По монгольской легенде род Чингиза восходит к племени, идущему от женщины по имени Алан-Гоа, которая после кончины мужа забеременела от сверхестественного луча света. В девятом колене от Алан-Гоа прямом потомком стал Тэмуджин, более известный как Чингиз-хан. В русской и европейской историографии до сих пор принято изображать Чингиз-хана как кровожадного и тупого деспота, завоевавшего страны и народы практически всей Евразии, от Тихого океана до Адриатики. У монголов, бурятов и многих тюрских этносов Чингиз-хан - национальный герой и чуть ли не божество, которому ставят памятники, выпускают юбилейные монеты и прочее. Истина, вероятно, как всегда посередине. Сам факт создания им Монгольской империи свидетельствует о нем как гениальном полководце и расчетливом администраторе, а не просто завоевателе-разрушителе. Как полководец он не имеет себе равных в мировой истории, ему были присущи смелость стратегических замыслов, глубокая дальновидность политических и дипломатических расчетов. С дарованиями полководца он соединял организаторские способности, непреклонную волю и самообладание. Современники часто подчеркивали его щедрость, приветливость, он оставался чужд излишеств, несовместимых с деятельностью правителя и полководца, хотя и не отказывая себе в радостях жизни. О толерантности в Монгольской империи тоже хорошо известно, думаю, это в большой степени заслуга Чингиз-хана. Кто читал Льва Гумилева, непременно скажет, что Чингиз-хан был пассионарием, то есть человеком с избыточной энергией. Современником Чингиз-хана был и другой пассионарий - полководец из клана Минамото и национальный японский герой Минамото-но Ёсицунэ (Minamoto no Yoshitsune), который, по легенде, бежав из Японии в возрасте 30 лет, через Хоккайдо, Сахалин и Приморье добрался до Монголии, принял имя Тэмуджин, а затем в 1206 году у истоков реки Онон на курултае был провозглашён великим ханом над всеми монгольскими племенами и получил титул Чингис-хана. В различных районах северной части Японии - Ивате, Аомори и Хоккайдо - есть много легенд об этих событиях, об этом я и хочу рассказать.
Минамото-но Ёсицунэ
Год рождения Чингиз-хана точно не установлен, считается, что он родился в период 1155-1162 годов. Японский самурай Минамото-но Ёсицунэ родился в 1159 году, то есть как раз попадает в интервал рождения монгольского великого хана. При рождении ребенку дали имя Усивакамару, его отцом был глава клана Минамото — Минамото-но Ёситомо, а матерью - простая служанка. В год его рождения его отец вместе с Фудзиварой-но Нобуёри устроил мятеж против дома Тайра, которые правили Японией. Мятежники были подавлены родом Тайра, отца и двух его старших детей казнили, а младенца Ёсицунэ пощадили и оставили в живых, так же как и его 12-летнего брата Минамото-но Ёритомо, которого выслали в провинцию Идзу. Позднее Ёсицунэ был отдан на попечение в буддийский храм Курама недалеко от современного Киото.
Kurama-dera temple. Этот храм Курама известен в японской истории как место ссылки Минамото-но-Есицунэ.
Именно здесь Есицунэ встретил легендарного Тэнгу (Tengu) - крылатого гоблина с лицами ворона с длинным носом.
На горе Курама Есицунэ узнал от Тэнгу о секретах боевых искусств. Есицунэ позже бежал из храма на горе Курама.
В возрасте 11 лет Ёсицунэ узнал о своем происхождении и смерти своего отца, после чего он решил отказаться от монашеского сана и начал усердно заниматься боевыми искусствами на горе Курама. По мере того как он рос, в нём копилась ненависть к роду Тайра, погубившему его отца, и в 16 лет Ёсицунэ сбежал из храма Курама. Через некоторое время он оказался в семье Фудзивары-но Хидэхиры, главы северных Фудзивара, чьи владения располагались в Хираидзуми, провинции Муцу. Хидэхира дал укрытие Ёсицунэ и занялся его дальнейшим воспитанием.
Есицунэ на горе Курама, 1859 год
Минамото-но Ёсицунэ возглавил борьбу с домом Тайра, которая увенчалась успехом. Вернувшийся в столицу Ёсицунэ приобрёл огромную славу, которая имела для него роковые последствия. Глава дома Минамото, его старший брат Ёритомо не испытывал к Ёсицунэ сильных братских чувств и хотел единолично править страной. Начались гонения, четыре года Минамото-но Ёритомо находился в бегах и скитаниях с горсткой сподвижников, скрываясь от наемных убийц, посылаемых его братом. Благодаря своим приключениям, и так уже ставший легендой после победы над кланом Тайра, Минамото-но Ёсицунэ превратился в мифологическую личность.
Минамото-но Ёсицунэ
В 1189 году враги атаковали Ёсицунэ и его людей в поместье северных Фудзивара близ реки Коромо в местечке Коромогава (Koromogawa) в княжество Осю, современная перфектура Иватэ. Попав в окружение, сподвижники Ёсицунэ были разбиты, а сам он совершил ритуальное самоубийство сэппуку.
Храм Есицунэ на Хоккайдо
Хотя есть версия, что Ёсицунэ не погиб в Коромогава (Koromogawa), ему удалось уйти на север, в земли Эдзо (современный Хоккайдо), где там в те времена обитал этнос айну. Ёсицунэ не только чудесным образом спасся, но и стал верховным властителем айну. Даже сейчас на Хоккайдо есть гора Ёсицунэ, а также пещера его сподвижника монаха Бэнкэя, в которой они перезимовали после своего бегства в земли Эдзо. Позже, в эпоху Эдо, в местечке Хиратори на Хоккайдо был построен синтоистский храм Ёсицунэ-дзиндзя.
Минамото-но Ёсицунэ - Чингиз-хан
Есть еще одна версия, согласно которой Ёсицунэ перебрался с Хоккайдо на материк, сначала в Приморье, а затем на территорию Монголии, где он возглавил монгольские племена, став в итоге основателем Монгольской империи (1206-1634). Чингиз-хан был ни кем иным, как Минамото-но Ёсицунэ. Японские исследователи приводили такие факты, как совпадение годов рождения этих исторических личностей, тактика ведения боя с использованием мобильной кавалерии, большими мастерами которой были оба полководца и даже схожесть некоторых имен и топонимов. Официальные китайские хроники (Accounts Other than Official Chronicles of Jin Country) рассказывают о сыне Есицунэ, который стал императором династии Цзинь (1115-1234) и правил Маньчжурией и провинции Хэбэй. В соответствии с этими документами, Есицунэ пошел на Хоккайдо и оттуда в Маньчжурию. Затем он переехал на север в Монголию и возглавил монгольские племена под именем Тэмуджин (Temu-jin), который в 1206 году стал Чингиз-ханом.
В дополнение к этим документам, есть и другие доказательства. Среди древних монгольских шлемов есть некоторые, которые украшены узорами, похожими на японские моны саса (Sasa) и риндо (Rindo). Эти фамильные камоны были символами клана Гэндзи и семьи Есицунэ. Первый мон - это бамбук (Sasa palmata), который у японцев олицетворял стойкость духа, счастье и чистоту. Колокольчик риндо фактически является цветком горечавка (лат. Gentiána), к настоящим колокольчикам это растение не имеет никакого отношения. Другими символами клана Гэндзи были белые штандарты. Весной 1206 года у истоков реки Онон на курултае Тэмуджин (Temu-jin) был провозглашён великим ханом, при этом были вывешены девять белых флагов, хан объявил, что он был из рода Гэндзи и его настоящее имя было Минамото Куро Хоган Есицунэ (Minamoto Kuro Hogan Yoshitsune), то есть Девятый сын своего отца, Есицунэ из клана Гэндзи.
Кусумото Таки и Филипп Франц фон Зибольд
Первым человеком, который представил на Западе теорию об идентичности Минамото-но Ёсицунэ и Чингиз-хана был известный немецкий естествоиспытатель и натуралист Филипп Франц фон Бальтазар Зибольд (1796-1866), который был направлен в Японию в 1823 году голландским правительством. В 1823 году из Роттердама через Батавию в Нагасаки на остров Dezima он прибыл в качестве врача, состоя на службе а Голландской Ост-Индской компании. Первоначально немец, не знавший голландского языка, вызвал у японцев подозрение. Но Филипп Зибольд быстро заслужил уважение у японцев, он окружил себя студентами и привнес в страну западную медицину, за что японцы благодарны этому врачу до сих пор. Господин Зибольд занимался так же географией, климатом, флорой и фауной Японского архипелага, встречался с Токугавой, а попутно - шпионил в пользу Германии. Филипп Франц фон Зибольд был выслан в Голландию (депортирован) в 1830 году, долгие семь лет жизни в Японии без жены прожить трудно, браки с иностранцами были запрещены, поэтому врач взял во временные жены то ли проститутку, то ли гейшу по имени Кусумото Таки. Свою японку немец называл Гортензия. Филипп Франц фон Зибольд описал 14 новых видов рода гидрангея, назвав их гортензия в честь своей временной жены. Кстати, это женщина считается в Японии первым врачом европейского толка.
Слева - доктор из голландского торгового дома в Нагасаки
Филипп Франц фон Зибольд, собирающийся в театр в Осаке
Основной интерес Филиппа фон Зибольда был сосредоточен на изучении японской фауны и флоры. Позади своего дома немец разбил ботанический сад, посадил более 1000 местных растений. В специально построенной теплице он культивировал даже голландский климат. Местные японские художники создавали для него ботанические иллюстрации и рисунки из повседневной жизни в Японии. Он нанял японских охотников отслеживать редких животных и для сбора образцов. Многие образцы были собраны с помощью японских сотрудников Кэйсукэ Ито (1803-1901), Мизутани Sugeroku (1779-1833), Ohkochi Zonshin (1796-1882) и Кацурагава Хокен (1797-1844), врача сегуна. Филипп Франц фон Зибольд впервые привез в Европу многие виды японских гортензий. Еще благодаря ему на острове Ява, которая тогда называлась голландская Батавия, стали выращивать чай, появились первые плантации уже в 1833 году (промышленный шпионаж, в переводе на современный язык). Филипп Франц фон Зибольд в семитомной серии "Nippon" написал историю о Есицунэ и Чингис-хане.
Кадры из фильма о Минамото-но Ёсицунэ
В период Мэйдзи (1868-1912) после модернизации Японии, в Японии широко обсуждалась эта теория в научной среде. Бестселлером стала книга Oyabe Zenichiro, изданная в 1924 году на эту же тему, после которой эта история широко стала известна общественности. После этого ряд авторов и местных историков неоднократно писали об этой легенде, которая до сих пор популярна среди японцев. Книга "Тайна Чингис-хана", написанная Такаги Акимицу в 1958 году, способствовала распространению этой теории на Западе, она также стала бестселлером. В самой же Японии о Минамото-но Ёсицунэ (Чингиз-хан) снимаются фильмы, выходят компьютерные игры.
На Кюсю самураи оказали монголам сильное сопротивление. Хубилай, внук Чингис-хана и первый император великой Монгольско-китайской империи, организовал две попытки монгольского вторжения на территорию Японии в 1274 и 1281 годах. Это были экспедиции, затеянные потомками Чингиз-хана, а на самом деле бежавшего из родной Японии Ёсицунэ, с целью отомстить его обидчикам в лице сёгуната Камакура - преемникам коварного старшего брата Минамото-но Ёритомо, который и послужил причиной гибели героя.
Марко Поло (1254-1324)
Еще Хубилай пригласил далматинца Марко Поло и рассказал ему про Японию, где всюду много золота и король там живет в золотом дворце. Золотодобыча в Японии имеет долгую историю. Впервые золото было обнаружено в стране в отложениях вдоль берегов рек в 749 году. Тогда добытое на северо-востоке Хонсю золото весом около 38 кг доставили в столицу Нара с целью покрыть слоем позолоты изготовляемую там статую Великого Будды. Скульптура была завершена в 752 году; на ее золочение ушло 439 кг золота. Вскоре золото стали перечислять на финансирование всевозможных правительственных программ, с его помощью отправляли в танский Китай посланников, студентов или едущих на учебу монахов. Китай был в те времена наиболее развитым государством мира, и подобные поездки преследовали цель привнести в японскую культуру основы китайской цивилизации. На протяжении правления династии Сун (960-1279) Япония экспортировала в Китай большие объемы золота, в обмен на него ввозя медные монеты, шелк, керамику и другие товары. В период с VIII по XVI века Япония произвела всего около 255 тонн золота, что составляет 5% общего объема добытого в мире желтого металла.
Хираидзуми. Золотой павильон - буддийская часовня.
Скорее всего золотой дворец в стране Дзипангу из рассказов Марко Поло имеет реальный прототип, это золотой павильон - буддийская часовня в городке Хираидзуми в южной части нынешней префектуры Иватэ. Местность Хираидзуми, где Ёсицунэ сначала провел свои молодые годы, а затем и трагически погиб, преследуемый по приказу своего старшего брата Ёритомо, расположена в землях Осю. К тому времени эта область была на пике своего экономического развития и политического могущества, которые после смерти Ёсицунэ были утеряны под давлением военного правительства Камакура. В двенадцатом веке, на протяжении почти ста лет здесь существовало фактически независимое государственное образование под управлением клана Осю-Фудзивара. Основой политической и экономической мощи клана Осю-Фудзивара служили золотодобыча и внешняя торговля. Получив монопольное право на внешнюю торговлю с обитателями земель Эдзо племенами айну, жителями Приморья и Китая, верховные правители Осю быстро нажили несметные богатства.
В современной Японии есть блюдо под названием дзингисукан (чингизхан), это мясное барбекю из баранины, приготавливаемое на специальном круглом противне. Из-за специфического запаха баранину нередко вымачивают в соусах. Баранина для японцев вообщем-то экзотика, в стране овцеводство не было развито. В рационе японцев мясо было представлено в основном олениной и мясом кабана, которого иносказательно даже называли горным китом. Баранину трудно встретить в обычном супермаркете, не каждый японец привычен к ее вкусу и знает как готовить. История дзингисукан следующая. В начале двадцатого столетия Япония начала активно осваиваться в Маньчжурии, потребовалась теплая одежда для Квантунской армии. Для обеспечения войск одеждой правительство приняло госпрограмму по развитию овцеводства в стране. Одновременно, для большей экономической эффективности популяризировалась жареная баранина, рецепт которой был заимствован из мясных блюд монгольской кухни. Так в японской кухне появилось блюдо из баранины, назвали его, конечно, именем монгольского хана, ведь имя Чингиз-хана было известно в Японии и раньше, он был ни кем иным, как Минамото Ёсицунэ, чудесным образом избежавшим смерти и перебравшемся на материк. Сейчас основной центр овцеводства в Японии это северные регионы, особенно оно распространено на Хоккайдо, а дзингисукан стал местным национальным блюдом.