Перелет МиГ-25 Foxbat в Японию
|Рассылка: Subscribe.Ru | RSS-лента Канал новостей |
6 сентября 1976 года советский военный летчик старший лейтенант Виктор Беленко вылетел с приморской авиабазы в Соколовке на самолете МиГ-25П с бортовым номером "31" и в 13.40 по токийскому времени совершил посадку в аэропорту Хакодате на острове Хоккайдо. Японскими властями было сделано официальное уведомление, что Виктор Беленко попросил политического убежища. Угон новейшего советского истребителя поставил на грань войны СССР и Японию. МиГ-25 Foxbat по праву считался лучшим высотным перехватчиком, спроектированным конструкторским бюро Микояна — Гуревича. Он серийно выпускался в 1970/1984 годах, это был высотный многоцелевой истребитель с потолком до 23 км и дальностью полета более двух тысяч километров. МиГ-25 Foxbat был способен летать на скоростях, троекратно превышающих скорость звука, на нем были установлены 25 мировых рекордов. Угон самолета в Японию до сих пор неоднозначно расценивается историками и вызывает споры на многочисленных форумах в рунете и зарубежном интернете. Поступок Виктора Беленко оценивается от геройства и борьбы с тоталитаризмом до предательства, такой случай немыслим для японцев, у них вообще тема коллаборационизма не актуальна за неимением оного. Зато из стран коммунистического блока во времена холодной войны бежали на Запад десятки военных летчиков - из СССР и Венгрии, Польши и Чехословакии, Кубы и Вьетнама, Северной Кореи и Китая. Все это становилось поводом для громких международных скандалов, ведь для бегства использовались самые передовые в техническом отношении истребители того времени.
Виктор Беленко по национальности русский, родом с Северного Кавказа, учился в Армавирском военно-воздушном училище. Как и многие однокашники, рвался в истребительную авиацию, чтобы сесть за штурвал самой современной машины – “Миг-25”, о которой тогда ходили легенды. Он служил в 513-м истребительный авиаполку войск ПВО на Дальнем Востоке, куда переехал с семьей - женой и сыном. Здесь он летал на МиГ-25, к 1976 году в Советском Союзе было построено примерно 400 таких самолетов. Сформированные из этих машин полки несли боевое дежурство по всему периметру советских границ и в Восточной Европе. Виктор Беленко считался одним из лучших пилотов, был отличником боевой и политической подготовки, являлся парторгом эскадрильи и исполнял обязанности заместителя командира эскадрильи. Однополчане отмечали его общительность и эрудированность. Убежденным диссидентом и пламенным борцом с тоталитарным коммунистическим режимом он, конечно, не был. В отличии от побегов спортсменов, художников и дипломатов, которые знали правду о Западе, летчик не знал ничего, кроме лжи советской пропаганды. Как пилот истребителя Виктор Беленко был из военной элиты, это то лучшее, что общество могло ему предложить. Но ложь, лицемерия и коррупция, присущая советской системе, сделали его жизнь невыносимой. После побега в Японию Виктор Беленко получил политическое убежище от президента США Джеральда Форда, в 1980 году ему предоставлено по решению Конгресса США американское гражданство. В Америке Виктор Беленко женился на учительнице музыки из Северной Дакоты, имел двоих детей. В течение первых двадцати лет проживания в США Виктор Беленко по рекомендации ЦРУ часто менял имена и место жительства. Полтора десятка лет назад консультировал Тома Клэнси во время написания его известного бестселлера “Погоня за “Красным Октябрем”. Помогал вести расследование в инциденте, когда советский истребитель сбил южнокорейский пассажирский “Боинг” над южным Сахалином. Сразу же после распада СССР Виктора Беленко приветствовали как героя за то, что сбежал от тоталитарного гнета советского режима в смелом и дерзком поступке, летчик побывал в Москве в 1995 году по делам бизнеса. Но после 2004 года для путинской России он снова стал предателем Родины.
МиГ-25 Foxbat в Хакодате, Япония
9 сентября 1976 года Виктор Беленко был вывезен в США. Самолёт был разобран, подвергнут детальному изучению японскими и американскими специалистами. Советское посольство в Токио резко заявило, что японцы должны немедленно возвратить машину и не допускать, чтобы кто бы то ни было мог ее осмотреть. Посольство заявило также, что предоставление политического убежища Виктору Беленко не может быть допущено. Хотя в Японии летчик политического убежища не просил. Сразу после посадки Виктор Беленко вручил японским полицейским записку, в которой содержалась просьба о предоставлении убежища в США. Тем временем советское правительство подтвердило все протесты своего посольства. Один из протестов был составлен в таких выражениях, что японцы охарактеризовали его как неслыханный в истории дипломатических отношений. События развивались по нарастающей. Советская военная авиация начала облеты Японии – это была подчеркнутая и весьма оскорбительная для японцев демонстрация силы. В зоне Южных Курил и в Японском море пограничные корабли под красным флагом резко активизировали свой интерес к деятельности японских рыбаков. В Японии вполне серьезно допускали, что советская армия предпримет силовую попытку захватить и вернуть секретный самолет. К месту стоянки “МиГ-25” была подтянута тяжелая бронетехника, а рядом развернулись мобильные комплексы ПВО. "Фантомы" на авиабазах Хоккайдо были приведены в состояние патрулирования, а подразделения ракет класса земля-воздух Хок и Найк приведены в состояние повышенной готовности. Министр иностранных дел Киици Миядзава заявил, что Советский Союз является страной, которая готова без конца обвинять других, но это не снимает с нее обязанности контролировать действия своих военнослужащих. Правительство Японии выразило удивление, что СССР до сих пор не извинился за нарушение японского воздушного пространства. К такому повороту событий советский МИД не был готов. После того как американские и японские специалисты выяснили все, что хотели, 12 ноября 1976 года "МиГ-25", запакованный в огромный деревянный ящик, был погружен на борт одного из судов Дальневосточного морского пароходства и отправлен на родину. Выгружалось судно в Находке в условиях абсолютной секретности.
Летчик Виктор Беленко
Возможные причины побега советского летчика у нас в стране внятно так и не были названы. Выдвигались версии вынужденной посадки, корысть, вербовка американской разведкой. На Западе принялись лепить из него образ человека, глубоко разочаровавшегося в советской системе, не предателя, а героя, решившего передать Западу один из военных секретов русских, чтобы снизить уровень военного противостояния. В официальных заявлениях советской пропаганды последствия побега не были оценены объективно, так как носили заказной характер. Виктору Беленко приписывали материальный ущерб СССР на сумму около 2 млрд руб., так как пришлось в срочном порядке по всей стране менять аппаратуру системы распознавания "свой-чужой". Коррупция в ВВС и армии генералитета и партийного руководства, принимающая к тому времени систематический характер и массовость, не была вскрыта.
СССР потребовал от Японии выплатить компенсацию за ущерб, причиненный в ходе исследований самолёта японцами и американцами. Японцам был выставлен счет на 7,7 миллиона рублей, что соответствовало 11 миллионам долларов. Японцы выставили ответный счет и потребовали возместить ущерб за две сломанные антенны, поврежденные Виктором Беленко при посадке в аэропорту. Ущерб в 2 млрд руб., нанесенный летчиком СССР из-за замены системы "свой-чужой" вроде бы велик, но скорее мифичен, к тому времени эта система давно устарела, и ее так и так надо было менять. Кроме того, радиолокационная станция по своей технологии действительно несколько уступала передовым образцам, и после этого случая мы сделали новую. Нами также были несколько усовершенствованы и сами ракеты. То есть этот случай послужил неким толчком нашему дальнейшему техническому росту. Поиздержалась и японцы. Так как в начальной фазе полета их РЛС потеряли МИГ, японцы немедленно закупили партию самолетов дальнего радиолокационного обнаружения. После того как МИГ-25П был поневоле рассекречен, с него были сняты экспортные ограничения. Начался экспорт самолетов в Ирак, Ливию, Сирию и другие страны. Кстати, при последней войне в Заливе наши МИГи сбили несколько американских самолетов.
Японские и американские специалисты, осмотревшие самолет, дали ему высокую оценку. С точки зрения технологии металлов - МИГ был сделан из титановых, стальных и алюминиевых конструкций, он мог летать на максимальной скорости продолжительное время, причем с перегрузками. Отметили специалисты и оригинальность некоторых технических решений, у самолета был единственный низконапорный двигатель всего с четырьмя ступенями компрессора. А то, как он был смоделирован и сделан для больших высот, его автоматика вызывало у специалистов всеобщее восхищение. Есть мнение, что американцы на основе полученных данных сконструировали американский F-15. Однако это мнение опровергается тем, что F-15 был принят на вооружение в том же 1976 году, а первый полёт совершил в 1972 году. Советское правительство приняло решение о глубокой модернизации самолёта, который бы был менее уязвимым для противника. Новый самолёт был принят под индексом МиГ-31. По официальным американским данным Виктор Беленко погиб во время испытательного полёта самолёта BD-10 возле острова Католина в Калифорнии. В России летчик официально считается преступником. Сейчас примерно 50 истребителей российского производства летают в небе США. Большая их часть приобретена в последнее время на открытом рынке, когда с распадом Варшавского Договора и Советского Союза наша элита решила подзаработать на истребителях.