Морская Япония
Япония - островная страна, расположенная на дугообразном архипелаге, состоящем из более 6,8 тысячи островов, которые изогнутой цепью около 3800 км протянулись вдоль восточного побережья Азии. Будучи островным государством, Япония имеет протяженную береговую линию около 29 тыс. км, берега Японии сильно изрезаны, здесь обилии заливов и бухт, лагун и приморских террас, полуостровов, скалистых выступов и гор, порой вплотную подступающих к берегам. Южные острова окаймлены коралловыми рифами. Японские острова представляют собой район очень высокой сейсмической активности. В давние времена, согласно японской мифологии, виновником землетрясений считали огромного сома, который время от времени ворочается с боку на бок, сотрясая расположившиеся на его спине острова. В год в Японии происходит несколько тысяч землетрясений, бывает до 20 толчков в день. Япония со всех сторон окружена морями и океаном, на их архипелаге есть даже внутреннее море, поэтому морская стихия им была родной, к которой они сумели приспособиться с незапамятных времен, когда их предки заселили острова. Японцы выработали особый тип небольших судов фунэ, обладавших превосходными мореходными качествами. Кроме открытых лодок были и лодки под крышей якатабуне, на которых размещались от 20 до 100 пассажиров. В период Хейан (794 -1185) катание на
якатабуне было роскошью, доступной тольку богатым самураям, в основном сегуну и дайме. Но уже в эпоху Эдо зародилась традиция катания на реке простых горожан.
Японские пираты Японские пираты называются
вако , термин "wōkòu" китайского происхождения, первый слог обозначает принадлежность к Японии, а второй - бандит, враг, агрессор. Получается, что дословно вако можно перевести как японский бандит. Самое раннее упоминание о вако встречаются еще в 414 году, но их расцвет и основная деятельность относится к периоду 811-1639 годов. Среди вако было много этнических китайцев, поселившихся на берегах Японского архипелага. Японские пираты терроризировали берега Кореи и Китая и первоначально состояли в основном из военных, ронинов, торговцев и контрабандистов. В то время сильная централизованная власть в Японии отсутствовала, поэтому морскими разбойниками управляли несколько мелких и среднего размера
даймё , располагавшихся в прибрежных районах Японии. Одним из таких лидеров вако был правитель острова Носима
Мураками Такеёси . Морские пираты создали множество укрепленных баз во множестве городов и крепостей на побережье Китая, общая численность гарнизонов во всех крепостях насчитывала около 20 тысяч мужчин. Появление португальцев способствовало снижению активности пиратов, вако не могли выдержать такой конкуренции. Объединение Японии при
Хидееси в 1591 году положило конец пиратству, все дайме приносили клятву в том, что не будут заниматься этим промыслом. Но наследники вако внесли большой вклад в развитие японского мореходства и открытие новых земель. Японские мореплаватели отправлялись в плавание к Гавайским островам, открытых ими в середине семнадцатого века, они основали
колонию на Островах Королевы Шарлотты у северо-западного побережья Канады.
Читать дальше
О японских лодках У японцев есть пословица - "Норикакатта фунэ", что буквально означает - "Если сел в лодку, надо отчаливать", это аналог нашей пословицы - "Взялся за гуж, не говори, что не дюж". Слово фунэ переводится как лодка. В разговорной речи практически о любом судне можно сказать фунэ. Япония со всех сторон окружена морями и океаном, на их архипелаге есть даже внутреннее море, поэтому морская стихия им была родной, к которой они сумели приспособиться с незапамятных времен, когда их предки заселили острова. Японцы выработали особый тип небольших судов фунэ, обладавших превосходными мореходными качествами. Японская лодка фунэ представляет плоскодонную лодку довольно больших размеров, по середине ее находится маленькая, низенькая каюта, снабженная дверью и парой окон и выстланная чистой циновкой; в углу каюты виднеется маленький алтарь с крошечным идолом, а в передней открытой части шлюпки, на маленькой жаровне с углями, готовится кушанье. Такой лодкой всегда управляют два человека. Именно на фунэ японские пираты вака предпринимали свои лихие набеги на берега азиатского материка, оставив о себе память в корейских сказках.
Читать дальше
О японских картах и самоизоляции Японии На этой карте 1594 года (автор
Gerardus Mercator ) изображен Японский архипелаг накануне закрытия страны для иностранцев. Внешняя политика самоизоляции Японии от внешнего мира называлась
сакоку ( буквально - страна на замке), она проводилась сёгунами из рода
Токугава в течение двух столетий с 1641 по 1853 годы. Под страхом смертной казни с 1636 года японцам запрещалось покидать территорию своей страны без особой правительственной санкции, а также строить большие суда, пригодные для дальних плаваний. Иностранные же купцы давали специальное обязательство заниматься только торговлей.
Читать дальше
Ogasawara Islands Если и есть рай на планете Земля, то он находится где-то на тропических островах в Тихом океане. Сразу вспоминается французская Полинезия и остров Таити, прославленный великим Гогеном. Но сейчас там понастроили шикарные отели, там полно туристов, а рай - место интимное и немноголюдное. И такое место есть, называется оно -
острова Огасавара (Ogasawara Islands). Здесь прямо из океана поднимаются высокие горы, покрытые пышной тропической растительностью, а рядом находится чистейший коралловый пляж. Здесь есть берега лагуны с прозрачной водой, отражающей голубое небо. На Огасавара всегда лето, климат субтропический, а на щедрой земле зреют батат, ананасы и сладкий картофель. Острова почти безлюдны, все население сосредоточено на острове Титидзима, насчитывается всего 2 тысячи человек, население состоит из японцев и европейско-океанийских метисов. Почти все имеет японское гражданство, а острова принадлежат Японии. Эти острова славятся изобилием редких растений и животных, недавно ЮНЕСКО внесла эти острова в свой список Всемирного наследия. Острова Огасавара расположены приблизительно в 1.000 километров к югу от Токио, однако по администратвно-территориальному делению они являются частью японской столицы и у островитян машины с токийскими номерами. Об истории архипелага Огасавара я и хочу рассказать.
Читать дальше
Фотоальбом » Японский маяк Маяк - сооружение башенного типа, средство навигационного оборудования морских путей, служит ориентиром для опознавания берегов, определения места судна и предупреждения о навигационной опасности. Обычно маяки сооружают на берегу или мелководье. Протяженность береговой линии Японского архипелага составляет около 30 тысяч километров, поэтому стране с ее многочисленными островами, мелями, рифами маяки были жизненно необходимы. Энциклопедия Яндекса утверждает, что до 1863 года у такой морской державы, как Япония, маяков не было вовсе. Мол сёгунское правительство угрозой применения пушек отгоняло от своих берегов иностранные корабли, под страхом смертной казни запрещало своим подданным поездки за рубеж. С этой же целью законодательно ограничивались и тоннаж строящихся судов, и возможности их удаления от родных берегов. Соответственно, строительство маяков, как и прочих элементов системы обеспечения безопасности на море, с точки зрения токугавских властей, было скорее вредной, нежели полезной идеей. А японские рыбаки, уходившие на промысел в ночное море, в непогожие дни ориентировались по огням костров, разжигавшихся на берегу, на высоких скалах. Это утверждение Энциклопедии Яндекса, мягко говоря, не соответствует действительности. На фотографии вверху - великолепный японский маяк, построенный в 1648 году на мысе Tomyodo для безопасного прохода морских судов в Урага Харбор. Этот маяк сооружен в живописной бухте в чисто японском стиле и использовался до 1872 года, сейчас реставрирован.
Читать дальше
Следующая страница
Фотогалерея "Ogasawara Islands"