Работа Андо Хиросиге "Лисьи огни у Железного дерева переодеваний в Одзи" фантастична, совершенно нереальна и таинственна, хотя место, изображенное в ней, вполне конкретно. Это поля Сёдзоку, расположенные в непосредственной близости от деревни Сёдзоку-мати, крыши домов которой виднеются в правой части гравюры. Где-то неподалеку располагалось святилище Одзи Инари, которое являлось главным среди храмов Инари в восьми префектурах, образующих район Канто. Внимание зрителя привлекает дерево железное дерево эноки, в центре листа и множество лисиц кицунэби с таинственными огоньками, которые поддерживались их дыханием. По поверью, в последнюю ночь года лисицы всех провинций собирались в Одзи, у дерева эноки, чтобы принять облик придворных дам, а затем отправиться в святилище Инари. Поэтому другое название дерева - сёдзоку, что означает «переодевание». Семнадцать лисиц светло-оранжевого цвета с яркими язычками пламени, выделяются на фоне темного пейзажа, Силуэты лисиц изящны и грациозны, они вот-вот превратятся во фрейлин мёбу. Справа мерцают огоньки других приближающихся лисиц. Язычки пламени кицунэби - желто-оранжевые и четко выделяются на темном фоне. Читать дальше
Эта гравюра Кацусика Хокусая называется в разных источниках по разному - "В горах Тотоми", "Гора Фудзи с горы Тотоми", "Пильщики в горах Тотоми". Она входит в знаменитую серию из 46 работ Хокусая "Тридцать шесть видов Фудзи". На всех этих гравюрах присутствует Фудзи, священная гора у японцев. Первые наброски к этой серии художник начал делать в 1830 году, когда ему было около 70 лет. Вначале планировалось издать 36 гравюр, Фудзи изображена на них с лицевой стороны, то есть со стороны столицы Эдо, поэтому эти гравюры называются "с лицевой стороны". Дополнительные 10 гравюр изображают Фудзи с западной стороны, поэтому они называются "с обратной стороны". "36 видов Фудзи" - вершина творчества Кацусика Хокусая, и одна из них, "Пильщики в горах Тотоми", гениальна по простоте, она входит в первую серию "с лицевой стороны". Горы Тотоми тонут в дымке, здесь растут столетние сосны и клен момидзи. Великий Басё посвятил горам Тотоми несколько хайку. Читать дальше
Случайно на японском сайте мне попалась флешка, размещенная вверху. Это флеш-анимированная работа по гравюре из серии "69 станций Накасэндо". Серию создали два художника - Кейсай Эйсен (1790 – 1848) и Утагава Хиросиге (1797-1858). Работы последнего художника считаются одной из вершин укие-ё, а имя Кейсай Эйсен осталось в тени. В Японии его больше знали под именем Икеда Эйсен. Основным направлением его творчества были бидзинги, а также портреты в стиле окуби-э и гравюры эротической тематики. Пейзажи из серии "69 станций Накасэндо" Кейсай Эйсен начинал самостоятельно, а заканчивал этот цикл гравюр уже его ученик - всемирно признанный Утагава Хиросиге. Имя же Кейсай Эйсен не очень известно, может быть потому, что художник был сумасбродным пьяницей и завсегдатаем публичных домов. Хотя кто этим не грешил? - в среде художников это не считалось пороком, даже в чопорной Европе.Как известно, у нас в России со времен Гоголя две главные проблемы - дураки и дороги. В Древней Японии тоже была проблема с дорогами, но с приходом к власти клана Токугава была создана система пяти дорог гокайдо. Главным стала Дорога у Восточного моря - тракт Токайдо длиной 488 км. В начале периода Мэйдзи (1868-1912) Япония была страной с обширной и хорошо развитой дорожной системой, но они были созданы для пешеходов или для передвижения верхом на лошади. Конные экипажи были запрещены на Tokaido. По соображениям безопасности, мостов не было на основных магистралях. Товары через реки перевозили на лодке. Токайдо была одним из пяти главных трактов, она проходила по прибрежным районам Японии, само слово Токайдо примерно означает Восточный морской путь. Мы ее довольно хорошо представляем по серии гравюр Утагава Хиросиге под названием "53 станции Токайдо".Читать дальше
Японка Каору Мори (森薫 ) родилась в 1978 году в Токио. Мангака-художник, получила известность благодаря манге Emma. Долгое время под псевдонимом Фумио Агата (県 文緒 ) издавала додзинси, посвященные Англии викторианской эпохи, в частности, английским горничным. В 2002 году начала выходить первая коммерческая манга «Эмма», сразу ставшая очень популярной. В 2005 году «Эмма» получила второй приз на Японском фестивале медиа-арта. Каору Мори известна нелестными автопортретами, где всегда изображает себя несколькими грубыми линиями с дико торчащими волосами. Она не любит фотографироваться, давать интервью и стесняется принимать участие в публичных мероприятиях. Свои куклы она начала делать в 1998 году. Мори стремится к созданию кукол, которые эротичны и чувственны.
Мон - фамильный герб, первоначально моны были эмблемами благородных родов. Но в XVII - XVIII веках своими гербами обзавелись все сколь-нибудь заметные городские семейства - торговцы, актёры, содержатели гостиниц. Моны наносились на знамена, доспехи, одежду или другие предметы. Позже стали использоваться японскими компаниями как торговая марка и фирменный знак. В период Хэйан (794–1185) японские аристократы обратились к обозначению семейной символики. Соперничество среди родов в то время находило выражение в романтических любовных похождениях, поэтических и художественных турнирах, в умении оценить и воспеть прекрасное. Поэтому благородные придворные для изображения семейного символа использовали не мечи и луки, а стилизованные картинки цветов, птиц, бабочек. Сюжетами для самурайских гербов могли быть небесные светила и элементы звездного неба, предметы культа и геометрические фигуры. В этом принципиальное отличие от европейского подхода к созданию родовых гербов, где изображались поверженные враги, орудия убийства, а собственный род чаще всего отождествлялся с хищником — воздушным или наземным. В этом плане японские моны выглядели миролюбивее, хотя, наверное, проще и монотоннее. Японцы в подавляющем большинстве случаев ограничивались монохромным рисунком.Читать дальше
Йошико ХориYoshiko Hori) создает куклы. Из-за необычайно реалистичного изображения в англоязычном интернете утверждается, что куклы Хори созданы из реальной человеческой кожи и волос трупа. Если внимательно посмотреть на фотографии кукол мастера, то можно увидеть некоторые красные линии, кровь вокруг носа, глаз и области рта. Это доказывает, что Йошико Хори использует реальные трупы умерших детей и подростков для лиц своих кукол. Но японские сайты и блоги опровергают эту версию, да и мне она кажется маловероятной. Куклы мастера достаточно реалистичны и, безусловно, имеют душу, но сделаны они не из человеческой кожи. Йошико Хори родилась в 1963 году в префектуре Окаяма, училась своему искусству у кукольного мастера Есида Котаро. Свои куклы она делает в основном из глины, стекла, стали и клейкого порошка ху, который создает оболочку кукол. Размеры кукол разные, от 30 см до реальной пропорции 1:1. Куклы очень красивы, хотя некоторые имеют жесткие лица, их глаза полны ожидания, отчаяния или выражают другие эмоции. Работы Йошико Хори популярны не только в Японии, ее шарнирные куклы получили международное признание, персональные выставки прошли в Токио, в Осаке, в Милане и во многих городах США, где вызвали большой резонанс и любовь зрителей, от самых маленьких до подростков и взрослых. Мне эти куклы тоже очень нравятся.Читать дальше