В формировании каждого этноса участвует множество субэтносов, каждая народность - это плавильный котел, где из различных этнических групп получается неповторимый этнос со своим языком, культурой и традициями. Так вот, по мнению этнологов, в формировании японского этноса приняло участие пять основных компонентов - айнский, аустронезийский, алтайский, корейский и китайский. Об аустронезийской составляющей я и хочу рассказать. Самый узнаваемый символ Японии - это тории, что буквально означает "птичий насест". Эти ритуальные ворота устанавливаются перед святилищами синто, они представляют собой выкрашенные в красный цвет ворота без створок, из двух столбов, соединённых поверху двумя перекладинами. Считается, что тории обозначают вход в потусторонний мир, где каждый пришедший может пообщаться с духами и божествами синто и вознести молитву. Еще японцы верят, что души умерших уносят с собой птицы, которые часто отдыхают на этих сооружениях. В древней Японии верили, что птицы обладают магической силой, так как летают высоко в небе, а деревянных птиц устанавливали на верхней перекладине ворот, на верхушке шеста и на крыше дома. Японцы реконструировали древние деревянные ворота с резными деревянными фигурками птиц на верхней перекладине, это был символический насест для птиц посланцев богов, это предшественник синтоистских тории. Кроме того, деревянных птиц устанавливали на шестах, эти фигурки использовали в обрядах. А еще птиц устанавливали на крышах зданий, даже в современной Японии встречаются дома с деревянными фигурками птиц на крыше.
Традиция возведения шестов с фигурками птиц, а также их установка на верхней перекладине ворот и на крышах домов в тихоокеанском регионе, кроме Японии, имеет место быть еще в одном районе, где проживали древние аустронезийские этносы. Этот регион охватывал территорию субтропических прибрежных районах нынешнего Китая. Древние аустронезийцы возделывали просо и рис, знали мореходство и строили суда с балансирами типа катамарана, выделывали материю из луба - прообраз бумаги. Потомки этих народов - малайцы, индонезийцы, филиппинцы, полинезийцы и автохтонное население острова Формоза и некоторых районов Южного Китая.
Симэнава
У аустронезийских этносов до сегодняшнего дня сохранился обычай постройки во время праздников столба с птицей на верхушке. Конструкция зданий в древнеяпонской и синтоистской архитектуре тоже аналогична традиционной архитектуре малайского мира. Прототипом японских тории, вероятно, послужили деревянные ворота, которые аустронезийцы до сих пор устанавливают у входа в свои деревни. Они имеют аналогичную конструкцию с простейшими тории, а на верхней перекладине установлены деревянные фигурки птиц. Иногда у таких ворот вместо верхней перекладины - веревка из рисовой соломы, сходная с японской симэнава.
Дзидори. Нэцкэ
Еще одно сходство - культ кур. Считается, что основным предком домашней курицы были дикие рыжие куры (Gallus gallus, L.), которых приручили аустронезийцы в юго-восточной Азии. Петухи и куры известны во многих традиционных культурах малайского мира как магические или шаманские птицы, а курица использовалась для жертвоприношения. В древней Японии куры были породы дзидори (jidori), они не получили широкого распространения как вид птицеводства, в кулинарных книгах периода Хэйан нет ни слова о курице. Вплоть до конца XIX века японцы не употребляли в пищу курятину и куриные яйца. В японской мифологии и ритуалах петух - это магическая птица, которая отгоняет злых духов и несчастье и возвещает возрождение жизни. Куры фигурировали в древних верованиях и использовались для гаданий и жертвоприношений.
Выманивание богини Аматэрасу из пещеры
Петухи были использованы для извлечения из пещеры богини солнца Аматэрасу. Легенда гласит, что однажды богиня-солнце Аматэрасу рассердилась на своего брата бога грома Сусаноо за то, что тот по необузданности нрава разорил её рисовые поля, спряталась в пещере и завалила вход в неё огромным валуном. Весь мир тотчас погрузился во тьму. Перепуганные люди не знали что делать, ведь все они были обречены на гибель, если солнце не вернется озарять землю. Тогда по совету одного мудреца они возвели огромный птичий насест, на который посадили всех своих петухов. Когда птицы начали кукарекать, поднялся невообразимый шум. Аматэрасу, заинтригованная шумом снаружи, чуть отодвинула камень у входа в пещеру, чтобы посмотреть, что происходит. В тот самый момент борец сумо, увидев щель в скале, сквозь которую пробивается солнечный свет, подбежал и отодвинул валун от входа в пещеру. С тех пор тории стал символом удачи и процветания. Более подробно смотри об этом здесь - О регалиях японских императоров.
Японские петухи отличаются непрерывным продолжительным криком каждый день точно в одно и то же время, они использовались с древности как природные часы. В эпоху Хэйан при дворе была специальная должность человек-петуха, который петушиным криком объявлял время. Петухов держали как священных птиц при синтоистских храмах, а также использовали в ежегодных петушиных боях при императорском дворе в периоды Нара и Хэйан, они стали любимым развлечением японской аристократии. В эпоху Камакура петушиные бои проводились ежегодно в марте. Во время них стали делать ставки, и в период Эдо был выведен специальный крупный боевой петух сямо. Официально запрещенные в 1873 году, петушиные бои до сих пор иногда проводятся в японской глубинке. А в малайском мире практика петушиных боев известна с древнейших времен до наших дней.
Все это сходство обрядов и традиций между малайским миром и японцами этнологи объясняют миграцией части аустронезийцев на Японский архипелаг, считалось, что путь миграции такой - Южный Китай (полуострова Шандунь) - южная часть Корейского полуострова - остров Кюсю. Древнейшее население Японского архипелага в основной своей массе пришло из Юго-Восточной Азии, путь его миграции, очевидно, пролегал через острова Филиппинского архипелага и архипелага Рюкю (Окинава). Это были предки айнов. В середине I тысячелетия на Японские острова устремился поток аустронезийских племен из районов юго-восточного Китая. У них уже было бронзовое оружие, зеркала, колокола, но главное - они умели выращивать рис. Это были протояпонцы. Затем на Японских островах шел процесс культурного развития протояпонских племен, а также происходило смешение и ассимиляция с местным айнским населением и с алтаеязычными мигрантами из Кореи. Алтайские мигранты смешивались с аустронезийским населением, складывался гибридный язык - алтайская грамматика и морфология, надетая на аустронезийскую фонетику.
Формирование японской народности в основном завершилось на территории государства Ямато, его жителей в этническом отношении можно считать японцами. Их физический облик был уже близок современному. Они занимались земледелием, на их домашний быт и мифологию оказали влияние в основном аустронезийцы - мигранты из Юго-Восточной Азии, что особенно сказалось на внешнем облике японского жилища. В религиозных верованиях главным стал культ богини Солнца — Аматэрасу. Пути миграции аустронезийцев показал профессор антропологии Ёсихару Сэкино.
Господин Ёсихару Сэкино, путешественник
Японец Ёсихару Сэкино (Yoshiharu Sekino) - путешественник, антрополог, писатель и фотограф. Он из плеяды таких людей, как Генри Мортон Стэнли, Руал Амундсен и Тур Хейердал. Родился Ёсихару Сэкино в 1949 году в Токио. Учился он в одном из ведущих вузов страны - в университете Хитотсубаши в префектуре Токио и в Йокогамском государственном университете (Yokohama City University). В 1971 году, будучи студентом, Сэкино основал и участвовал в университетской команде, которая спустилась по всей длине Амазонки. Затем были путешествия в Перу и в другие страны Южной Америки, за 24 года японец побывал в этом районе 31 раз, прожив здесь в общей сложности 10 лет. Ёсихару Сэкино совершил походы в центральные Анды, Патагонию, верховья Амазонки и бассейн Ориноко, побывал на плато Атакама и Гвиана. В Африке Сэкино исследовал происхождения человечества. Снятые им фильмы транслировались в Fuji Television, а затем разошлись на множестве DVD-дисках. С 2002 года Ёсихару Сэкино - профессор культурной антропологии в Университете Искусств Мусасино (Musashino Art University) в Токио. Начиная с 1974 года Сэкино опубликовал множество книг о Южной Америке, научные труды по антропологии и доисторические демографии.
Ёсихару Сэкино блестяще доказал, что корни японского народа лежат в Юго-Восточной Азии, он проделал на челноке путь длиной в 4000 км, приплыв в из Индонезии на остров Исигакидзима в префектуре Окинава. В апреле 2009 года 62-летний профессор антропологии Университета Искусств Мусасино отплыл с индонезийского острова Сулавеси. Около ста студентов Сэкино помогли ему сделать лодки для путешествия, используя для этой цели инструменты, которые могли быть у путешественников в древности. В качестве примера таких инструментов можно привести железный топор, железо для которого было выплавлено по старинному способу татара (tatara) из богатого этим элементом песка. Это морское путешествие завершает проект Ёсихару Сэкино под названием "Новое Великое Путешествие", в ходе которого он проследовал тремя возможными путями, которыми предки современных японцев могли мигрировать на острова.