Конфуцианские храмы Японии немногочисленны, все они связаны с культом великого китайского мыслителя
Конфуция (Кун-цзы), жившего в 551 - 479 годах до Р.Х. Вскоре после смерти Конфуция вблизи его могилы в Цюйфу в его память был сооружён первый храм, ставший местом паломничества, общекитайской святыней. В VI веке по указу императора храмы в честь Конфуция начали сооружать в каждом городе страны, в них совершались обряды и жертвоприношения. С распространением конфуцианства за пределы Китая храмы в честь Конфуция были построены и в других странах, в том числе и в Японии, где они называются
коси-бе (kōshi-byō). Часто при них существовали конфуцианские школы. Наиболее известным является
Юсима Сейдо (Yushima Seido), построенный в 1630 году в период Эдо, этот храм как частная школа связан с деятельностью нео-конфуцианского ученого
Хаяси Радзан (Hayashi Razan,1583–1657). Другие известные конфуцианские храмы находятся в
Нагасаки, Бидзэн (префектура Окаяма), Таку (префектура Сага) и Наха (префектуры Окинава). Архитектурный стиль конфуцианских храмов в Японии сложился под китайским влиянием, со временем архитектура была унифицирована, храмы стали более величественными. Специальных служителей культа в конфуцианстве нет, не сложился и институт монашества, хотя существовали конфуцианские отшельники-книжники. Весной отмечается праздник поминовения усопших, когда обязательно посещение могил предков. Конфуций в Японии в первую очередь почитается как очень умный человек, его считают покровителем обучения, поэтому перед экзаменами в конфуцианских храмах очень много народа. Молодые люди просят помощь и участие Конфуция в сдаче учебных экзаменах. Кроме культа самого Конфуция сложился целый ряд взаимосвязанных культов - культ классических конфуцианских сочинений, письменности, грамотности и образованности, культ учёных-чиновников, культ предков. Перед домашним алтарём и в храмах регулярно совершаются обряды жертвоприношений.
Читать дальше