Бедный рыбак
|Рассылка: Subscribe.Ru | RSS-лента Канал новостей |
Картина "Бедный рыбак" кисти выдающегося французского символиста Пюви де Шаванна (Pierre Cecile Puvis de Chavannes) находится в собрании Национального музея западного искусства (National Museum of Western Art) в Токио в парке Уэно. Здесь изображен рыбак-вдовец, оставшийся с детьми, пейзаж предстает как условный мир, созвучный переживаниям героя, а образ рыбака является символом скорби. Современники отнеслись к "Бедному рыбаку" с враждебностью, критики считали картину спорной, но сейчас она рассматривается как первое проявление символизма во Франции, как воплощение мечты об утраченной гармонии. Об этой картине я и хочу рассказать.
Бедный рыбак,
художник Пьер Сесиль Пюви де Шаванн (1824—1898) , французская школа,
Национальный музей западного искусства (NMWA) - Токио
Пьер Пюви де Шаванн был родом из Лиона, родился он в богатой состоятельной семье. Художник получил прекрасное образование, закончил парижский лицей Генриха IV, живописи учился в школе художника-романтика Ари Шеффера и в мастерской Эжена Делакруа, совершил два путешествия в Италию, где изучал работы старых мастеров. Хотя Пюви де Шаванн жил всю жизнь очень скромно, он никогда не был стеснен в деньгах, имея поддержку семьи, мог спокойно совершенствовать свое мастерство, нанимать натурщиков, покупать краски и не думать о хлебе насущном. Основная тематика работ Пюви де Шаванна - это стилизация под античность, декоративная и монументальная живопись в духе итальянских живописцев эпохи Раннего Возрождения. Пюви де Шаванн был одним из намболее значительных французских символистов, оказавших впоследствии большое влияние на развитие французской живописи в стиле ар-нуво. В России большим поклонником художника был Сергей Дягилев и другие члены художественной группы "Мир искусства".
Бедный рыбак, 1879 год, эскиз,
художник Пьер Сесиль Пюви де Шаванн (1824—1898) , французская школа,
ГМИИ - Москва
Этот эскиз к картине "Бедный рыбак" был приобретен Сергеем Щукуным в 1900 году в галерее Дюран-Рюэля в Париже. До 1918 года работа хранилась в собрании Сергея Щукина в Москве. Эскиз нельзя рассматривать лишь как подготовительную штудию к парижской картине из Музея Орсе. Несомненно, она имеет вполне самостоятельное значение. В решении Шаванном эскиза явно просматривается тенденция к упрощению идей, линий и цвета, что соответствовало задачам символистов. Матовость и прозрачность колорита, недописанность полотна привносят в настроение картины нотки грусти и печали.
Бедный рыбак, 1881 год,
художник Пьер Сесиль Пюви де Шаванн (1824—1898) ,
французская школа, Музей Орсе, Париж
Это второй вариант картины Пюви де Шаванна "Бедный рыбак" из собрания Музея Орсе в Париже. Работа впервые была выставлена в салоне 1881 года. Художник описал картину в частной переписке, сказав, что здесь изображен рыбак-вдовец, оставшийся с двумя детьми. "Бедный рыбак" был встречен довольно враждебно и вызвал много споров среди современников художника. Герои картины кажутся разобщенными, как будто ничто не связывает их. Худой рыбак погружен в свои мрачные мысли, его дочь беззаботно собирает цветы на берегу, а крошечный ребенок, одинокий и беспомощный, лежит среди прибрежной травы. Печалью и одиночеством веет от унылого пейзажа: пустынного берега и гладкой поверхности воды. Поза рыбака сдержанно передает его эмоции, а ландшафт играет в полотне значительную роль, картина природы полностью раскрывает владеющие человеком чувства и тягостные мысли.
Блудный сын, 1872/76 год,
художник Пьер Сесиль Пюви де Шаванн (1824—1898) , французская школа,
Национальная галерея искусства, Вашингтон, округ Колумбия, США
Фигура рыбака на картине "Бедный рыбак" схожа с главным героем картины Пюви де Шаванна "Блудный сын" из Национальной галереи искусства в Вашингтоне, США. Написана она по одной из притч Иисуса Христа, приводимая в Евангелии от Луки. Картина учит добродетелям покаяния и прощения, показывает образ покаяния грешного человека.
Блудный сын, 1879 год,
художник Пьер Сесиль Пюви де Шаванн (1824—1898) , французская школа,
собрание Бюрля, Цюрих, Швейцария
Еще один вариант картины "Блудный сын" кисти Пюви де Шаванна находится в Цюрихе в собрании Бюрля. Фигура блудного сына выражает нравственную нищету человека, отказавшегося от идеала и так же очень похожа на бедного рыбака из собрания Национального музея западного искусства в Токио.
Трагедия, 1903 год,
Пабло Пикассо (1881 - 1973), французская школа,
Национальная галерея искусства, Вашингтон, округ Колумбия, США
Картина Пюви де Шаванна "Бедный рыбак" повлияла на творчество Пабло Пикассо в голубой период его творчества, в частности на создание картины "Трагедия" из Национальной галереи искусства в Вашингтоне. Великий каталонец воспринял послание этой картины и на уровне духа, и на уровне живописной техники - бедный рыбак близок человеку из "Трагедии".
Ари Шеффер, его дочь Корнелия с собакой и Пюви де Шаванн
Картину "Бедный рыбак" художник Пюви де Шаванн посвятил Корнелии Шеффер, дочери своего учителя Ари Шеффер. Почти всю жизнь Пюви де Шаванн прожил холостяком, предпочитая радости свободной любви тяготам брака. Думаю, с Корнелией его связывала не только нежная дружба. "Портрет Корнелии с собакой" написан ее отцом в 1840 году, в это время девочке было 10 лет.
Музей романтической жизни, Париж
Ари Шеффер (Ary Scheffer, 1795 - 1858) был парижанином голландского происхождения, его дом в 9-ом округе Парижа стал источником вдохновения и романтической любви. Здесь бывали Шопен и Лист, Делакруа и Жорж Санд, Иван Тургенев и Полина Виардо. Гостей принимали не только сам художник, но и его дочь Корнелия. Сейчас здесь на улице Chaptal находится Музей романтической жизни, которым владеют потомки семьи художника.
Рыбаки на Галилейском море, цветная фотолитография, около 1900 года
"Бедный рыбак" художника Пюви де Шаванн по сюжету перекликается с рыбаками на Галилейском море, и не только современными, но и с рыбаками в библейские времена. Как известно, Иисус Христос своими учениками избрал не богатых, просвещённых или сильных мира сего, а самых простых людей. Большинство из апостолов были рыбаками из близлежащих к Галилейскому озеру городов и селений - Капернаума и Вифсаиды. Да и сейчас одним из атрибутов римских пап является кольцо рыбака (лат. anulus piscatoris), на котором апостол Пётр изображён забрасывающим рыбацкую сеть с лодки. Папское кольцо призвано напоминать о том, что папа является наследником апостола Петра, который по роду занятий был рыбаком. Вспоминается анекдот в тему:
Умирает Папа Римский. У ворот Рая встречает его апостол Петр.- Как зовут тебя? - спрашивает Петр.- Я Папа Римский!- Папа, папа, - шепчет себе под нос Петр, - сожалею, но папы римского у меня в списке нет.- Господи Иисусе! Но, но я же был заместителем Бога на земле!!!- У Бога есть заместитель на земле?! - удивленно спрашивает Петр, - Странно, я ничего об этом не знаю...- Я глава Католической Церкви!!!- Католическая Церковь? Никогда не слышал о такой...Подождите, я спрошу у Шефа.- Шеф, - спрашивает Петр у Бога, - там один чудак утверждает, что он ваш заместитель на земле, его зовут Папа Римский, Иисуса упомянул, вам это о чем-то говорит?- Нет, - отвечает Бог, - но погоди, давай спросим у Иисуса.Бог и Петр объясняют Иисусу ситуацию.- Подождите, - говорит Иисус, - я сам с ним поговорю. Через 10 минут Иисус, смеясь до слез, приходит назад.- Помните рыболовный кружок, который я организовал на Кинерете 2000 лет назад? Он до сих пор существует!
***