В океане мировой экономики водится немало офисного планктона, о котором слагают песни и анекдоты. Но мало кто достигал такой известности, как японские белые воротнички. Японская офисная культура известна как одна из самых сложных и негибких в мире. Жесткая иерархия, групповая ответственность,сверхурочная работа - это лишь несколько ее особенностей. В такой системе унификации неминуемо подвергаются и сами работники.В итоге здесь давно сложился целый пласт людей, которых называют сарариман (от англ. salaried man - ‘служащий’, в японском языке нет буквы ‘л’). Это привычные для нас белые воротнички, но с присущим только им колоритом. Образ жизни, смысл которого работа, а также полное отсутствие оригинальности привели к тому, что в Японии о них часто говорят как о кайся-но ину (‘псах компании’) или же и вовсе сятику (‘корпоративном скоте’).
Сон на ногах
Сарариман - это мужчина за тридцать, и он работает именно в японской, а не в иностранной компании. Его основной доход - зарплата, а средний заработок в год, с учетом всех бонусов, равен где-то 5 млн. иен (около$ 4 тыс. в месяц). Однако, чтобы получить такую сумму, ему необходимо каждый день оставаться сверхурочно минимум 2 часа. Таким образом, сарариман проводит в офисе в среднем 10 часов в день, а переработка в месяц доходит до 40-60 часов и более. Кроме того, около 2 часов он тратит на дорогу. Так как рабочий день начинается в 9 утра, а быть на месте положено на 15-20 минут раньше, вставать нужно не позже 7 часов.В результате сарариман досыпает в электричке, нередко стоя. Однако он не ропщет, так как дорожит своим местом и панически боится его потерять.
По традиции пару раз в неделю после работы он должен идти с коллегами выпить. Иногда посиделки продолжаются за полночь, вернуться домой уже не получается, и приходится ночевать в недорогих бизнес-отелях, которых в избытке в центре (ответ гостиничного рынка на образ жизни японских клерков). При этом выглядеть усталым сарариману нельзя, поэтому ему приходится пользоваться каплями для глаз, которые снимают покраснение. Кроме того, к его услугам огромный выбор энергетических напитков и крепкого баночного кофе, которые продаются в автоматах на каждом углу.
Рано или поздно такая работа на износ приводит к печальным последствиям. Профессиональным заболеванием среди сарариманов можно считать депрессию. А особенно ретивых, увы, ожидает кароси, то есть смерть от переутомления на работе. Причем умирают, бывает, прямо перед компьютером. Например, в 2007 году, по данным минздрава Японии, было зафиксировано 392 такие смерти.
Служебный роман
Работа от рассвета до заката неизбежно сказывается и на личной жизни. Разумеется, у сараримана есть жилье, съемное или даже свое, однако там всегда беспорядок, так как в будние дни он на работе, а в выходные отсыпается. Чтобы готовить, у него нет времени, поэтому приходится есть в кафе или же покупать обеды домой. Поэтому на кухне у него часто нет даже самой элементарной посуды. Белье же сарариман сдает в прачечную или химчистку. Причем нередко в том же бизнес-отеле, где вынужден время от времени ночевать.
Несмотря на почти полное отсутствие личного времени, у сараримана тем не менее может быть девушка. Обычно она его коллега. Японские компании не запрещают отношения на работе, а скорее даже поощряют. Для этого был даже специально создан институт девушек OL (от англ. office lady - ‘офисная девушка’). Это молодые сотрудницы, которые делают коллегам-мужчинам чай и снимают копии с документов. Перспектив карьерного роста у них никаких, однако благодаря им у сараримана есть возможность найти подругу и, возможно, на ней жениться. Впрочем, он не спешит связать себя узами брака, так как свадьба, рождение и воспитание детей требуют больших накоплений. Поэтому сегодня половина тридцатилетних сарариманов не женаты.
Сублимация клерков
Согласно опросам, мечта почти 10% японских белых воротничков - дацусара, то есть ‘побег’ из компании. На этот шаг решаются, чтобы начать новую, более интересную жизнь. Например, стать писателем или открыть свой магазин. Однако для подавляющего большинства клерков это слишком радикально, поэтому они предпочитают сублимировать иначе. Это и стало, например, причиной оглушительной популярности комиксов на тему офисной жизни.
Сарариманам комфортнее листать журналы про себя, чем что-то менять. Поэтому тиражи здесь бьют все рекорды и доходят до нескольких сотен тысяч экземпляров. Впрочем, иногда и сами белые воротнички не прочь поразмышлять над своей жизнью. С 1992 года в Японии вышло уже больше 10 томов антологии ‘Сарариман сэнрю’, в которой публикуют их трехстишия. Все они преисполнены философского смысла.
Сарариман - зеркало японской истории
Первые белые воротнички в Японии появились еще до Второй мировой войны, однако их число стало увеличиваться уже после нее. В годы подъема экономики сарариман был солдатом, готовым сложить голову за компанию, а в периоды спада трясся, боясь попасть под сокращение.
Цифры
Белый воротничок, задумайся о здоровье! 30 тыс. человек во всем мире погибли от переутомления за последние 20 лет.
*** © Текст: Абашин Андрей, Деловой Петербург’ N 75 (2887) от 28.04.2009
Источник: http://www.dpgazeta.ru/article/150249 |