6 сентября 1976 года советский военный летчик старший лейтенант
Виктор Беленко вылетел с приморской авиабазы в Соколовке на самолете МиГ-25П с бортовым номером "31" и в 13.40 по токийскому времени совершил посадку в аэропорту Хакодате на острове Хоккайдо. Японскими властями было сделано официальное уведомление, что Виктор Беленко попросил политического убежища. Угон новейшего советского истребителя поставил на грань войны СССР и Японию. МиГ-25 Foxbat по праву считался лучшим высотным перехватчиком, спроектированным конструкторским бюро Микояна — Гуревича. Он серийно выпускался в 1970/1984 годах, это был высотный многоцелевой истребитель с потолком до 23 км и дальностью полета более двух тысяч километров. МиГ-25 Foxbat был способен летать на скоростях, троекратно превышающих скорость звука, на нем были установлены 25 мировых рекордов. Угон самолета в Японию до сих пор неоднозначно расценивается историками и вызывает споры на многочисленных форумах в рунете и зарубежном интернете. Поступок Виктора Беленко оценивается от геройства и борьбы с тоталитаризмом до предательства, такой случай немыслим для японцев, у них вообще тема коллаборационизма не актуальна за неимением оного. Зато из стран коммунистического блока во времена холодной войны бежали на Запад десятки военных летчиков - из СССР и Венгрии, Польши и Чехословакии, Кубы и Вьетнама, Северной Кореи и Китая. Все это становилось поводом для громких международных скандалов, ведь для бегства использовались самые передовые в техническом отношении истребители того времени.
Читать дальше