|
| | |
|
В саду, где опускаются божества ками, расстелили парчу с украшениями, пусть ками ступят на священный мат ... Здесь, где находятся Gohei и Takamagahara, ками соберутся со всех сторон. Танец "Shioharai" - ритуальный танец синтоистсккой очистки в Онуки дзиндзя (Onuki jinja). Читать дальше
|
Карта Японии из Антверпена 1603 года. Автор: Абрахам Ортелий. Размеры карты: 19 х 14 дюймов. Размеры файла: 2037 Х 1560, 3,7 МБ. Карта Японии создана фламандским картографом Абрахамом Ортелием (Abraham Ortelius, 1527 - 1598) в Антверпене в 1603 году. Ручная раскраска. Это первая карта Японии, опубликованная в европейском атласе. Абрахам Ортелий составил первый в мире географический атлас, состоящий из 53 карт большого формата с подробными пояснительными географическими текстами, который был напечатан в Антверпене. Атлас был назван Theatrum Orbis Terrarum (лат. Зрелище шара земного) и отражал состояние географических знаний на тот момент времени. Этот атлас неоднократно дополнялся и переиздавался и стал своего рода географической библией для мореплавателей конца XVI - начала XVII веков. На карте Японии Абрахам Ортелий включил информацию, полученную от Людовико Тейшейра, португальского иезуита, картографа и математика. Людовико Тейшейра использовал информацию, полученную от японских источников, чтобы создать первые достаточно точные и узнаваемые изображения Японии, в том числе с многочисленными японскими географическими названиями. Читать дальше
|
Отправной точкой настоящего исследования послужили отнюдь не размышления автора об исторической антропологии или истории повседневности. Более того, практически все, о чем здесь говорится, выходит за привычные для автора рамки профессиональных интересов, ранее вполне умещавшихся в области японской литературы и поэтики на самом их начальном этапе, а также мифа и ритуала того же периода. В истории же, которая будет рассказана ниже, участвуют личности, жившие гораздо позднее – в XVI в. Это не только японцы, среди них – папа Григорий XIII, японский сёгун Ода Нобунага, польский епископ Бернард Мацеевский и прочие, не вполне, казалось бы, сопрягаемые между собой исторические персонажи. Начало этой истории положил нечаянный случай – обнаружение небольшой полоски бумаги с неровными краями. Однако находка эта довольно скоро привела автора на уровень чуть ли не макроисторический, при этом потребовав обзора обширного географического пространства, и даже позволила обнаружить ценный предмет искусства, более четырех веков пролежавший в полном забвении. Однако стоит, вероятно, отказаться от профессионального филологического соблазна – лавирования «между фабулой и сюжетом». Ради связности рассказа попытаемся, хотя бы в самом начале нашего повествования, изложить события в той последовательности, в которой они развертывались «на самом деле». Итак, коротко об обстоятельствах находки. В феврале 2000 г. автор данной статьи (во избежание синтаксических осложнений именуемый в дальнейшем «я»), побывал в путешествии на островах Амакуса – это цепь мелких островов, тянущихся вдоль западного побережья Кюсю. Острова эти с XVI в. известны тем, что здесь были особенно сильны позиции христианских миссионеров, немало потрудившихся во имя распространения в Японии христианства, удержавшегося на островах несколько десятков лет с середины XVI до начала XVII в. Читать дальше
|
Первый проповедник христианства в Японии иезуит Франциск Ксаверий. Портрет начала XVII века. Из собрания Муниципального музея изобразительных искусств г. Кобе. Христианство в Японии появилось в XVI веке. Пережив в XVII веке период запрета и жесточайших гонений, оно возродилось через 250 лет и даже обросло собственными и совершенно невероятными апокрифами вроде легенды о том, что Иисус Христос на самом деле спасся от казни, скрылся в Японии, и теперь в некоей деревушке можно увидеть Его могилу и даже встретить Его отдаленных потомков... Но наша история о другом. И хотя ей уже 400 лет и она связана с эрой японских "первохристиан", история эта не лишена сенсационности, а по жанру даже чем-то близка к детективу. Это рассказ о том, как удалось с помощью "чистой дедукции", везения и некоторой "академической смекалки" обнаружить реликвию, свидетельствующую об истории японского христианства. История эта началась пять лет назад, когда я в составе туристической группы поехала на острова Амакуса недалеко от острова Кюсю, в одно из тех мест, где в XVI веке были особенно сильны позиции христианских миссионеров. Именно на Кюсю в 1549 году прибыл первый проповедник христианства в Японии иезуит Франциск Ксаверий (1506-1552). Он пробыл в стране всего два с небольшим года, но за это время встречался и со знатными людьми, и с буддийскими священнослужителями, обращал в христианство простых японцев. А с помощью одного из новообращенных Ксаверий создал первый небольшой катехизис на японском языке. Когда он покидал Японию (с намерением вскоре вернуться, чему, однако, не суждено было сбыться - он умер в Индии), там насчитывалось уже примерно две тысячи обращенных. Читать дальше
| |
| |
| | |
|
|