Средние века Японии
Японские исследователи средневековый период истории Японии определяют понятием Тюсей (средневековье), он охватывает три эпохи - Камакура (1185 - 1333), Муромати (1338 - 1537) и Адзути Момояма (1573 - 1600) и продолжался вплоть до эпохи Эдо. Япония островное государство, поэтому долгое время развивалась в изоляции от мира. Но эта изолированность была относительной - были налажены контакты с Кореей и Китаем. Японцы многое заимствовали из этих стран. В стране появляется новое сословие самураев и создается идеология воина бусидо . Самураи, образовав родственные кланы, стали могущественнее императора, что привело к системе сёгунатов. В Японии возникает буддийская секта дзэн , которая стала популярна среди самураев. В результате столкновений между родами Минамото, Фудзивара и Тайра к власти в конце концов пришел Минамото-но Ёритомо (1147 - 1199) - основатель сёгуната Камакура и первый его правитель, созданная им система управления сохранилась еще пять веков. На период Тюсей приходится неудачная попытка монгольского захвата Японии , страна отстояла свою независимость. Позже происходят первые контакты с европейцами, которые приносят огнестрельное оружие и христианство. Страна дала таких выдающихся правителей, как Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси , который совершил окончательное объединение Японии. На этот же период приходится война с Кореей.
Тэндзику Токубэй и его путешествие в Индию
Индия всегда привлекала чужестранцев, проникнуть в эту сказочную страну была мечтой многих людей. Некоторые из них посвятили этой мечте всю свою жизнь, вспомним путешествия Афанасия Никитина, Марко Поло, Христофора Колумба и Васко де Гама. Сказочная Индии завораживала и вдохновляла путешественников, не все объяснялось их алчностью, хотя слухи о сказочных богатствах страны, золоте и драгоценностях будоражили воображение, но проявили свою магнетическую силу так же религиозные и философские идеи, Индия превратилась в манящий символ. Отыскать путь в эту цветущую землю пытались многие, но результатов достигли самые смелые и самоотверженные. Среди них были не только европейцы, но и японцы. В Стране восходящего солнца древняя Индия называлась словом Тэндзику (Tenjiku), что означает "небо", сейчас это устаревшее название, но часто встречается в старинных японских рукописях и книгах. Первым японским путешественником, достигших берегов Индии, был Тэндзику Токубэй (Tenjiku Tokubei), о нем я и хочу рассказать. Читать дальше
Гэнко - вторжение монголов в Японию Монгольские нашествия в Японию ( 元寇 Генко) в 1274 и 1281 годах были предприняты империей внука Чингисхана Хубилая дважды. При первом нападении действовал монгольско-корейский флот с численностью человек до 37 тысяч. Монголы с лёгкостью разбили японские отряды на островах Цусима и Ики и опустошили их. После чего подошли к острову Кюсю и начали атаку, включавшую обстрел из огнеметательных орудий. Однако начался тайфун, к тому же погиб главнокомандующий Лю, в результате чего монголы вынуждены были отступить. Хубилай стал готовиться к новому нападению. Японцы также не тратили даром времени, они строили укрепления и готовились к обороне. В 1281 году два монгольско-корейско-китайских флота — из Кореи и из Южного Китая — направились к острову Кюсю. Численность флота достигала 100 000 человек. Первым прибыл малочисленный восточный флот, который японцы сумели отразить. Затем с юга приплыл основной флот, но повторившаяся история с тайфуном уничтожила большую часть флота завоевателей. Монгольские вторжения, единственный за века значительный внешний конфликт, затронувший территорию Японии, сыграли важную роль в становлении национального самосознания японцев. Именно к этим событиям относится создание флага Японии, который, по легенде, передал сёгунату буддийский патриарх Нитирэн. Сильнейшие тайфуны, возникшие во время высадки захватчиков на Японские острова и уничтожившие большинство кораблей, были названы японскими историками камикадзе , что означит Божественный ветер. Читать дальше
Минамото Ёсицунэ Минамото Ёсицунэ (1159-1189) - самый знаменитый самурай в Японии и за ее пределами. В рассказах о Ёсицунэ, герое народных легенд, так же трудно отделить правду от вымысла, как в сказках об Илье Муромце. Минамото Ёсицунэ был сыном Минамото Ёситомо от его второй жены Токива Годзэн и младшим сводным братом основателя первого сёгуната – Минамото Ёритомо, потерпевшего поражение в борьбе против клана Тайра. Детство провёл в ссылке в монастыре Курамаяма. Согласно легендам, в монастыре изучал не только сутры, сколько воинское искусство. В пятнадцать лет определился на службу к губернатору в Мицу Фудзивара Хидэхиро. Во время своих странствий он встретил задиристого монаха-великана Мусасибо Бэнкэй, ставшего его верным другом. После битвы при Фудзигава Ёсицунэ примкнул к Ёритомо, но проявил себя только в 1184 году во время войны с Кисо Ёсинака. В битвах при Итинотани и Ясима Ёсицунэ показал отчаянную храбрость и недюжинный военный талант. Читать дальше
О Дубровнике, Марко Поло и стране Дзипангу В Городском музее города Кобэ в Японии находится карта Тартарии (Сибири) Абрахама Ортелиуса 1570 года, на которой изображена Страна Восходящего солнца. Пояснительная надпись рядом гласит - "В прошлом была названа Марко Поло "Дзипангу, страной золота". Еще Марко Поло писал, что жители острова Дзипангу (Япония) обладают несметным количеством золота. Им у них покрыта крыша королевского дворца, а полы в нем также выложены чистым золотом толщиной в два пальца. Благодаря его книге европейцы узнали не только о Китае, но и Японии, поверили в то, что Дзипангу была настоящей страной золота, а впоследствии Колумб предпринял попытку отыскать ее, плывя через Атлантику. Почти во всем мире считается, что Марко Поло (1254-1324) был венецианским купцом. Но фактически путешественник был далматинским купцом, этот выдающийся сын Далмации открыл Европе неведомые земли, в том числе и Японию. Я сейчас нахожусь в Дубровнике, городе в южной Далмации, поэтому и хочу немного рассказать об этом замечательном городе и народе, давшем миру Марко Поло. Читать дальше
Шамбала или Путь в страну грез Еще когда я учился в школе, то зачитывался книгами Льва Гумилева , там впервые я увидел это слово, такое загадочное и манящее, - Шамбала. С тех пор эта легендарная страна не дает мне покоя. Затем я услышал легенду о Шангри-Ла, английский писатель Джеймс Хилтон (James Hilton) в книге "Потерянный горизонт" описал духовный рай, найденный в недоступной, скрытой долине Тибета. Вероятно, Шангри-Ла - это и есть романтизированная, видоизмененная Шамбала. Буддийская традиция прочно связывает Шамбалу с учением о Калачакре - Колесе Времени. Это некое сокровенное знание, обладание которым позволяет достичь просветленного состояния Будды в течение одной жизни. Считается, что Будда через год после достижения нирваны преподал сокровенное учение царю Шамбалы Сучандре . Вернувшись на родину, в Шамбалу, Сучандра стал проповедовать это учение. Сейчас монастырь Ташилхумпо в Тибете является главным центром учения о Колесе Времени, это учение получило широкое распространение среди буддийских монахов. Многие люди из разных стран отправлялись в долгие экспедиции с целью найти Шамбалу. Но еще в 18 веке третий Панчен-лама (1738—1780) объяснил, что путешествие в Шамбалу невозможно осуществить одним лишь передвижением в пространстве. Чтобы достичь этой сказочной страны, необходимо выполнить огромное количество духовных практик. То есть, путешествие в Шамбалу представляет собой внутренний духовный поиск. Но это не удержало многих путешественников нашей планеты Земля от попыток достичь Шамбалы, добравшись туда пешком или верхом. Об этом я и хочу рассказать. Читать дальше
Чингизхан - самурай из клана Минамото По монгольской легенде род Чингиза восходит к племени, идущему от женщины по имени Алан-Гоа, которая после кончины мужа забеременела от сверхестественного луча света. В девятом колене от Алан-Гоа прямом потомком стал Тэмуджин , более известный как Чингиз-хан . В русской и европейской историографии до сих пор принято изображать Чингиз-хана как кровожадного и тупого деспота, завоевавшего страны и народы практически всей Евразии, от Тихого океана до Адриатики. У монголов, бурятов и многих тюрских этносов Чингиз-хан - национальный герой и чуть ли не божество, которому ставят памятники, выпускают юбилейные монеты и прочее. Истина, вероятно, как всегда посередине. Сам факт создания им Монгольской империи свидетельствует о нем как гениальном полководце и расчетливом администраторе, а не просто завоевателе-разрушителе. Как полководец он не имеет себе равных в мировой истории, ему были присущи смелость стратегических замыслов, глубокая дальновидность политических и дипломатических расчетов. С дарованиями полководца он соединял организаторские способности, непреклонную волю и самообладание. Современники часто подчеркивали его щедрость, приветливость, он оставался чужд излишеств, несовместимых с деятельностью правителя и полководца, хотя и не отказывая себе в радостях жизни. О толерантности в Монгольской империи тоже хорошо известно, думаю, это в большой степени заслуга Чингиз-хана. Кто читал Льва Гумилева, непременно скажет, что Чингиз-хан был пассионарием, то есть человеком с избыточной энергией. Современником Чингиз-хана был и другой пассионарий - полководец из клана Минамото и национальный японский герой Минамото-но Ёсицунэ (Minamoto no Yoshitsune), который, по легенде, бежав из Японии в возрасте 30 лет, через Хоккайдо, Сахалин и Приморье добрался до Монголии, принял имя Тэмуджин, а затем в 1206 году у истоков реки Онон на курултае был провозглашён великим ханом над всеми монгольскими племенами и получил титул Чингис-хана. В различных районах северной части Японии - Ивате, Аомори и Хоккайдо - есть много легенд об этих событиях, об этом я и хочу рассказать. Читать дальше
Следующая страница
Фотогалерея " О Дубровнике, Марко Поло и стране Дзипангу"