Трудно даже представить, насколько далеко это от привычных нам олимпийских состязаний по стрельбе из лука. Длина лука превосходит рост стрелка, а сам лук, на непосвящённый взгляд, выглядит кривым и неуклюжим. На нём нет ни прицела, ни стабилизаторов. В Японии продолжает процветать древнее состязание самураев-лучников. И в завершение, состязание это проходит верхом на лошади, мчащейся со скоростью 65 км/ч. Это — ябусамэ, и это спорт самураев. Каждый год лучники в облачении стрелков феодальной эпохи взбираются в сёдла своих разукрашенных скакунов, чтобы показать яркое спортивное шоу на песчаном побережье в Дзуси, городе к югу от Токио, галопируя по песку под одобрительные крики публики. Первое состязание прошло здесь в 1199 году. Место действия напоминает сцены из фильмов великого Акиры Куросавы. Трепещущие на морском ветру знамёна обозначают начало и конец дорожки для стрельбы. Мальчишки в ярких накидках и чёрных шапках снуют туда-сюда, собирая стрелы и обломки деревянных и глиняных мишеней, разбиваемых с каждым выстрелом.
«Ничего подобного этому за пределами Японии нет», — говорит Иэтака Канэко, глава Ассоциации конных стрелков Японии и школы верховых стрелков Такэды, имеющей более чем 800-летнюю историю. Мишени, закреплённые на шестах или деревянных конструкциях на высоте 2,1 метра, грубо имитируют торс вражеского воина-всадника. Их три на протяжении дорожки для стрельбы, длина которой 150 метров, что даёт стрелку времени ровно столько, чтобы хватило 3 раза поднять лук, натянуть тетиву и выпустить стрелу, делая всё это на полном скаку. Когда тупой, похожий на тыкву наконечник стрелы попадает в цель, доска разлетается в осколки. Но бывает и так, что стрела пролетает мимо цели, глухо ударяясь о конструкцию, на которой та закреплена. Главная задача в любой битве — попасть в цель. Но ябусамэ по своей сути в равной степени и искусство, и спорт. Во многих состязаниях, попадание в цель учитывается лишь в числе других показателей; если стрелка оценивают, то по всем результатам: красоте бега, технике стрельбы.
Здесь считаются попадания
«Сегодня многие школы рассматривают ябусамэ как нечто большее, чем просто церемонию», — говорит вышедший в отставку ветеринар Канэко. — «Поступить в нашу школу — это серьёзное решение». Каждое добытое очко сопровождается громким гулом одобрительных возгласов и аплодисментов, на каждой поражённой цели ставится клеймо, знаменующее день попадания, и она превращается в амулет, приносящий удачу. Длинная очередь выстраивается вдоль побережья прямо перед концом состязания, чтобы зрители не ушли домой без кусочка в свою коллекцию. Ябусамэ в Японии чем-то похоже на поло в Англии или на родео в Америке. На самом деле, очень немногие могут позволить себе участвовать в ябусамэ, поскольку мало кто имеет доступ к лошадям, или достаточно времени, чтобы научиться управлять ею. Но Канэко, чья семья ведёт родословную от древнего самурайского рода, вырос в их окружении и его рысаки специально натренированы для соревнований лучников.
«Я стреляю с 17 лет», — говорит он. Сейчас ему 87, и он здесь чтобы исполнить свой долг в состязаниях в этом году, правда, не выстрелил ни в одну мишень. Вместо этого он открыл их под барабанный бой символическим жестом, обращённым к покрытому облаками небу. «Самое трудное — это сохранять устойчивость, независимо от того, каким галопом мчится лошадь», — говорит он. — «Стиль этот не похож на западные или европейские конные бега». Стрелок не сидит в седле в прямом смысле. Он скорее «приседает» на корточках, пользуясь специальными стременами и очень лёгкими сёдлами.
Существуют три основных способа стрельбы
Первый, самый общий, включает в себя выпускание стрелы в цель, находящейся непосредственно сбоку от стрелка на расстоянии около 3 метров. Мишени также могут располагаться под углом к направлению движения стрелка или на расстоянии до 15 метров в стороне. «Когда люди представляют себе самураев, они не задумываются о том, что в прежние времена лучники в битве были более важны, чем мечники», — говорит Хисаси Ёсими, один из участников соревнований. — «Лучники не стреляют в цели, расположенные близко. Они держат дистанцию и стреляют вверх для того, чтобы стрелы дождём сыпались на наступающее войско».
Ёсими рассказал, как это отразилась на размерах лука: большой лук больше подходит для стрельбы на дальность, чем для поражения отдельных целей. «Эти луки на самом деле не были предназначены для подобного способа стрельбы, поэтому здесь больше спорта, больше духовного смысла, чем практического», — добавил он. — «В этом привлекательность таких состязаний». Этот вид стрельбы из лука зародился в начале периода Камакура (1192-1334), когда Минамото но Ёритомо встревожился, заметив нехватку навыков стрельбы из лука у своих самураев, и стал проводить среди них учения. В наши дни ябусамэ можно встретить в храме Хатимана Цуругаока (Tsurugaoka Hachiman Shrine, г. Камакура, префектура Канагава). Также представления лучников устраиваются на пляже в Зуси (Zushi) и многих других местах.
История японских луков и конных лучников
Ябусамэ была задумана как способ понравиться и развлечь многочисленных богов, наблюдающих с небес за Японией, чтобы они возрадовались и благословили страны, народ и урожай на процветание. Лучник-ябусамэ быстро скачет по 255 дорожке, управляя лошадью преимущественно одними коленями – ему же нужны обе руки, чтобы стреять из лука.
Когда лучник приближается к цели, он вскидывает лук и натягивает тетиву со стрелой вплоть до самого уха, отправляя затем стрелу в полёт с криком «In-Yo-In-Yo» («Тьма-Свет-…»). Стрела имеет затупленный наконечник и грубую, округлую форму – в этом случае звук при ударе получается более громким.
Опытные стрелки могут использовать стрелы с V-образным наконечником. Если цель поражена, то она расколется и упадёт на землю. Замечательным результатом считается тот, когда лучнику удаётся поразить все три цели. Цель для лучников-ябусамэ полностью воспроизводит предполагаемого противника, т.е. это манекен в полной боевой броне о-ёрои, традиционной для древних самураев. Единственным открытым местом является пространство ниже щитка шлема.
Самые ранние японские луки датируются периодом Дзёмон (8000-300 до н.э.). Длинный лук в уникальном ассиметричном стиле с местом под руку, расположенном ниже центра лука, появился в эру Яёй (300 до н.э. – 300 н.э.), быстро став символом власти и могущества. Легендарного императора Японии Дзимму всегда изображают с луком в руках.
Японские лучники были пешими вплоть до IV в., когда элитные войска стали сражаться конными с мечами и луками. В X в. самураи могли устраивать конные дуэли с использованием луков. Они неслись друг на друга, стараясь выпустить в противника по крайней мере три стрелы. Эти поединки не всегда заканчивались летальным исходом хотя бы одного противника, иногда для удовлетворения чести достаточно было довольно лёгкого ранения.
Один из самых известных и знаменитых инцидентов с конными лучниками произошёл во время войны Гэмпэй (1180-1185), когда боролись за власть кланы Хэйкэ и Гэндзи, что не могло не оказать существенного влияния на японскую культуру, общество и политику.Битва при Ясиме (Yashima) Хэйкэ были повержены и бежали в Ясиму на лодках. Гэндзи преследовали их до самого конца на лошадях, но в итоге были остановлены морем. Т.к. Хэйкэ ожидали попутного ветра, они решили повеселиться и вывесили на мачту мишень для лучников Гэндзи, предоставив таким галантным образом своим врагам возможность показать своё искусство.
Один из самураев Гэндзи, Насу Ёити (Nasu Yoichi), принял вызов. Он направил своего коня прямо в море и, выстрелив, попал прямо в мишень. Его победа принесла Гэндзи много славы и его подвиг отмечается по сей день. На протяжении периода Камакура конные стрельбы использовались для поддержания воинских умений самураев. Тем стрелкам, которые плохо выполняли команды и не справлялись с нагрузкой, командир мог приказать сделать сэппуку.
Одним из жестоких подвидов конной стрельбы из лука была «инуомоно» («inuoumono») – стрельба по собакам. Буддистские монахи следили, чтобы самураи не убивали собак, а только калечили. Этот вид стрельбы, к счастью, больше не практикуется.
Ябусамэ – ритуальная конная стрельба
Ябусамэ была задумана как способ понравиться и развлечь многочисленных богов, наблюдающих с небес за Японией, чтобы они возрадовались и благословили страны, народ и урожай на процветание. Лучник-ябусамэ быстро скачет по 255 дорожке, управляя лошадью преимущественно одними коленями – ему же нужны обе руки, чтобы стреять из лука.
Когда лучник приближается к цели, он вскидывает лук и натягивает тетиву со стрелой вплоть до самого уха, отправляя затем стрелу в полёт с криком «In-Yo-In-Yo» («Тьма-Свет-…»). Стрела имеет затупленный наконечник и грубую, округлую форму – в этом случае звук при ударе получается более громким. Опытные стрелки могут использовать стрелы с V-образным наконечником. Если цель поражена, то она расколется и упадёт на землю. Замечательным результатом считается тот, когда лучнику удаётся поразить все три цели. Цель для лучников-ябусамэ полностью воспроизводит предполагаемого противника, т.е. это манекен в полной боевой броне о-ёрои, традиционной для древних самураев. Единственным открытым местом является пространство ниже щитка шлема.
Ябусамэ в настоящее время это ритуал, а не спорт, что связано с его торжественным стилем и религиозными аспектами, поэтому лучники-ябусамэ часто выступают на специальных обрядах или развлекают высокопоставленных гостей на официальных мероприятиях. Например, лучники выступали во времена официальных визитов президентов США Рональда Рейгана и Джорджа Буша. Также японские лучники выступали в Великобритании для принца Чарльза, который, как сообщается, был совершенно очарован столь понравившейся ему работой.
Быть лучником-ябусамэ – великая честь и в прошлом на эту роль отбирались только самые лучшие воины. Стрелка, который показывал наилучший результат, одевали в белые одежды, показывая таким образом благословение богов.
Известные школы стрельбы из лука и влияние дзэн
Существует две известные школы, обучающие стрельбе из лука, которые обучают и конной стрельбе. Одной из них является школа Огасавара (Ogasawara), чьим основателем является Огасавара Нагакиё (Ogasawara Nagakiyo), получивший указание от сёгуна Минамото Ёритомо (1147-1199). Ёритомо хотел, чтобы его воины были высококвалифицированными и дисциплинированными, а стрельба из лука, как известно, считается хорошим средством для воспитания необходимых каждому самураю качеств.
Дзен стал важным элементом, вошедшим в основу каждой из школ и влиявшим на каждый аспект жизни самураев на протяжении всего периода Камакура.
Ябусамэ как боевое искусство помогало самураям учиться концентрации, дисциплине и самосовершенствованию. Дзэн учит методам стабилизации и успокоения ума и тела, даря практикующему ясность ума и дальнейшие направления действия. Чтобы иметь возможность натянуть тетиву, прицелиться и сделать точный выстрел в пылу сражения, самурай должен был уметь справляться с собственной тревогой и лишними мыслями.
Другая школа была заложена раньше, в IX в., Минамото Ёсиари (Minamoto Yoshiari) по приказанию императора Уда. Эта школа также известна как Школа стрелков Такэда. Стиль Такэда упоминался в таких классических японских фильмах как «Семь самураев» (1954) и «Кагэмуся» (1980) Акиры Куросава. Известный актёр, сыгравший во многих самурайских фильмах, – Тосиро Мифунэ (Toshiro Mifune) был учеником школы Такэда.
Упадок и возрождение стрельбы из лука
С прибытием в XVI в. на японскую землю португальцев с их новым типом оружия лук постепенно стал терять своё значение на поле боя. В битве при Нагасино в 1575 году хорошо размещённые группы мушкетёров Оды Нобунаги и Токугавы своими выстрелами практически уничтожили конницу клана Такэда.
Конные лучники как род войск возродились в период Эдо (1600–1867) благодаря Огасавара Хэйбэй Цунэхару (Ogasawara Heibei Tsuneharu, 1666–1747), находящегося под командованием сёгуна Токугава Ёсимунэ (Tokugawa Yoshimune, 1684-1751). Учитывая, что в тот период время было довольно мирное, то стрельба из лука, как и многие другие воинские искусства, стала методом развития личности, а не военной подготовкой. В настоящее время показательные выступления лучников-ябусамэ проводятся в различные времена года в основном возле синтоистских святилищ.