Япония - достаточно удивительная страна для наблюдения за эффектом "все побежали, и я побежал". В моду можно ввести что угодно достаточно быстро. У меня нет телевизора, новости и японские блоги я читаю очень выборочно, поэтому не смогу сказать точно, когда появилось это кулинарное увлечение. Все производители молока и кисломолочной продукции делают свой plain yogurt — обычный кисловатый йогурт без добавок в банках по 400-500 грамм, которым многие русские в Японии заменяют кефир от безысходности. (Но кефир в Японии на самом деле продается, и можно даже его самим готовить). И вот в какой-то момент пошла мода этот йогурт без добавок отжимать и полученную кремовую массу всячески использовать для приготовления еды. В прошлом году даже я, кто не следит за трендами, много раз натыкалась на рецепты с этим отжатым йогуртом. Книг с такими рецептами было также издано в изобилии. Вот буквально две обложки.
Теперь немного не про йогурт:) Я отношусь к той группе людей, которых называют late majority. Классификация общая выглядит примерно так.
Инноваторы. Их 2,5 процента. Это те люди, которые придумывают все новое в этом мире.
Early adopters. Я практически все сейчас читаю на английском и не знаю, как эти термины правильно переводят на русский. Эти "ранние последователи" двигают новые технологии в массы. Именно они спят с палатками под магазином в ночь перед началом продаж нового продукта. Все над ними смеются, но без них товар не продвинуть дальше в массы. Этих фанатов всего нового, кажется, 13 процентов.
Потом идут Early majority. Их 33 процента. Эти люди достаточно быстро запрыгивают в вагон, когда что-то начинает набирать популярность.
Late majority – традиционалисты и скептики, которые переходят на новые технологии и вещи, когда уже практически все (более 50% людей) ими пользуются. Вот я где-то в этой категории. Раз я только сейчас все-таки прониклась этими йогуртами, значит, их уже делают практически все, и уже очень сложно куда-то деться от потока информации:)
Laggards – это оставшиеся процентов 15 населения, которые или полностью игнорируют инновации, или переходят на новые продукты от безысходности. Кто-то из этих людей купит себе когда-нибудь смартфон только потому, что обычные сотовые телефоны перестанут выпускать.
Иногда мне не очень нравится в себе вот это качество и негибкость. Хочется как-то быстрее, что-ли, бегать и въезжать во все новое. Но, видимо, это уже черта характера, с которой сложно что-то делать. И очень лениво.
Но это присказка про йогурты. Несколько месяцев я постоянно наталкивалась на статьи про них и думала: "О, интересно!", "О, опять! Надо попробовать!", "Эх, еще не попробовала", "Так, надо все-таки купить пару банок йогурта именно под это дело. Так же просто выглядит!". И все это откладывалось-откладывалось, пока я все-таки не приготовила такой йогурт за компанию.
И оказалось, что это действительно очень вкусно. Чаще всего его используют для десертов, добавляя к сливкам или сливочному сыру Филадельфия. И то, и другое - очень жирные продукты, а йогурт позволяет разбавить их своей легкостью. Из-за того, что он отжимается из сыворотки, продукта остается не очень много. Я сегодня достала весы. От трехста граммов йогурта осталось всего 130 грамм кремовой массы. По вкусу оно очень напоминает сливочный сыр и некислую сметану, только гораздо легче.
Отсутствие кислинки - это тоже бонус. Есть люди, которые не могут есть эти йогурты из-за того, что они кислят. И некоторые производители делают йогурты все еще без сахара, но с более мягким вкусом и более кремовой консистенцией. Они очень вкусные, но стоят дороже. А такую выжимку даже Аня ест с большим удовольствием, чем обычный йогурт. Детские йогурты мы тоже покупаем, но они стоят все-таки достаточно дорого, учитывая, сколько их в тех стаканчиках. И они или сладкие, или с добавлением фруктово-овощного пюре, которое тоже слегка подслащено.
И теперь эти "отжатые" йогурты без сыворотки попали в тысячи рецептов чизкейков, кремовых десертов, салатов, дрессингов, дипов, мороженого. Вкус с ними получается более легким, и для контроля за массой тела тоже полезно. Те же дипы (англ. dip) — соусы консистенции густой сметаны для обмакивания в него чипсов, кусочков овощей, фруктов, мяса, морепродуктов; часто японские рецепты просят для них сливочный сыр, грамм 50 на одного человека, а у этого сыра жирность 70 процентов. Кхе-кхе. Моя печень даже слышать о таком количестве жира не хочет. Вот тут-то и полезно заменить сыр отжатым йогуртом, с которым уже будут смешиваться зелень и овощи. Жирность йогурта — около трех процентов. Даже с учетом того, что после отжима процент жира на оставшуюся массовую долю возрастет, это все-таки все еще легкий продукт.
Рецепты с таким йогуртом можно найти как на форумах и в блогах, так и сами производители кисломолочки подхватили эту новомодную идею, и на своих сайтах предлагают собственные рецепты.
Я - большой любитель кремовых десертов в стаканчиках. На первой фотографии в посте самый простой десерт, какой можно сделать за 5 минут из такого йогурта с добавлением небольшого количества сливочного сыра, сливок, меда и джема. Очень сложно описать, какого типа еще можно сделать десерты, потому что фантазия здесь может быть безграничной.
Мороженое из йогурта тоже популярно достаточно давно, а теперь его можно и дома делать.
И этот отжатый йогурт вкусен сам по себе. Не знаю правда, если отжать кефир, получится ли что-нибудь подобное. Почему-то мне кажется, что идея имеет право на существование.