Сохей Ясуи родился в 1983 году в городе Чигасаки, префектура Канагава. Окончил Токийский институт фотожурналистики. Холост. Улыбаясь, Сохей Ясуи тщательно подбирает русские слова. Знает, что «нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся», поскольку учил русскую литературу. На факультете журналистики и социологии КФУ он единственный японец.
10 дней, которые потрясли…
- Сохей, чем интересны вам Россия и Казань?
- В детстве самой любимой игрушкой был атлас мира, который подарил отец. Россия – самая большая страна, и я стал изучать её по описаниям в атласе. В сознательном возрасте понял, что мы, японцы, очень мало знаем о соседе. В 2005 г. впервые приехал в Россию на 10 дней. Сначала в Москву, потом – на Белое море. Там была биостанция, куда отца, профессора биологии, пригласили читать лекции, и он взял меня с собой, т.к. я уже занимался фотографией. На станции познакомился со студентами-биологами КГУ. Раньше думал: Россия – холодная страна, а люди там замкнутые. Но всё оказалось иначе. Я общался со светлыми, открытыми ребятами. Они неважно знали английский, я почти не говорил по-русски, но как-то понимали друг друга и подружились. Они много рассказывали о Казани, потом мы с ними переписывались. Сейчас они уже окончили университет, завели семьи, детей, и я хожу к ним в гости. Белое море произвело на меня тогда огромное впечатление. Более яркое, чем Москва. Природа, простор, нигде такого не встречал. Хотя я много путешествовал – и по Китаю, и по другим странам, но Россия - что-то необыкновенное. Она постепенно полностью завладела моими мыслями и душой.
Фильтруй базар?
- Как пришло решение поступить в КГУ? Вы ведь уже окончили престижный институт в Токио.
- Сначала думал: поеду только фотографировать. Потом понял: нет, надо всё-таки учиться, чтобы лучше узнать и язык, и Россию. В каждой стране своё понимание роли журналистики, хотя немало общего. Повсюду информацию фильтруют так или иначе. Почему в Японии мало знают о России? Потому что в СМИ – только политика. А какова повседневная жизнь общества, простых людей? Меня заинтересовало, как в России обучают журналистов. Мне стало интересно учить русскую и зарубежную литературу, ведь в японских вузах не дают таких обширных знаний. Русская литература для японцев – Толстой, Достоевский, Чехов… Мало кто читал Булгакова, а для меня его роман «Мастер и Маргарита» стал открытием. Да и Пушкина я в Японии не читал.
Цыганский табор
- А вот богатые россияне отправляют детей за рубеж. Считают, что и там учат лучше, и не забалуешь.
- Образование зависит от человека, где ни учись. Если он хочет и готов получить знания, то не будет спать.
- Много ли земляков у вас в Казани?
- Всего несколько человек, но я не чувствую себя одиноким, у меня много друзей. Годы в Казани – прекрасная часть моей жизни.
- Вы уже выбрали тему дипломной работы?
- Она называется «Визуальный образ России в фотографии». Изучаю не только российскую, но и мировую практику, историю, о которой мало известно. Что такое фотография, для чего и кому она нужна? Это лишь информация или и искусство тоже? У каждого – свой взгляд. Но есть и стереотипы. Россия в представлении многих иностранцев, которые здесь никогда не были, это зима, ушанка, медведь… И у меня такое было.
- Наши стереотипы тоже живучи: сакура, Фудзияма, сакэ, харакири…
- Я хочу разрушить шаблонный и устаревший визуальный образ России. Иностранные фотографы снимают только то, что заинтересует основного потребителя информации - средний класс. А его чаще всего интересует подтверждение сложившегося образа. Дескать, я тоже так считаю и всегда это знал. Но современная Россия быстро меняется. Кто ищет, тот находит!
Россия без ушанки
- Что вы уже нашли и ещё хотите найти?
- Ваша страна пережила необыкновенно трудное время. Неактуально продолжать искать остатки того негатива. Меня интересует настоящее и будущее. Но этого нет без прошлого. Собрать всё воедино – моя задача. Большое влияние оказали работы многих мастеров фотографии, в частности, Ляли Кузнецовой (интервью с ней – в №17 и на сайте www.kazan.aif.ru). Такие люди с 80-х годов начали открывать миру Россию без официоза. Они, я думаю, были свободны в поиске от пресса идеологии, хотели показать жизнь простого человека, которого надо уважать. А жизнь – повсюду драма, независимо от идеологии. Я хочу показать Россию нейтрально, руководствуясь японским минимализмом. На моих снимках почти нет «знаков»: флагов, памятников, религиозных символов и т.п. Очень осторожно к этому отношусь.
- Уже сложился визуальный образ России?
- Он многообразный. Даже слишком. Я объездил почти всё Поволжье. Внешне в городах всё вроде одинаковое: улицы, площади, дома… Но стоит здесь пожить несколько дней, и находишь своеобразие. Допустим, в Казани, чтобы поймать «мотор», поднимают руку. А в другом городе – никто не остановится, не принято. В России всё не по правилам, а по понятиям. В Японии правил много, они одинаковы для всех и строго соблюдаются. У вас сегодня можно, завтра нельзя, и никто не знает, что будет послезавтра. Первое время было трудно ориентироваться, сейчас уже ничему не удивляюсь.
Россия глазами японца
- Вы про российские законы?
- Нет, про обыденную жизнь. В Казани я с 2007 г. Есть с чем сравнивать. Продуктов стало много, но цены выросли. 5 лет назад даже хлеб стоил дешевле. Ресторанов суши у вас больше, чем в Японии. Я редко в них бываю. Лица людей изменились, их поведение и одежда, молодёжь стала другой.
- Бывали ли вы в сёлах республики?
- Много раз. Снимал, например, кряшен, подолгу жил среди них. В деревнях никогда не встречал плохих людей, настороженного отношения. Да, я иностранец, но не инопланетянин же! Кряшены – меньшинство в республике. Я – тоже меньшинство, они мне понятны и близки, как и другое меньшинство – цыгане. Экстремальные события меня не привлекают. Я не папарацци, я фотограф.
- Но у вас есть снимки о трагедии в Фукусиме…
- Это другое. Как мог, я разделил горе своего народа. То, что увидел, было ужасно. Много нового узнал в Фукусиме и о моей стране, и о людях. В мировой прессе всего не писали.
- Вы планируете своё будущее?
- Возможно, буду фрилансером. Хотел бы работать по России. Интересуют другие регионы, например, Дальний Восток. Пока у меня нет семьи и я свободен, надо набраться новых впечатлений. В фотографии важно, думаю, чистое отношение к объекту съёмки. Вероятно, не надо рассматривать её только как заработок. Я уже влюблён в Россию. И это, наверное, навсегда...
***
© Автор: Татьяна СИДОРОВА. Опубликовано 19 октября 12 (0:22). Статья из номера: АиФ-Татарстан №42