А давайте поиграем? В "попаданцев". Представьте себе, что вы - хозяин (хозяйка) постоялого двора у дороги в Эдо. Пусть даже будет Токайдо, где-нибудь уже совсем близко к Эдо. Дело происходит примерно в середине 18го века. В токугавской Японии, понятно. Однажды вечером в вашем трактире остановились четверо путешественников: 1.Замужняя дама самурайского сословия с сопровождающими, едущая к мужу в Эдо. 2.Замужняя же купчиха из солидной семьи с хорошим достатком, также возвращающаяся к мужу. 3.Проститутка из относительно дорогих. Не ойран, но где-то "второй свежести". Едущая в Йошивару после посещения знатного любовника в его имении. 4.Молодой щеголь из городской семьи среднего достатка, собирающийся покорять столицу.
День был душный и дорога сильно пылила. Путешественники (кто лично, а кто - через прислугу) отдали вашей служанке свои платья, чтобы их проветрили и слегка почистили. Молоденькая служанка, только-только поступившая к вам на службу по просьбе дальних родственников, от волнения и с перепугу не запомнила у кого какое платье она брала. Почищенные косодэ надо возвращать владельцам. Перепутать никак нельзя! Гордая самураиха, получившая платье проститутки или косодэ юноши, вполне может приказать своим слугам снять с вас голову за такое оскорбление. Да и остальные церемониться не будут. Вот все четыре косодэ под номерами:
Настоящий трактирщик времен Эдо не затруднился бы ни на минуту с выбором. Все признаки принадлежности к конкретному классу и полу на этих косодэ имеются. От вас, стало быть, требуется написать косодэ под каким номером соответствует одному из заявленных путешественников.
Самураиха,
Купчиха,
Проститутка,
Молодой человек.
Это по поводу "игры в трактир у дороги в Эдо". Сначала была мысль сделать большой пост по истории моды косодэ и изменениям в дизайне этой одежи от Момоямы до Мэйджи. Но поняла, что в один пост вся информация, которой хотелось бы поделиться, просто не влезет. Потому сегодня будет ответ на задачку, а серия постов про дизайн косодэ и его моду - воспоследует.
Начнем сначала: "откуда дровишки?" - в смысле, источник информации и картинок. В октябре 2011 года мы были на выставке "Косодэ Киото: вдохновленная грация и элегантность от Момоямы до Эдо", которая проходила в Музее Киото. Фотографировать там было нельзя, но можно было приобрести полный каталог выставки с фотографиями всех представленных экспонатов. А представлены там были подлинные косодэ указанного периода времени, с 15го по 19й века, включая национальные достояния и сокровища, как из гос.музеев разных городов, так и из частных коллекций. Короче, выставка была роскошная. И каталогом я обзавелась. Там же был куплен и специальный номер журнала "Фудэбако" на ту же тему. В общем, вся информация - преимущественно на основании этих двух источников. Итак, конкретно по косодэ. Модель номер один.
Большинство отвечавших упирали на то, что это косодэ имеет "моны" (т.е. семейные гербы) на спине и рукавах. И потому отдавали это платье мадам самураихе. Ну, или молодому человеку. Почему-то никто не обратил внимание, что все три "мона" - разные. От слова "совсем". Представьте себе, что герб РФ вдруг начали изображать где с двухголовым орлом, где - с одноголовым, а где - и с трехголовым, как Горыныч. Надеюсь, вы понимаете, что такое, мягко говоря, невозможно. И в токугавской Японии - тоже. Это не гербы. И даже не их имитация. Это "просто" рисунки, расположенные в тех местах, где должны быть гербы. Шутка юмора. Могли ли позволить себе такое солидные замужние дамы, хоть купчиха, хоть самураиха? Конечно, нет. Как и молодой человек, собиравшийся на серьезную службу.
Это косодэ проститутки. Хорошо образованной и знакомой с классической литературой, достаточно состоятельной, чтобы оплатить косодэ по индивидуальному заказу и тонкой работы. Такой дизайн косодэ - рисунок по подолу и передним "лацканам" - вошел в моду примерно в середине 18го века в противовес богато расписанным крупным ассиметричным узором косодэ предыдущего периода времени. Причем, вошел в моду сначала именно среди проституток. Назывался "Шимабара тсума" ("подол Шимабары"), рисунок располагался на подоле и на передних краях до самой груди. Позже был адаптирован более солидными городскими дамами, включая прежде всего купеческое сословие. В Эдо примерно в тот же период времени появился аналогичный дизайн "Эдо тсума", отличался от того, что носили в Кансае, наличием рисунка только на подоле.
Именно от дизайна "Эдо тсума" и происходят сегодняшние кимоно типа "томэсодэ".
Косодэ дизайна "Эдо тсума" начала 19го века.
Вот тут уже моны, гербы. Разницу видите?
Модель номер два.
Это косодэ многие подарили либо самураихе (за "воинственный" рисунок), либо проститутке (за яркость и нарядность). Это, однако, мужское косодэ. Для молодого человека. Потому и яркое, что молодость. Потому и "воинственное", что для мальчика. Дизайн представляет флаги, которыми украшались дома к празднованию Дня Мальчиков, 5 мая. На правом рукаве виден рисунок зонтика, явно обрезанный. Что заставляет предположить, что изначально рукава этого косодэ были длинными, как делалось для детей. Мальчик стал совершеннолетним и рукава обрезали соответственно.
Модель номер три.
Самое простое из предложенных косодэ. Рисунок представляет собой повторяющиеся мотивы сосновых островков и лодки под парусом, скользящей по волнам между ними. Добротное относительно дорогое косодэ тонкой работы. Но скромное и без каких-либо претензий. Ровно то, что полагалось носить замужней горожанке среднего достатка. Дизайн такого типа назывался "широагэ" 白上げ (техника, похожая на юзэн, когда клейкой пастой рисовался тонкий мелкий рисунок, остававшийся белым после окраски ткани в основной цвет). Таких косодэ второй половины 18го века - начала 19го сохранилось довольно много. Вот, скажем, еще одно из коллекции виртуального музея.
Модель номер четыре.
Самое дорогое из представленных косодэ. Дизайн такого типа назывался "гошёдоки" (императорский). Поскольку большей частью представлял собой тонко выписанные пейзажи с включенными в них сценами из китайской и японской классической литературы и пьес театра Но. Косодэ такого типа представляют собой уникальные произведения искусства, богато украшенные всеми возможными способами, известными на тот момент времени. Вариаций картин для консервативного самурайского сословия представлялось немного. Потому богатство и знатность демонстрировались тончайшими оттенками цветов, изяществом работы, отделкой вышивкой золотыми и серебряными нитями и аппликацией золотом и серебром. Образцов таких косодэ сохранилось довольно много, поскольку их явно носили аккуратно и отнюдь не каждый день.
Фурисодэ (косодэ с длинными, развевающимися рукавами) тоже украшались "гошёдоки".
А гербы (моны) носили даже самураи не на всякой одежде. Только на официальной.