«Японизм в чешском художественном искусстве» Книга, представляющая собой увлекательное путешествие по мирувоображения художников, чья фантазия черпала в восточной экзотике,была издана Национальной галереей Чехии и недавно представлена водворце Кинских. Именно здесь и нашла свое место масштабная экспозициявосточного искусства – часть редкого собрания Национальной галереи. Японизм, направление в европейском искусстве XIX cтолетия, котороесформировалось под влиянием цветной ксилографии и художественныхремесел страны Восходящего солнца, отразился не только на творчествефранцузских импрессионистов. И в работы чешских художников вкралсяпереосмысленный ими японский стиль. Проникновение сие в Чехииначалось, прежде всего, с наиболее восприимчивых к подобным влияниямПраги и Брно - с легкой руки художников Франции, где он процветал. Чайный обряд люб. обществ Ясонь и Элишка в Немецком Броде, 1910 г. Слово Маркете Хановой, куратору собрания японского искусства вКоллекции восточного искусства Национальной галереи в Праге. «Это было, конечно, влияние, которое приходило из Франции и другихстран, что пробуждало среди чехов интерес, прежде всего, к японскомуискусству, которое представляли на выставках в Париже, Лондоне и Вене.Например, на Всемирной выставке в Париже в 1867 году японские ремесла икультура были представлены во всем блеске. Влияние это, кроме прочего,отразилось и в том, что художественное ремесло стало у нас болеекачественным». Утагава Хуросиге, «Станция Шоно», 1832-1833, Национальная галерея в Праге Тут уместно было бы вспомнить и про предприимчивого парижанинаСамюэля Бинга, у которого можно было купить самые разнообразныепредметы искусства. Бинг в конце 19 столетия основал газету "Le JaponArtistique" ("Японское искусство "), которая, видимо, действительновомногом способствовала поднятию планки качествадекоративно-прикладных изделий европейских мастеров. «И в чешских землях появились декоративно-прикладные предметыискусства, авторы которых подражали мастерам японских фарфоровыхизделий. У нас можно найти немало артефактов, выполненных из стекла,украшенных японскими фигуративными мотивами, растительными иприродными орнаментами». Войтех Прейсиг, «Градчаны весной», 1907 г., Национальная галерея в Праге Чешские художники в то время вдохновлялись не только японской цветнойксилографией (гравюрой на дереве), которая, несомненно, являетсяуникальным явлением мирового искусства, но и, в целом, принципамияпонской эстетики и характерной для нее композиции в живописи имотивами, подчеркивает Маркета Ханова. «Более всего открытым французским влияниям в этом смысле былообщество «Манес», в творчестве членов которого наиболее выразительнопроявилась эстетика японского искусства, проникшая в творчествосовременных художников. Проявилось это, в свою очередь, в стиле работнаших художников где-то с 70-х годов 19 века – мотивы, которые уже быличастично преобразованы французскими авангардистами». Первый президент Чехословакии Томаш Гарриг Масарик основал сРихардом Куденховым – Калерги, труды которого позже легли в основаниеидеи Европейского Союза, Восточный институт в Праге. Ян Летцел, «Лежащая японка», 1915-1917, частное собрание «Благодаря связям, которые были у таких учреждений, Чехии удалосьполучить ряд ксилографий из собрания японского коллекционера, баронаСацуми Джирохачи. Он в 1936 году подарил Чехословакии коллекцию картин иэтих гравюр на дереве, авторами которых являлись известные японскиемастера». Были среди них и укие-э - ксилографии, отпечатанные с деревянных досок,Кацусика Хокусая или мастера «зыбкости» Утагава Хиросигэ? Макс Швабински «Райские птицы», 1904 г., Национальная галерея в Праге «Там были более старые гравюры, подаренные Чехословакии японскимбароном, они принадлежат резцу Шиба Кокана – это гравер и художник 18столетия, а что касается подаренных им живописных работ, они были ввиде свитка или паравана. Их исключительность состоит в том, что онивозникли как совершенно оригинальное произведение - в отличие отксилографий, которые воспроизводились в большом количестве». Что является предметом вашей гордости как куратора экспозициивосточного искусства? «В нашем собрании искусства Востока, которое является собственностьюНационального музея, имеется весьма солидная коллекция японскихгравюр, она насчитывает примерно три тысячи экземпляров. Эмил Орлик «Рай», 1907-1909, галерея худ. искусства Острава Многие из них находились в собраниях известных коллекционеров своего времени ибыливыставлены на выставках, которые они организовывали - японский стильтогда стал источником вдохновения для многих творцов. Например, художник Эмил Орлик, который в начале 20 века организовалсмотр части своей коллекции ксилографий, привезенной им лично изЯпонии, где он учился этой технике. Или, прежде всего, известныйколлекционер и знаток гравюры на дереве священник Сигизмунд Боушка –в 1913 году он устроил выставку японских гравюр в пражскомХудожественно-промышленном музее. Выставка была передвижная, еепоказали также в Брно. Патер также писал или выступал с лекциями на этутему, что помогало, в целом, понять эстетические принципы японскогоискусства и, в частности, ксилографии». Ян Летцел, вход в здание, Мшене, 1905 г. Влияние японизма отразилось в Чехии и на архитектуре, образцы которойтакже представлены в каталоге «Японизм в чешском художественномискусстве». Это павильон Душана Юрковича на моравском курортеЛугачовице и здание в расположенном неподалеку от г. Роуднице-на-Эльбекурорте Мшене известнейшего Яна Летцеля - чешский архитекторпрославился как автор проекта дворца в Хиросиме, где он построил рядзданий в непривычном для японцев европейском стиле, а в 1915 годуспроектировал Торгово-промышленную палату Хиросимы (Hiroshima Prefecture IndustrialPromotion Hall); ныне здание называют Атомным домом. Или вилла «Сакура» писателя Джо Глоухи в Розтоках под Прагой, где онсоздал свой «японский мир» – до 1924 года в пражской Луцерне такжесуществовала его чайная и кафе «Йокогама». Впервые она былапредставлена широкой общественности на Юбилейной выставке в Праге в1908 году. Сохранились ли какие-нибудь здания той поры с «японскимросчерком» и, в частности, те, которые создал Летцель? Отель «Сакура», Розтоки у Праги, 30-е годы «Увы, единственное созданное Летцелем произведение архитектуры,которое сохранилось в Чехии, это здание ресторана на курорте Мшене.Егоорнаменты навевают атмосферу Японии, но чувствуется в нем и влияние«арт нуво». А что касается виллы Глоухи в Розтоках, она все ещесуществует, однако японские элементы в ее облике исчезли, они былилибоуничтожены, либо отстранены, так что японский дух, который был присущэтому зданию, можно увидеть уже только на этой фотографии в книге», - говорит Маркета Ханова. Франтишек Купка, «Волна» - женский акт на берегу моря, 1902-1903, Национальная галерея в Праге Кроме репродукций замечательных картин и графики, книга содержитиллюстрации художественных изделий из стекла и фарфора, которые впрошлом производили в городе стекольных дел мастеров, КаменицкомШенове, а также все атрибуты обширного каталога к выставке, включаяфотографии и сопроводительные тексты. Выставка, однако, пока ещетолько планируется и состоится в Праге не раньше чем через два или тригода. «Одновременно мы видим, что влияние японского стиля на творчествочешских авторов продолжалось, конечно, не все время, а лишьопределенный период, и наряду с ним сосуществовали иные и болеезначительные влияния из зарубежья на чешскую творческую среду». «Японизм в чешском изобразительном искусстве» "Kнига предназначена всем, кого вдохновляет как японское, так ичешское искусство. Японское влияние в произведениях чешских творцовдает о себе знать цветовой гаммой, стилизацией формы или композицией»,- говорит Маркета Ханова. Упомянуть в связи с этим можно о таких художниках как Лудек Маролд,Франтишек Купка, Войтех Прейсиг или Войтех Гинайс. Некоторые из них вЯпонии также побывали.
Источник: http://www.radio.cz/ru/rubrika/bogema/yaponizm-v-tvorchestve-na-cheshskix-xudozhnikov |