы возложить к белому кресту, на одной стороне которого выбиты слова Я тебя никогда не забуду, а на другой — Я тебя никогда не увижу. Читать дальше
«ЮНОНА» И «АВОСЬ» под черным флагом Трогательная история о чистой и светлой любви, воспетая в нестареющем мюзикле «Юнона и Авось», выглядит настолько искренней и настоящей, что в зрительском восприятии вот уже третий десяток лет сценический вымысел неотделим от исторических реалий: мы убеждены, что все на самом деле так и было со славными героями в жизни. Увы, 200 лет назад на самом деле было не так. Причем настолько «не так», что в исторической памяти нашего ближайшего соседа - Японии - «Юнона» и «Авось» по сей день остаются «черной меткой» и вместе со своими командирами поминаются как символ разбоя.
Читать дальше
Из ранней истории российско-японских отношений Первый российско-японский договор о дипломатических отношениях был заключен 26 января 1855 г. Начальные же шаги по установлению официальных связей были предприняты Россией в конце царствования Екатерины II. По приказу императрицы в октябре 1792 г. в Японию (о. Хоккайдо) прибыл поручик А. Лаксман. Хотя японцы не пошли на установление официальных отношений, но после длительных переговоров в июле 1793 г. ему удалось получить лицензию, заверенную сёгуном и дававшую право одному русскому судну посетить Нагасаки. О результатах экспедиции Екатерине II было доложено только в феврале 1794 г. Развернувшиеся в Европе события и смена власти в России отодвинули на второй план японские дела, и по горячим следам указанной лицензией не удалось воспользоваться. Тем не менее вопрос о Японии снова стал на повестку дня, когда в 1799 г. указом императора Павла I и под его патронажем была создана Российско-Американская Компания (РАК). Она получила в наследство от умершего Г. Шелехова, известного российского предпринимателя, обширные владения на Дальнем Востоке и американском континенте. Председателем РАК был назначен зять Шелехова граф Николай Петрович Резанов, до этого занимавший пост обер-прокурора первого департамента Сената. Ему было поручено снарядить и возглавить первую русскую кругосветную экспедицию на судах «Надежда» (командир Крузенштерн) и «Нева» (командир Лисянский). 26 июля 1803 г. они отправились в плавание.
Читать дальше
Неистовый Хвостов и пламенный Давыдов Эти два русских морских офицера, командовавших легендарными судами "Юнона" и "Авось", на заре девятнадцатого века ПЕРВЫМИ вступились за право России владеть Курильскими островами. Мы мчались на машине по Дворцовой набережной, и где-то напротив Петропавловки я попросил шофера тормознуть... И долго стоял без шапки, глядя на плывущие по черной воде Невы серо-голубые льдины. И все силился представить, как это могло случиться: ночь, баржа, разводной мост - и два подвыпивших лихих морячка. Что это было: безрассудство, закономерный итог, судьба? Или наказание Божие? Но где-то здесь в 1809 году - подумать только, аж два века назад! - прервалась столь бурная и героическая жизнь сразу двух блестящих русских моряков. И загадка их гибели меня мучила до последнего времени... Мне ли, коренному дальневосточнику, не знать имен этих двух моряков - лейтенанта Николая Хвостова и мичмана Гавриила Давыдова!
Читать дальше
Юнона» и «Авось», или жизнь и смерть Николая Резанова В 1802 году Резанов и Крузенштерн начали подготовку к первому кругосветному путешествию. Корабли Российско-Американская компания решила приобрести за границей. Ю.Ф. Лисянский - командир одного из фрегатов, купил в Лондоне за 25000 фунтов стерлингов два корабля - «Леандру» и «Темзу», которые были переименованы в «Надежду» и «Неву». Корабли были новейшей конструкции и имели 11 узлов ходу. Один из кораблей находился на содержании казны, другой - компании. Для установления дипломатических отношений с Японией чрезвычайным послом был назначен Н.П. Резанов. За месяц до отплытия, 10 июля 1803 года, Резанов был награжден орденом Св. Анны I степени, и ему был присвоен титул камергера двора Его Величества. Император также вручил ему высочайший рескрипт, подтверждающий его полномочия, также Резанову были переданы многочисленные подарки для японского императора и его важнейших сановников из средств кабинета Его Величества. Компания поручила Резанову быть «полным хозяйским лицом не только во время вояжа, но и в Америке». Правление компании отправило на судах экспедиции множество книг и учебников для библиотеки на о. Кадьяк и других Американских поселений. Александр I утвердил инструкцию, подготовленную министром коммерции, в которой были подробно отражены цели и задачи экспедиции. 26 июля (7 августа н.с.) 1803 года началось первое кругосветное плавание россиян.
Читать дальше
Два храбрых воина, два быстрые орла Чудно свела судьба, на вечную дружбу, этих двух молодых людей, так мало сходных между собой, благословив их на удивительные приключения и отважные подвиги. "Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой. " (А.С. Пушкин).
Николай Александрович Хвостов родился 28 июля (ст. ст.) 1776 года в семье статского советника Александра Ивановича Хвостова и Катерины Алексеевны Хвостовой, урожденной Шелтинг. В семилетнем возрасте Колю определили на службу в Морской кадетский корпус. Уже на четырнадцатом году он — гардемарин, участвует в двух морских сражениях против шведов, получил за это золотую медаль. В 1791 году произведен в офицеры, плавал на Балтике, трижды на кораблях русской эскадры побывал в Англии. Особенно запомнилось третье плавание. Молодой лейтенант пережил «страшное и бедственное приключение». Корабль «Ретвизан» сел на мель и едва не погиб. Одно слегка утешало: на мели оказался и английский корабль «Амалия». Русские моряки действовали совместно с английским флотом против французов, а тут такой конфуз. Об этом Хвостов написал в своем дневнике. В любую минуту корабль мог затонуть, но молодой моряк ведет свою летопись, выказывая твердость духа посреди страха и смятения.
Читать дальше
Забытые корабли. Бригантина «Юнона» и тендер «Авось» Вернее было бы сказать, что названия эти как раз не забыты благодаря прекрасной рок-опере, что уже больше 30 лет с успехом идет на сцене московского «Ленкома». Но любопытно, что названия кораблей хорошо знают и в Японии. Среди прочего, именно корабли «Юнона» и «Авось» стали причиной уже многолетнего напряжения в отношениях между Японией и нами, а упомянутую рок-оперу японцы просто терпеть не могут. Названия-то известны, но у нас и у японцев по-разному. Думаю, если вы видели рок-оперу, вспомните ее красивое начало, где камергер Резанов (гениально, считаю, играл раньше Караченцев) обращается к русскому министру коммерции, а тот отвечает: "- С помощью Божией намереваюсь ныне возглавить первое русское кругосветное путешествие россиян. Готов буду приобресть на собственные средства две шхуны на Санкт-Петербургской верфи и, придав им соответственно наименования "Юнона" и "Авось", в начале лета 1806 года пуститься в плавание к берегам Нового Света. - Граф! Государь избирает Вас на подвиг, пользу Отечеству обещающий. Повелеваю отплыть Вам 23 июля 1806 года под военно-морским Андреевским флагом Империи".
Читать дальше
Бригантина «Юнона» и тендер «Авось» Бригантина "Юнона" и тендер "Авось" - известные российские парусники, совершившие под командованием лейтенанта Николая Хвостова в 1806-07 годах рейдерский поход на Сахалин и Курилы. Это плавание и название кораблей стали сюжетом первой российской рок-оперы "Юнона" и "Авось". Бригантина "Юнона" - судно с двумя мачтами и прямыми парусами, представляла собой 12-пушечную бригантину американского типа, на корабле также были установлены 4 крупнокалиберных фальконета. Построена бригантина по заказу американского судовладельца Вульфа на верфи в городе Охотск из местных материалов, вероятно, за образец были взяты хорошо зарекомендовавшие себя в войне за независимость Северо-Американских Штатов балтиморские шхуны. РАК приобрела судно в 1805 году, когда корабль прибыл с грузом продовольствия в Ново-Архангельск (совр. Ситка) на Аляске.
Тендер "Авось" - одномачтовое судно с косыми парусами, вооружен 8 пушками. Корабль был переоборудован из приобретенной быстроходной балтиморской шхуны, отличавшейся очень современными на тот момент обводами корпуса. Тендер был построен на верфи города Ново-Архангельск, США. Кроме рейдерских походов корабли "Юнона" и "Авось" использовались для охраны русских владений в Северной Америке и на Дальнем Востоке, а также для охраны рыбных и пушных промыслов. Вследствие постоянных напряженных плаваний в северной части Тихого океана срок службы их был незначительным.
Читать дальше
Двукратное путешествие в Америку морских офицеров Хвостова и Давыдова, писанное сим последним Записки Гаврила Давыдова «Двукратное путешествие в Америку...» рассказывают о подлинных приключениях капитанов легендарных судов «Юнона» и «Авось». Это сочинение в двух частях является отчётом автора о проделанном пути и содержит множество ценных фактов о Северо-Западной Америке. По приглашению Николая Резанова мореплаватель Николай Хвостов соглашается принять участие в путешествии в Америку на судах Русской Американской компании. Согласно именному указу морские офицеры могли поступать на службу торговых обществ, не покидая военную службу. С согласия Резанова Николай Хвостов вместе со своим молодым приятелем мичманом Гаврилой Давыдовым (1780-1809) вступают в Американскую компанию и отправляются в Америку, предварительно совершив далекий переезд сухим путем из Петербурга в Охотск. Это и было первое путешествие в Америку, упомянутое в названии книги. Спустя два года друзья вернулись на родину, намереваясь продолжить службу во флоте, однако не смогли устоять перед очень выгодным предложением со стороны Русской Американской компании и вновь отправились за океан в мае 1804 года. Судьба вновь свела молодых людей с графом Николаем Резановым, который, отправляясь в путешествие в Калифорнию, передаёт под начальство Николая Хвостова судно «Юнона», а Гаврилу Давыдову поручает судно «Авось». Испытав много приключений, в 1808 году Хвостов и Давыдов возвратились в Россию, однако всего год спустя вместе трагически погибли во время несчастного случая на Неве. К этому времени в свет вышли только восемь листов первой части заметок Гаврила Давыдова, а вторая и вовсе находилась в черновых записках и письмах к приятелям. Впоследствии рукописные материалы для публикации собирал вице-адмирал Шишков, автор предисловия.
Читать дальше