|
| | |
|
Когда встает вопрос об истории российско-японских отношений, японские авторы обязательно начинают с российского рейдерского похода на острова Карафуто, Итуруп и Рисири в 1806 /07 годах. Самым важным по своим последствиям фактом в истории первых контактов России с Японией считается экспедиции лейтенанта Николая Хвостова (1776—1809) и мичмана Гавриила Давыдова (1784—1809) против северных японских островов. Этот пиратский рейд был организован Николаем Резановым (1764—1807) - главой и совладельцем частной Российско-американской компании, управляющей российскими колониями в Америке. Калифорнийских земель ему показалось мало, и он, обиженный на японцев за провальную дипломатическую миссию, покупает корабли "Юнона" и "Авось" и дает своим подчиненным тайную инструкцию по организации пиратства в японских землях. Потом он одумался, отправил вторую инструкцию, отменявшую первую, но лихие морские офицеры, прикомандированные к частной компании, уже высадились на Сахалин, подняли там русский флаг и объявили Сахалин русским владением. Японцы же решили, что Россия объявила им войну. Трогательная история о чистой и светлой любви, воспетая в нестареющем мюзикле "Юнона и Авось", выглядит настолько искренней и настоящей, что мы уже третий десяток лет сценический вымысел не отделяем от исторических реалий. Но в исторической памяти японцев "Юнона" и "Авось" вместе со своими командирами до сегодняшнего дня воспринимаются как символ разбоя, ведь русские моряки поджигали дома, насиловали и грабили население. Этот инцидент отрезвил японцев, которые, уповая на закрытие страны, пребывали в благодушном настроении, и породил вполне определенное чувство страха перед Россией. Читать дальше
|
Бригантина "Юнона" и тендер "Авось" - известные российские парусники, совершившие под командованием лейтенанта Николая Хвостова в 1806-07 годах рейдерский поход на Сахалин и Курилы. Это плавание и название кораблей стали сюжетом первой российской рок-оперы "Юнона" и "Авось". Бригантина "Юнона" - судно с двумя мачтами и прямыми парусами, представляла собой 12-пушечную бригантину американского типа, на корабле также были установлены 4 крупнокалиберных фальконета. Построена бригантина по заказу американского судовладельца Вульфа на верфи в городе Охотск из местных материалов, вероятно, за образец были взяты хорошо зарекомендовавшие себя в войне за независимость Северо-Американских Штатов балтиморские шхуны. РАК приобрела судно в 1805 году, когда корабль прибыл с грузом продовольствия в Ново-Архангельск (совр. Ситка) на Аляске. Тендер "Авось" - одномачтовое судно с косыми парусами, вооружен 8 пушками. Корабль был переоборудован из приобретенной быстроходной балтиморской шхуны, отличавшейся очень современными на тот момент обводами корпуса. Тендер был построен на верфи города Ново-Архангельск, США. Кроме рейдерских походов корабли "Юнона" и "Авось" использовались для охраны русских владений в Северной Америке и на Дальнем Востоке, а также для охраны рыбных и пушных промыслов. Вследствие постоянных напряженных плаваний в северной части Тихого океана срок службы их был незначительным. Читать дальше
|
Вернее было бы сказать, что названия эти как раз не забыты благодаря прекрасной рок-опере, что уже больше 30 лет с успехом идет на сцене московского «Ленкома». Но любопытно, что названия кораблей хорошо знают и в Японии. Среди прочего, именно корабли «Юнона» и «Авось» стали причиной уже многолетнего напряжения в отношениях между Японией и нами, а упомянутую рок-оперу японцы просто терпеть не могут. Названия-то известны, но у нас и у японцев по-разному. Думаю, если вы видели рок-оперу, вспомните ее красивое начало, где камергер Резанов (гениально, считаю, играл раньше Караченцев) обращается к русскому министру коммерции, а тот отвечает: "- С помощью Божией намереваюсь ныне возглавить первое русское кругосветное путешествие россиян. Готов буду приобресть на собственные средства две шхуны на Санкт-Петербургской верфи и, придав им соответственно наименования "Юнона" и "Авось", в начале лета 1806 года пуститься в плавание к берегам Нового Света. - Граф! Государь избирает Вас на подвиг, пользу Отечеству обещающий. Повелеваю отплыть Вам 23 июля 1806 года под военно-морским Андреевским флагом Империи". Читать дальше
|
Первый российско-японский договор о дипломатических отношениях был заключен 26 января 1855 г. Начальные же шаги по установлению официальных связей были предприняты Россией в конце царствования Екатерины II. По приказу императрицы в октябре 1792 г. в Японию (о. Хоккайдо) прибыл поручик А. Лаксман. Хотя японцы не пошли на установление официальных отношений, но после длительных переговоров в июле 1793 г. ему удалось получить лицензию, заверенную сёгуном и дававшую право одному русскому судну посетить Нагасаки. О результатах экспедиции Екатерине II было доложено только в феврале 1794 г. Развернувшиеся в Европе события и смена власти в России отодвинули на второй план японские дела, и по горячим следам указанной лицензией не удалось воспользоваться. Тем не менее вопрос о Японии снова стал на повестку дня, когда в 1799 г. указом императора Павла I и под его патронажем была создана Российско-Американская Компания (РАК). Она получила в наследство от умершего Г. Шелехова, известного российского предпринимателя, обширные владения на Дальнем Востоке и американском континенте. Председателем РАК был назначен зять Шелехова граф Николай Петрович Резанов, до этого занимавший пост обер-прокурора первого департамента Сената. Ему было поручено снарядить и возглавить первую русскую кругосветную экспедицию на судах «Надежда» (командир Крузенштерн) и «Нева» (командир Лисянский). 26 июля 1803 г. они отправились в плавание. Читать дальше
|
Записки Гаврила Давыдова «Двукратное путешествие в Америку...» рассказывают о подлинных приключениях капитанов легендарных судов «Юнона» и «Авось». Это сочинение в двух частях является отчётом автора о проделанном пути и содержит множество ценных фактов о Северо-Западной Америке. По приглашению Николая Резанова мореплаватель Николай Хвостов соглашается принять участие в путешествии в Америку на судах Русской Американской компании. Согласно именному указу морские офицеры могли поступать на службу торговых обществ, не покидая военную службу. С согласия Резанова Николай Хвостов вместе со своим молодым приятелем мичманом Гаврилой Давыдовым (1780-1809) вступают в Американскую компанию и отправляются в Америку, предварительно совершив далекий переезд сухим путем из Петербурга в Охотск. Это и было первое путешествие в Америку, упомянутое в названии книги. Спустя два года друзья вернулись на родину, намереваясь продолжить службу во флоте, однако не смогли устоять перед очень выгодным предложением со стороны Русской Американской компании и вновь отправились за океан в мае 1804 года. Судьба вновь свела молодых людей с графом Николаем Резановым, который, отправляясь в путешествие в Калифорнию, передаёт под начальство Николая Хвостова судно «Юнона», а Гаврилу Давыдову поручает судно «Авось». Испытав много приключений, в 1808 году Хвостов и Давыдов возвратились в Россию, однако всего год спустя вместе трагически погибли во время несчастного случая на Неве. К этому времени в свет вышли только восемь листов первой части заметок Гаврила Давыдова, а вторая и вовсе находилась в черновых записках и письмах к приятелям. Впоследствии рукописные материалы для публикации собирал вице-адмирал Шишков, автор предисловия. Читать дальше
|
В 1802 году Резанов и Крузенштерн начали подготовку к первому кругосветному путешествию. Корабли Российско-Американская компания решила приобрести за границей. Ю.Ф. Лисянский - командир одного из фрегатов, купил в Лондоне за 25000 фунтов стерлингов два корабля - «Леандру» и «Темзу», которые были переименованы в «Надежду» и «Неву». Корабли были новейшей конструкции и имели 11 узлов ходу. Один из кораблей находился на содержании казны, другой - компании. Для установления дипломатических отношений с Японией чрезвычайным послом был назначен Н.П. Резанов. За месяц до отплытия, 10 июля 1803 года, Резанов был награжден орденом Св. Анны I степени, и ему был присвоен титул камергера двора Его Величества. Император также вручил ему высочайший рескрипт, подтверждающий его полномочия, также Резанову были переданы многочисленные подарки для японского императора и его важнейших сановников из средств кабинета Его Величества. Компания поручила Резанову быть «полным хозяйским лицом не только во время вояжа, но и в Америке». Правление компании отправило на судах экспедиции множество книг и учебников для библиотеки на о. Кадьяк и других Американских поселений. Александр I утвердил инструкцию, подготовленную министром коммерции, в которой были подробно отражены цели и задачи экспедиции. 26 июля (7 августа н.с.) 1803 года началось первое кругосветное плавание россиян. Читать дальше
|
Чудно свела судьба, на вечную дружбу, этих двух молодых людей, так мало сходных между собой, благословив их на удивительные приключения и отважные подвиги. "Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой. " (А.С. Пушкин). Николай Александрович Хвостов родился 28 июля (ст. ст.) 1776 года в семье статского советника Александра Ивановича Хвостова и Катерины Алексеевны Хвостовой, урожденной Шелтинг. В семилетнем возрасте Колю определили на службу в Морской кадетский корпус. Уже на четырнадцатом году он — гардемарин, участвует в двух морских сражениях против шведов, получил за это золотую медаль. В 1791 году произведен в офицеры, плавал на Балтике, трижды на кораблях русской эскадры побывал в Англии. Особенно запомнилось третье плавание. Молодой лейтенант пережил «страшное и бедственное приключение». Корабль «Ретвизан» сел на мель и едва не погиб. Одно слегка утешало: на мели оказался и английский корабль «Амалия». Русские моряки действовали совместно с английским флотом против французов, а тут такой конфуз. Об этом Хвостов написал в своем дневнике. В любую минуту корабль мог затонуть, но молодой моряк ведет свою летопись, выказывая твердость духа посреди страха и смятения. Читать дальше
|
Эти два русских морских офицера, командовавших легендарными судами "Юнона" и "Авось", на заре девятнадцатого века ПЕРВЫМИ вступились за право России владеть Курильскими островами. Мы мчались на машине по Дворцовой набережной, и где-то напротив Петропавловки я попросил шофера тормознуть... И долго стоял без шапки, глядя на плывущие по черной воде Невы серо-голубые льдины. И все силился представить, как это могло случиться: ночь, баржа, разводной мост - и два подвыпивших лихих морячка. Что это было: безрассудство, закономерный итог, судьба? Или наказание Божие? Но где-то здесь в 1809 году - подумать только, аж два века назад! - прервалась столь бурная и героическая жизнь сразу двух блестящих русских моряков. И загадка их гибели меня мучила до последнего времени... Мне ли, коренному дальневосточнику, не знать имен этих двух моряков - лейтенанта Николая Хвостова и мичмана Гавриила Давыдова! Читать дальше
|
Трогательная история о чистой и светлой любви, воспетая в нестареющем мюзикле «Юнона и Авось», выглядит настолько искренней и настоящей, что в зрительском восприятии вот уже третий десяток лет сценический вымысел неотделим от исторических реалий: мы убеждены, что все на самом деле так и было со славными героями в жизни. Увы, 200 лет назад на самом деле было не так. Причем настолько «не так», что в исторической памяти нашего ближайшего соседа - Японии - «Юнона» и «Авось» по сей день остаются «черной меткой» и вместе со своими командирами поминаются как символ разбоя. Читать дальше
| |
| |
| | |
|
|