Наследник самой древней в мире гостиницы Зенгоро Хоши не без гордости поделился с Chief Time тонкостями управления семейным делом с почти тринадцативековой историей.
Известный историк бизнеса Этна Келли однажды заметила: «По необъяснимым причинам, сельскохозяйственный и похоронный бизнесы – символы жизни и смерти – кажутся наиболее стабильными сферами семейного дела». На подобное высказывание предприниматель Зенгоро Хоши может смотреть свысока – его семья владеет вовсе не фермой где-нибудь на просторах Алабамы или похоронным бюро старого Цюриха. Хоши управляет рёканом (традиционным японским отелем со старинной архитектурой и интерьерами) с историей, которая тянется уже на протяжении 46 поколений. В течение 1300 лет! Причем очевидно, что эта гостиница, спрятанная в горах на западе Японии, не собирается закрываться как минимум еще пару тысяч лет...
Разумеется, история самого древнего из существующих на планете отелей (и одного из первых семейных бизнесов) начинается с красивой легенды. «В 717 году буддистский монах ушел в горы Хакусан, – рассказывает нам Хоши-сан. – Одной ночью, когда он крепко спал после тяжелейших упражнений, во сне его посетил божественный дух. Он указал монаху место, где находятся подземные горячие источники, обладающие целебными свойствами. С помощью жителей ближайшей деревни монах нашел это место. Ключи действительно оказались с чудодейственной силой – неизлечимый калека, окунувшись в воду, через некоторое время становился здоровым. После этого открытия монах приказал своему ученику, Гарио Хоши, моему прямому предку, построить на источниках spa-отель. Так зародился наш семейный бизнес».
Когда я уточняю у управляющего точную дату основания гостиницы, Хоши говорит: «Точную дату основания отеля Hoshi моя семья обнаружила в древних книгах времен Эдо-дзидай (эра японской истории с 1603 по 1868 годы – Chief Time). В них также были отмечены некоторые интересные факты. Например, что за почти 1300 лет отелем владели и управляли только члены семьи Хоши. И что, судя по дате постройки, наш отель можно считать старейшим из всех ныне существующих. Управление компанией с 1300-летней историей можно назвать сложным и ответственным делом. В нашем случае при любых нововведениях или изменениях приходится держать в голове тысячелетние традиции семейного бизнеса Хоши. И самая главная из них – это забота и поддержание горячих источников, которые помогали людям на протяжении тринадцати веков».
Аутентичные элементы японского дизайна прослеживаются во всех деталях, не позволяя упрекнуть семью Хоши в дешевой спекуляции на наследии. Проживающим в номерах буквально с порога предлагается «Юката» – традиционное японское кимоно из хлопка, в номерах пол выстлан соломенными циновками татами, а балконные двери представляют собой сёдзи (оклеенные тонкой бумагой бамбуковые решетки). Во многих номерах интерьер не менялся в течение нескольких веков, как и традиции – например, по татами можно ходить лишь босиком.
Как и большинство предприятий в Японии, гостиница Hoshi испытала на себе последствия аварии на атомной станции «Фукусима». Хоши признается, что многие забронировавшие номера туристы из Кореи, Тайваня и ряда европейских стран (особенно Германии, Франции и Италии) отказались от посещения японской реликвии. «Сложно точно подсчитать, сколько раз за 1300 лет наш семейный бизнес стоял на грани разорения. Как и не выяснить время, когда отель Хоши процветал в богатстве, – рассуждает Зенгоро. – Пожалуй, в том и другом случаях – бесконечное количество раз. Но наше дело существует до сих пор. А значит, сможет пережить любые потрясения. Например, после сильнейшего кризиса в эру Эдо отелю Хоши потребовалось всего три года на полное восстановление всех дел, тогда как многие предприниматели просто не выдерживали и разорялись. А от природных катаклизмов, которыми «славится» наша страна, Хоши спасает его расположение в горах Хакусан. Отчасти мы отрезаны от мира. Но бывают случаи, когда это становится чуть ли не главным достоинством отеля. Например, как это было в 2011 году».
На вопрос о знаменитых гостях Хоши отвечает уклончиво – очевидно, что в голове он держит целую энциклопедию живших в отеле знаменитостей. «Мы точно знаем, что Hoshi в свое время посещали члены императорской семьи. Сегодня к нам довольно часто приезжают известные писатели, художники, нобелевские лауреаты. Но при этом мы стараемся не накручивать цены на услуги, пользуясь нашим имиджем и историей. Тем более, сегодня экономика Японии находится в кризисе. Рецессия до сих пор сохраняется, и не все готовы платить большие деньги за подобные услуги, пусть даже и с таким великим «бэкграундом» как у отеля Хоши. Поэтому мы имеем 70 упрощенных номеров, проживание в которых могут позволить себе многие. При этом постояльцы приезжают в гостиницу с огромными ожиданиями: в надежде получить высочайший аутентичный сервис, окунуться в историю – и, конечно же, в горячие источники. Но платят за все это такие же деньги, как в обычном отеле».
***
© Интервью: Дмитрий Носиков и Александр Мурашев Фото: архив отеля Hoshi Материал был опубликован в федеральном издании Chief Time за май 2012 года.
Источник: http://www.chief-time.ru/projects/list/1089/ |