Влияние Японии на мировую изобразительную культуру на переломе 19-20 веков было огромным. Не было страны, где ведущие художники не обращались к ориентальному мотиву: кимоно или вазам, ширмам и бумажным фонарикам. Но японское влияние было более глубоким - это новые принципы декоративной композиции, плоскостного решения, особого чередования пятен и пустот, которым восхищались и Лотрек и Бердслей, Уистлер и Ван Гог, который впервые был представлен привезенными в европу ксилографиями Хирошиго и Утамаро. Европу заполонил Японизм. Япония, закрыв границы в 1639-м году, оставила маленькую лазейку в мир – для голландских торговцев, и имела слабый товарообмен с Европой на протяжении двух веков. Немного фарфора, парочка бонсаи, но никакого культурного обмена вплоть до 50-х годов 19-го столетия, когда была официально начата торговля с Соединёнными Штатами. С этого момента западный мир изменился необратимо. Хотя принято считать, что это Запад привнёс в японскую культуру изменения. Исследования японского влияния на мировую культуру провёл англичанин Лайонел Лэмбурн, по итогам чего написал книгу «Японизм: пересечения культур Японии и Запада», вышедшую в Великобритании. Европейцы и американцы были быстро очарованы Японией. Отчасти в этом «повинна» фотография, с помощью которой люди по всему миру очень скоро получили возможность увидеть Японию такой, какая она есть – точнее, почти той, какой она была в то время. Но была и ещё одна причина: европейцам надоел классицизм – все эти безрукие статуи и помпезная красота. Запад жаждал чего-то новенького. Читать дальше