О жизни голландской фактории во времена японской самоизоляции и о первой европейской женщине, увиденной японцами. В середине XVII столетия Япония закрылась для всего мира. Маленький голландская торговая фактория, расположившаяся на небольшом насыпном островке Дэдзиме жила, ожидая редкие приходы кораблей. Женщин поселенцам было запрещено привозить с собой категорически. Но, как поётся в одной известной песне: "Без женщин жить нельзя на свете, нет!" Это прекрасно понимали японцы, — вход на строго охраняемый остров для проституток был открыт. На мосту, соединяющим насыпной остров с землёй, красовалась надпись: «Только для проституток, вход для других женщин воспрещен».
У проституток была своя задача — сбор сведений о жителях острова. Специально отобранных молодых красивых девушек из бедных семей насильно отправляли к гайдзинам. Будущего у этих несчастных не было, — в Японии женщина, переспавшая с гайдзином, была презираемой всеми. Специальный закон ограничивал и время пребывания иностранцев на острове одним годом, чтобы не возникали опасные для безопасности связи.
Но в начале ХIX века в Европе вовсю гремели Наполеоновские войны. Голландца стала частью Франции, а голландская колония в Индонезии, из которой отправлялись суда к берегам Японии, — Батавия была захвачена британцами. В результате директор фактории Ян Кок Бломхофф (Jan Cock Blomhoff) пробыл на острове целых четыре года: с 1809 по 1813 год. Годы в ожидании корабля тянулись бесконечно долго, и случился у него роман с японкой, закончившийся рождением сына, который, к несчастью, в 1813 году умер.
Хотя запрещение жить на острове не больше года существовало, а вот ограничения на повторный приезд не было. Чем и воспользовался Жан Кок Бломхофф, приехав в августе 1817 года. Понимая, что политика сакоку постепенно ослабевает, он прибыл на остров вместе с молодой женой (с которой они сыграли свадьбу всего два года назад), сыном, няней и двумя служанками. Старые связи сделали своё дело, — и губернатор Нагасаки разрешил молодой женщине спуститься на берег.
Жена вновь прибывшего директора Тития Бергсма произвела на японцев неизгладимое впечатление. Впервые они видели женщину с рыжими волосами, огромными круглыми глазами, в платье с глубоким декольте, источающую тончайшими ароматами. О красоте Титии тот час же доложили сегуну, а вместе с тем и о недопустимом поведении главы фактории (по своему положению приравненного к губернатору): директор женой разгуливали по острову, держась за руки! В то время, как жена должна семенить позади своего мужа.
Очарованные необычной красотой молодой женщины, официальные художники Дэдзимы Кувахара Кейга (Kawahara Keiga) и Ишизаки Юши (Ishizaki Yushi) бросились зарисовать Титию и её окружение. Копии их рисунков стали безумно популярны, — они мигом разлетелись по всей Японии.
Через пять недель, когда весть о происшедшем достигла сегуна Токугаву, он повелел всем женщинам и вместе с ребёнком покинуть остров. Через четыре месяца, в декабре 1817 года Тития Бергсма покинула остров, чтобы никогда больше не встретиться с мужем. Тития умерла в Гааге в 1821 году в возрасте 36 лет. Её муж уехал из Японии только в 1823 году.
Образ Титии Бергсмы стал самым продаваемым в Японии. Только во времена Бломхоффа ей было посвящено около 500 картин и скульптур. Существуют целые компании, которые специализируются на изображениях Титии Бергсмы. Считается, что её лицо изображено на четырех миллионах изделиях японского фарфора.