Барон Фукусима Ясумаса
|Рассылка: Subscribe.Ru | RSS-лента Канал новостей |
Японский генерал барон Фукусима Ясумаса (1852 - 1919) родился в городе Мацумото (Matsumoto) в провинции Нагано, он был сыном самурайского клана Мацумото. Окончил военную школу в Эдо, после учебы в Daigaku Nanko (предшественник Токийский университет), поступил на службу в военное министерство в 1874 году. Фукусима Ясумаса показал свое мастерство в сборе информации, то есть работал в области разведки. В 1876 году он стал военный атташе в США, в 1882 - 1884 годах был военным атташе в Китае. В период 1886 - 1887 годов Фукусима Ясумаса совершил большую поездку в британскую Индию и Бирму, после чего был назначен военным атташе в Германии. Возвратился в Японию дипломат необычным путём. Он совершил верхом на коне путешествие от Берлина через Польшу и далее по маршруту Петербург-Москва-Урал-Иркутск-Владивосток. После этого майор свернул на юг и через Маньчжурию, Монголию и Китай добрался до Японии. Всё путешествие длилось 504 дня. По дороге Фукусима изучал местность, уклад жизни населения, строительство Транссиба. Одиночное путешествие Фукусима Ясумаса через Сибирь верхом на коне было выдающимся спортивным достижением того времени. Во время своего путешествия Фукусима был произведён в подполковники, а после его окончания награждён орденом Священного сокровища. Во время японо-китайской войны Фукусима Ясумаса служил в штабе первой японской армии. В 1907 году ему был пожалован баронский титул. С 1912 по 1914 годы он был генерал-губернатором Квантунской области. В 1914 году Фукусима Ясумаса был произведён в генералы и переведён в резерв. Умер в 1919 году.
Барон Фукусима Ясумаса в Сибири
Пожалуй, путешествие из Берлина в Токио верхом на лошади стало центральным местом биографии барона. Будучи военным атташе в Берлине, а срок службы закончился в начале 1892 года, вместо того, чтобы на корабле вернуться домой, Фукусима Ясумаса решил путешествовать по суше верхом на лошадях. 11 февраля 1892 года майор отправляется в путешествие длиной в 9000 миль (14 400 км), передвигаясь только верхом. Побывав в девяти странах, Фукусима Ясумаса прибыл во Владивосток на 488 день. Это была, по сути, самая длинная разведывательная миссии в истории. Фукусима Ясумаса следовал вдоль строящейся Транссибирской железной дороги. Японцам было известно, что эта железная дорога, после ее завершения, станет мечом в подбрюшье Японии. Она позволит перемещать в течение нескольких дней огромное число русских войск и грузов из европейской части России до тихоокеанского побережья и Японского моря. Японские военные круги видели угрозу в намерении России продолжить до океана железную дорогу и всерьез приступить к эксплуатации богатств Дальнего Востока. .
Русскую экспансия на Восток подкреплю авторитетом Александра Солженицына. Писатель, конечно, далек от либеральных взглядов, но его речь "Три узловые точки японской новой истории", произнесенная 9 октября 1982 года в Токио перед представителями делового и политического мира и напечатанная тогда же в японской газете "Санкё", дает представление об этой проблеме.
"В начале века несчастно пересеклись пути Японии и России. Я с горечью вспоминаю это - не именно потому, что Россия потерпела тогда военное поражение, но потому, что осуждаю тогдашнее русское правительство за всякое продвижение в Маньчжурию и к Жёлтому морю, с амбициозной железной дорогой по чужой земле. Все эти захваты представляли инерцию крупного государства, не контролируемую высоким смыслом. По моему убеждению, люди духовной деятельности никогда не смеют оправдывать ничьей агрессии и захватов, но особенно непримиримо - когда захваты оказывает их родная страна. Как русский писатель я уже высказывался неоднократно, что цели истинной России не могут содержаться ни в военных захватах, ни во вмешательстве в дела других стран... Величие всякого народа - не в завоеваниях, не в широте границ, а в широте души и стойкости перед бедами. Национальный дух должен строиться на моральной чистоте, а не на военной грозности. Единый подход ко всем странам: не должно быть захватов чужого, и военное продвижение в чужие пределы не является доблестью".
Японский писатель Накамура Синдзю в своей книге "Японцы и русские"
путешествию барона Фукусима Ясумаса посвятил целую главу
Фукусима Ясумаса в звании майора сухопутных войск служил военным атташе посольства Японии в Германии и провел в Берлине примерно четыре года. Фукусима окончил университет "Нанко" и получил хорошее образование. Превосходно знал иностранные языки и географию. Из Берлина на родину в феврале 1892 г. Фукусима, видимо, по указанию японского генерального штаба возвращался через Сибирь. Главной целью его поездки мог быть военный шпионаж в России, с которой Япония собиралась начать войну. Однако царская Россия в тот момент была весьма дружественно настроена к Японии и, по-видимому, не разгадала далеко идущих намерений Фукусима. 11 февраля, тщательно подготовившись подполковник Фукусима выехал из Берлина верхом на лошади. Февраль - время сильных морозов. Проехав Польшу, он прибыл в Россию, несколько дней провел в Петербурге, затем, миновав Москву и перевалив через Уральский хребет, в конце сентября ступил на землю Сибири.
"Жестокий холод прочным льдом сковал реки; нехватка питьевой воды препятствовала быстрому передвижению. Когда-то сильная лошадь Фукусима не выдержала трудного пути и пала. В тот день дул пронзительный ветер. Путь предстоял далекий, а двигаться быстро было невозможно из-за того, что другие лошади были нагружены поклажей. При едва заметном мерцании звезд, пересекая покрытые льдом реки, Фукусима прибыл наконец в один поселок, переночевал там и на следующее утро, приобретя лошадь, отправился в путь" (газета "Иомиури", 29 июня).
В середине декабря он прибыл в Иркутск. Свои наблюдения подполковник Фукусима записывал в блокнот. Вцентре его внимания находилась дислокация воинских частей: он изучал местность, нанося ее на карту, уклад жизни населения. 1893 г. он встретил в глухой Сибири.
"Страшный мороз затруднял передвижение лошадей по льду рек и озер; из-за ураганов и снежных заносов копыта их глубоко увязали в снегу, пот тут же застывал, и лошадь вся покрывалась инеем. Выдыхаемый воздух на козырьке шапки, воротнике сразу же замерзал и как бы покрывал шапку сосульками; нос, брови, усы полностью покрывались инеем, и, если на какое-то время закрыть глаза, ресницы смерзлись бы. Кроме того, замерзали и покрывались инеем, как плесенью, металлические предметы в мешке и, конечно, сабля, шпоры и пистолет".
Газеты только и превозносили подполковника, в одиночестве преодолевавшего жестокий холод и трудности быта, но о подлинных его делах ничего не упоминалось. Из Иркутска подполковник следовал трактом, идущим по левому берегу Амура, а затем по правому берегу Уссури, и прибыл во Владивосток. Затем он изменил маршрут, двинулся в западном направлении, следуя через Маньчжурию, Монголию и Китай. Из Пекина он направился в Шанхай, далее морем достиг Нагасаки и, продвигаясь вдоль берега на лошади, прибыл в Иокогаму. Далее на поезде 29 июня прибыл на вокзал в Симбаси. Все его путешествие начиная от Берлина заняло около полутора лет, Фукусима преодолел расстояние примерно в четырнадцать тысяч двести километров. Толпа в несколько тысяч человек с энтузиазмом встречала его.
Газета "Токио асахи" сообщала о подполковнике, прибывшем на вокзал Симбаси, следующие подробности: "Подполковник был одет, как обычно, в военную форму, которую надевают во время конных одиночных переходов. Местами она была порвана, запачкана и очень поношена. Когда он сошел с поезда на вокзале Симбаси, он нес небольшой кожаный саквояж и хлыст. Сапоги сильно порваны, обветренное лицо выражало человека отважного и выносливого. Все это должно было показать значительность его героического подвига. Но при этом у него было по-детски наивное и доброе лицо". Во второй половине того же дня толпа в несколько десятков тысяч человек, собравшись у пруда Синобадзу в Уэно, устроила пышную встречу. Она была торжественней, чем празднование дня Конституции в тот же день. Подполковник Фукусима частично описал свое длительное путешествие в книге "Дневник путешествия по Монголии". Секретный отчет об этом путешествии, как говорят, был использован при подготовке к началу японо-китайской и русско-японской войны.
© Накамура Синдзю
Барон Фукусима Ясумаса в Сибири
BARON FUKUSHIMA MEDAL
Это конное путешествия барона стало легендой в Японии. Император приветствовал его как героя, а снаряжение лошадей и кнут были выставлены в храме, где они находятся до сих пор. В Стране восходящего солнца в честь этого события была выпущена даже памятная медаль, кстати, очень редкая, в русскоязычной части интернета упоминаний о "BARON FUKUSHIMA MEDAL" я не встречал. Барон был не только разведчиком, нои поэтом, он свободно говорил на 10 языках, генерал так же считается основателем японской секретной службы. Сейчас японцы помнят барона Фукусима Ясумаса за его блеск, обаяние и героической любви к приключениям.