В Новом Завете описание начального периода истории христианства ориентировано в основном к западу от Иерусалима. Этой тенденции следовали и последующие поколения церковных историков. Римскую империю называли "вселенной" — экуменой — и страны, расположенные за её пределами воспринимались как находящееся "за краем вселенной".
История Церкви Востока в Месопотамии поэтому оказалась обойдённой вниманием большинства церковных историков, тем более, что, после конфликта вокруг константинопольского архиепископа Нестория в V веке, забвение этой Церкви было санкционировано высшей церковной и имперской властями. Церковь Востока, проигнорировавшую решения Эфесского собора, осудившего Нестория, в империи стали называть "несторианской". Неудивительно поэтому, что о миссии, предпринятой восточными сирийцами на Восток по путям гигантского культурного пространства, именуемого "Шёлковым путём", "западным" историкам известно не было. Когда в 1145 г. какие-то слухи об азиатском христианстве достигли Европы, они оформились в легенду о дивном "царстве пресвитера Иоанна", теснившем мусульман с Востока (1). И по сей день о евангельском просвещении Азии говорят чаще всего в связи с католическими путешественниками-миссионерами.
О миссии Церкви Востока в Китае уже в VII вв. современным исследователям известно немало (2), но развернулась ли её миссия на японских островах, с исторической достоверностью установить пока невозможно.
Предание, однако, повествует, что уже в начале VII-VIII вв. миссионерами Церкви Востока в г. Нара, древней столице Японии, была построена лечебница (3), — восточно-сирийская культурная традиция славилась знатоками врачебного искусства. Упоминаются также сирийские письмена, найденные на стропилах построенного в том же городе буддийского храма, и ряд других свидетельств. Сакаэ Икеда, японский учёный из Киото, убеждённый в присутствии на острове восточно-сирийских миссионеров уже в VII–VIII вв., даже стал инициатором организации "Ассоциации по возобновлению присутствия Церкви Востока" (4), а в 1951 г. в Токио был открыт The Keikyo Institute (5), само название которого было заимствовано из знаменитого памятника дальневосточной миссии Церкви Востока — стелы Сиань-фу, воздвигнутой в Сиани в 781 году.
Имеются также данные, совпадающие с периодом монгольского владычества в Азии. Известно, что в Японию было организовано посольство, не имевшее, правда, успеха: секретарь посольства, уйгур-христианин, в 1280 году был казнён вместе со своими спутниками. Среди останков армии, сражавшейся на Кюсю год спустя, был найден стальной шлем некоего монгольского офицера с выгравированным на нём серебряным крестом (6).
Известно, однако, что предания и легенды в церковном сознании часто имеют значение гораздо большее, чем то, что в состоянии сообщить скупые данные, находящиеся в руках учёных.
Российские старообрядцы, объявившие мифологизированную "верность отцам" одной из основ своего бытия, предпочли существование в "альтернативном" мире, с весьма расплывчатыми границами между реальным и иллюзорным. Там им предстояло искать ответы на вопросы, порождаемые, увы, продолжающейся жизнью. Выделение в их среде беспоповцев обнаружило глубину кризиса. Уже в конце XVII века старообрядцы распустили слух, что, хотя у них нет в России епископа, все же сохраняются места на земле, Богом спасаемые, где "древлее православие" нерушимо соблюдается, и епископы с преданным священством, не осквернившиеся веком сим, сияют в благочестии и правоверии.
На Западе, помраченном "латинской и кальвинистской ересями", поддержки таким представлениям искать было трудно; оставался Восток. Соблюдшим "древлее благочестие" был объявлен патриарх Антиохии. Почему именно на него пал выбор, сказать трудно. "Разве оттого, что Арсений Суханов, не быв в Антиохии, ничего не говорил о ней", — предполагал известный знаток старообрядчества П.И. Мельников-Печерский (7). Антиохийский патриарх Макарий III дважды бывал в Москве. Во время своего приезда в Россию он даже проезжал Волгой. Но старообрядцев не смутил тот факт, что Макарий не соблюдал их обрядов. "Господь не допустил его до Божия града, — говорили они, — На пути он злою смертию издше, и благочестие сияет в Антиохии по-прежнему" (8).
Во второй половине XVIII века в среде старообрядцев распространилось рукописное повествование беспоповского инока Марка из Топозерского монастыря Архангельской губернии, названное "Путешественником" (9). В поисках "древляго благочестiя", — говорится в рассказе, — этот Марк отправился на Восток. Добрался до Китая, перешел степь Гоби и достиг Японии, где искомое благочестие обнаружил пребывающим в не- сказанном расцвете. Хранителями его он называет христиан "асирскаго языка". Имели они, по его словам, 179 церквей и подчинялись "патрiарху православному антiохiйскаго поставленiя". "А россiйскихъ, — добавляет он, — до сорока церквей тоже имеютъ митрополита и епископовъ, асирскаго поставленiя". Завершается рассказ описанием воистину неземного благополучия. "Въ тамошнихъ местахъ татьбы и воровства и прочихъ противныхъ закону не бываетъ. Светскаго суда не имеютъ; управляютъ народы и всехъ людей духовныя власти. Тамо древа равны съ высочайшими древами. [...] И всякiе земные плоды бываютъ; родится виноградъ и сорочинское пшено. [...] злата и серебра несть числа, драгоценнаго каменiя и бисера драгого весьма много".
Что же особенно важно для Марка, и что он подтверждает особым призыванием Бога во свидетели, так это то, что в тех дальних краях "имать приноситися безкровная жертва до второго пришествiя Христа".
Таким образом, рассказ Марка удовлетворил всем чаяниям его собратьев. Если есть епископы, и совершается евхаристия, значит, Церковь древле-православная истинна, и всё в порядке. Естественно, что эта легенда разошлась по всему старообрядчеству так же, как в свое время в Европе некогда сказание о чудном пресвитере Иоанне.
Япония — предел земли — туманная мечта всех миссионеров, стала страной торжества правды! Умирать теперь можно было спокойно. Правда, поиски архиерея, который был бы хоть сколь-нибудь реальнее "асиро-японского", старообрядцы продолжали.
Какова же историческая основа в "Путешественнике"? Прежде всего, отрицать присутствие русских старообрядцев на Японских островах, куда пробраться они могли из Сибири через Курилы, нельзя. По крайней мере, за это не берётся П.И. Мельников-Печерский. Что же до рассказа старца Марка, то отражать он может реальность иного рода — движение на Восток другой "древлей церкви", Церкви Востока, католикос которой был в курдских горах, практически недоступен, к тому же, азиатские христиане вряд ли разбирались в тонкостях истории многочисленных уний и разрывов, происходивших в среде этой Церкви с середины XVI века. Беглые же старообрядцы, столкнувшись в Азии с "асирскими христианами" подхватили их рассказы о миссии в Японии, связав их с известной им Антиохией.
Существенной деталью, пожалуй, является завершающая краткая фраза "Путешественника": "Въ Китае есть градъ удивительный, яко подобнаго ему во всей подсолнечной не обретается. Первая у нихъ столица — Кабанъ".
"Кабанъ" — это, очевидно, не что иное как искажённое "Хан-Балык" (монг. Кабалык (10)) — древнее имя Пекина (11). Заслуживает внимания и другой момент. Старообрядцы, рассказывая о своих путешествиях на Восток, часто говорили о "Беловодье", некоей стране, где сохранилось древнее христианство. В этой связи следует отметить,что о христианских поселениях в Аксу и Кочо упоминал еще Абу Дулаф ал-Хазраджи — арабский поэт, учёный и путешественник первой половины X в. (12). Ведь имя "Ак-суу", которое по сей день носят многие поселения в Азии, с тюркского так и переводится — "белая вода"...
Можно надеяться, что наши данные о приходе в Японию миссионеров восточно-сирийской традиции умножатся. Древние хроники островов ещё ждут внимательного прочтения. Параллели с историей миссии в Китае заставляют думать, что именно такого рода материалы стоит искать в первую очередь.
Путешественникъ, сиречь маршрутъ въ Опоньское царство, писанъ действительнымъ самовидцемъ, инокомъ Маркомъ, Топозерской обители, бывшимъ въ Опоньскомъ царстве. Его самый путешественникъ (13)
Маршрутъ, сиречь путешественникъ. Отъ Москвы на Казань, отъ Казани до Екатеринбурга и на Тюмень, на Каменогорскъ, на Выбернумъ деревню, на Избенскъ, вверхъ по реке Катуни на Красноярскъ, на деревню Устьюбу, во оной спросить страннопрiимца Петра Кириллова. Около ихъ пещеръ множество тайныхъ, и мало подале отъ нихъ снеговыя горы распространяются на триста верстъ, и снегъ никогда на оныхъ горахъ не таетъ. За оными горами деревня Умьменска (по другому списку, Устьменска) и въ ней часовня; инокъ, схимникъ Iосифъ. Отъ нихъ есть проходъ Китайскимъ государствомъ, 44 дня ходу, черезъ Губань (Гоби?), потомъ въ Опоньское государство. Тамъ жители имеютъ пребыванiе въ пределахъ окiяна-моря, называемое Беловодiе. Тамъ жители на островахъ семидесяти, некоторые изъ нихъ и на 500 верстахъ разстоянiемъ, а малыхъ острововъ исчислить невозможно. О тамошнемъ же пребыванiи онаго народу извещено христоподражателямъ древляго благочестiя свя- тыя соборныя и апостольскiя церкви. Со истиною заверяю, понеже я самъ тамъ былъ, со двемя иноками, грешный и недостойный старецъ Марко. В восточныхъ странахъ съ великимъ нашимъ любопытствомъ и старанiемъ искали древляго благочестiя православнаго священства, которое весьма нужно ко спасенiю, съ помощью Божiею и обрели асирскаго языка 179 церквей, имеютъ патрiарха православнаго, антiохiйскаго поставленiя, и четыре митрополита. А россiйскихъ до сорока церквей тоже имеютъ митрополита и епископовъ, асирскаго поставленiя. Отъ гоненiя римскихъ еретиковъ много народу отправлялось кораблями Ледовитымъ моремъ и сухопутнымъ путемъ. Богъ наполняетъ сiе место. А кто имеетъ сомненiе, то поставляю Бога во свидетеля нашего: имать приноситися безкровная жертва до второго пришествiя Христа. Въ томъ месте приходящихъ изъ Россiи прiимаютъ первымъ чиномъ: крестятъ совершенно въ три погруженiя желающихъ тамъ пребыть до скончанiя жизни. Бывшiе со мною два инока согласились вечно остаться: приняли святое крещенiе. И глаголютъ они: "вы все осквернились въ великихъ и разныхъ ересяхъ антихристовыхъ, писано бо есть: изыдите изъ среды сихъ нечестивыхъ человеки и не прикасайтеся имъ, змiя, гонящагося за женою: невозможно ему постигнути скрывшейся жены въ разселины земныя". Въ тамошнихъ местахъ татьбы и воровства и прочихъ противныхъ закону не бываетъ. Светскаго суда не имеютъ; управляютъ народы и всехъ людей духовныя власти.
Тамо древа равны съ высочайшими древами. Во время зимы морозы бываютъ необычайные съ разсединами земными. И громы съ землетрясенiемъ немалымъ бываютъ. И всякiе земные плоды бываютъ; родится виноградъ и сорочинское пшено. И въ "Шведскомъ путешественнике" сказано, что у нихъ злата и серебра несть числа, драгоценнаго каменiя и бисера драгого весьма много. А оныя опонцы въ землю свою никого не пущаютъ, и войны ни съ кемъ не имеютъ: отдаленная ихъ страна. Въ Китае есть градъ удивительный, яко подобнаго ему во всей подсолнечной не обретается. Первая у нихъ столица — Кабанъ.
© Николай Селезнев, кандидат исторических наук. Волшебная Гора: Традиция, религия, культура. Вып. XII. М.: Волшебная гора, 2006, С. 181-186.
1 Бартольд В.В. О христианстве в Туркестане в домонгольский период // Бартольд В.В., Сочинения. Т. 2, ч. 2. — М., 1964. С. 292.
2 Saeki Y. The Nestorian Monument in China. — London: SPCK, 1916; Егоже, The Nestorian Documents and Relics in China. — Tokyo, 1951; Кычанов, Е.И. Сирийское несторианство в Китае и Центральной Азии // Палестинский сборник, вып. 26 (89), Л., 1978, с. 76–85; Ломанов А.В. Христианство и китайская культура. — М.: Восточная литература, 2002.
3 Voice from the East, Vol. 9, No. 3, (Chicago) 1990, p. 17.
4 Light from the East, 2:2 (Feb.-Mar. 1950), pp. 11–13 down to 4:4 (June-July 1951), 9. Ук. по: Coakley J.F. The Church of the East since 1914 // Bulletin of the John Rylands University Library of Manchester 78 (1996), №. 3, p. 190.
5 http://www.keikyo.com/xian/institute.htm
6 Fiey J.M. L’expansion de l’Eglise de Perse // Istina (Paris), XL 1995, № 1, p. 155; см. тж: Christianity Arrived in Japan Centuries Before Saint Xavier, Scholars Say // UCAN Report, JA9719.0970, April 8, 1998. — http://www.ucanews.com/%7Eucasian/our/ja9719.htm
7 Мельников-Печерский П.И. Полное собрание сочинений. Т. 7. — СПб., 1909. С. 22.
8 Мельников-Печерский П.И. Там же.
9 Мельников-Печерский П.И. Ук. соч., С. 22–27; см. тж: Рукопись Верхокамского собрания МГУ, № 1298. XIX в., Лл. 1–5 об.; Сморгунова Е.М. Библейский Исход и рассеяние русских староверов: некоторые изоморфные черты // От Бытия к Исходу. Отражение библейских сюжетов в славянской и еврейской народной культуре. Сб. ст., Академическая серия. Вып. 2. — Москва: ГЕОС, 1998, С. 208–219. [С. 215–216 — текст "Путешественника" с указанием страниц рукописи, С. 214, 216 — комментарий].
10 Фридрих И. История письма. 2-е изд. — М.: Эдиториал УРСС, 2001. С. 422.
11 Выражаю признательность Д. А. Морозову, обратившему на эту деталь мое внимание.
12 Бартольд. Ук. соч. С. 265; см. тж: Селезнёв Н. Уйгуры-христиане и их религиозно-историческая судьба // Волшебная Гора, XI. С. 72–76.
13 Воспроизведено по изданию: Мельников-Печерский П.И. Полное собрание сочинений. Т. 7. — СПб., 1909. С. 23–24.