Каменная стела косинзука
|Рассылка: Subscribe.Ru | RSS-лента Канал новостей |
— Наши предки, ваши предкиНа одной качались ветке,А теперь нас держат в клетке.Хорошо ли это, детки?***© Clittary Hilton
В Японии вдоль дорог часто можно увидеть каменные стелы с изображением обезьян, возраст таких стел насчитывает несколько веков, в основном они изготовлены в 17 столетии. Называется такая заостренная стела из камня косинзука (Kōshinzuka), как полагают, они проникнуты духом божества ками. Поэтому каменные стелы расположены вдоль дороги, чтобы выступать в качестве защитников путешественников. Часто такие стелы изготавливались с резным изображением трех обезьян. В Древней Греции и Риме тоже были аналогичные стелы из камня, это были пограничные сигнальные маяки, назывались они терминус по имени бога Терминус. Этот языческий бог у древних римлян был божеством границ, под покровительством которого состояли пограничные камни и столбы, считавшиеся священными. Введение и упорядочение культа Терминуса приписывается Титу Тацию, освятившему пограничный камень на Капитолии, у римлян даже был праздник Терминалий, который отмечали в конце древнеримского года. Римляне разделяли области на участки, состоявшие из совокупности посёлков и дворов и объединённые общим управлением и культом. При этом было установлено, что тот, кто выкопает пограничный камень, подлежит проклятию.
Я уже как-то писал о взаимосвязи древнегреческих и японских богов. В эллинистический период, когда Греция оккупировала значительную часть Центральной Азии и Индии, греческий бог ветра Борей стал богом Wardo в греко-буддийском искусстве, оттуда по Великому Шелковому пути попал в Китай, из Поднебесной - в Японию под именем японского бога ветра Фудзин. Думаю, здесь аналогичная история. Прямые связи между резными каменными скрижалями косинзука (kōshinzuka), которыми отмечены границы между деревнями в Японии и пограничными сигнальными маяками, используемыми в Греции и Риме, возможно, имеют общую основу через древние индийские/китайские связи. Доказательством этому было бы то, если бы удалось установить, что косинзука использовалась в Японии до появления буддизма. Сами японцы считают, что еще до того, как буддийский священник Dengyo (767-822) изготовил стелу с тремя обезьянами, мотив которой он привез из Китая, такие камни уже стояли на проселочной дороге и считались стражем дорог или покровителем путешественников, изначально каменные знаки были разделительными линиями между деревнями и являлись божеством, охранявшим местное население. Если я правильно понимаю, они являлись объектом синтай (Shintai), то есть "тело ками", почитаемые как вместилище божеств синто.
Само слово косин состоит из двух иероглифов - Kou из китайского зодиака, олицетворяет планету Венеру и металл, и Shin - девятый знак зодиака, а также иероглиф для слова "обезьяна". Термин косин означает сочетание седьмого символа китайского десятеричного цикла с девятым символом двенадцатеричного «звериного круга». Часто называется «металлической обезьяной» и обозначает 57-ю фазу шестидесятеричного цикла (57-й год, либо 57 день). Например, в 2012 году следующие дни приходятся на косин - 29 февраля, 29 апреля, 28 июня, 27 августа, 26 октября, 20 декабря. Практика же косин является японским народным верованием, имеющее корни в китайском даосизме и распространённое в среде синтоизма и буддизма. В основе верования лежит идея шестидесятиричного цикла. Каждую шестидесятую ночь (в день обезьяны) проводятся коллективные бдения косин-мати, призванные воспрепятствовать выходу из тел последователей трёх духовных сущностей санси, которые должны докладывать верховному божеству Тэнтэй о всех проступках человека.
Старейшие сообщения о ритуальном бдении в ночь косин относятся к 838 году. Считается, что с 9-го века они практикуются, по крайней мере, в среде аристократов. В период Муромати буддийские монахи начали писать о косин, который привел к широкому популярности веры среди японцев. Наибольшей популярности верование достигло в период Эдо, когда было воздвигнуто множество особых ритуальных каменных стел, изображающих, чаще всего, ваджраякшу Сёмэн-конго. Когда правительство Мэйдзи разделило синтоизм и буддизм в 1872 году, народные верования были отклонены как суеверные, в настоящее время верование косин значительно утратило популярность.
Три обезьяны Самбики-сару
Считается, что именно в среде верования косин сложился символ трёх обезьян. Три обезьяны изображались на каменных стелах косинзука и свитках с изображением карающего божества Сёмэн-Конго. Три обезьяны - самый известный символ веры косин. Это Mizaru (не вижу), Iwazaru (не говорю) и Kikazaru (не слышу). Не очень понятно, почему три обезьяны стали частью косин веры, но предполагается, что речь идет о плохих поступках человека. Каменные стелы с изображением трех обезьян существовали в храмах, начиная с эпохи Эдо. Иногда резные камни называют косин, когда они размещены вокруг жилья для защиты.
Migawari-zaru
Есть еще обычай вешать на дом Migawari-zaru, что буквально можно перевести как "замена обезьяны", чтобы защищать жильцов от бед, болезней, стихийного бедствия и чтобы поставить преграду злым силам. Они защищают тех, кто грешил, от наказания. В плохие дни, которые бывают шесть раз в год, а также в Косин-год, он наступает на 57-м году 60-летнего цикла, японцы проводят специальные обряды, первоначально это были китайские даосские обряды, а теперь - буддийский ритуал в Японии, призванный отвратить зло и защитить от болезней и несчастий.