Проститутки вдоль старого Токайдо-тракта в префектуре Сидзуока.
Около 1892-95 года. Фотограф Т. Enami
Случайно на японском сайте мне попалась флешка, размещенная вверху. Это флеш-анимированная работа по гравюре из серии "69 станций Накасэндо". Серию создали два художника - Кейсай Эйсен (1790 – 1848) и Утагава Хиросиге (1797-1858). Работы последнего художника считаются одной из вершин укие-ё, а имя Кейсай Эйсен осталось в тени. В Японии его больше знали под именем Икеда Эйсен. Основным направлением его творчества были бидзинги, а также портреты в стиле окуби-э и гравюры эротической тематики. Пейзажи из серии "69 станций Накасэндо" Кейсай Эйсен начинал самостоятельно, а заканчивал этот цикл гравюр уже его ученик - всемирно признанный Утагава Хиросиге. Имя же Кейсай Эйсен не очень известно, может быть потому, что художник был сумасбродным пьяницей и завсегдатаем публичных домов. Хотя кто этим не грешил? - в среде художников это не считалось пороком, даже в чопорной Европе.Как известно, у нас в России со времен Гоголя две главные проблемы - дураки и дороги. В Древней Японии тоже была проблема с дорогами, но с приходом к власти клана Токугава была создана система пяти дорог гокайдо. Главным стала Дорога у Восточного моря - тракт Токайдо длиной 488 км. В начале периода Мэйдзи (1868-1912) Япония была страной с обширной и хорошо развитой дорожной системой, но они были созданы для пешеходов или для передвижения верхом на лошади. Конные экипажи были запрещены на Tokaido. По соображениям безопасности, мостов не было на основных магистралях. Товары через реки перевозили на лодке. Токайдо была одним из пяти главных трактов, она проходила по прибрежным районам Японии, само слово Токайдо примерно означает Восточный морской путь. Мы ее довольно хорошо представляем по серии гравюр Утагава Хиросиге под названием "53 станции Токайдо".
Другим маршрутом, связывающим Эдо (современный Токио) и Киото была Накасэндо, один из пяти трактов гокайдо. В отличие от прибрежного Токайдо, по Накасэндо путешествовали внутри страны, отсюда и название, которое можно перевести как Центральный горный маршрут. Существовали 69 станций между Эдо и Киото. Накасэндо имела протяженность около 534 км (332 миль) и проходила через современной префектуры Сайтама, Гумма, Нагано, Гифу и Сига. Это была хорошо развитая дорога, многие японцы предпочитали путешествие по Накасэндо, например, мастер хайку Мацуо Басе.
Накасэндо
Несколько участков Накасэндо остаются в их первоначальном виде, а другие были восстановлены в последние десятилетия. Первоначально это дорога называлась Тосандо, что можно перевести как Восточный горный маршрут. В период Сэнгоку с 15-го по 17-й века, Тосандо контролировали кланы Такеда, Огасавара, Канамори и Ода. В первые годы периода Эдо с развитием сети дорог она была официально выдвинута в качестве официального маршрута для использования сегуна, что обеспечило сегунату Токугава управляемость страной. В 1716 году она получила официальное название Накасэндо.
Выше несколько работ художника Кейсай Эйсен из серии "69 станций Накасэндо". Эта серия создана художниками Утагава Хиросиге и Кейсай Эйсен, всего в ней 71 гравюра, так как две станции имеют по два отпечатка. Серия является продолжением работ Утагава Хиросиге "Пятьдесят три станции Токайдо", первые 11 отпечатков принадлежат Эйсен, остальные - Хиросиге. На этой дороге было 69 различных станций, где располагались конюшни, питание и жилье для путешествующих японцев. Ниже - слайд-шоу гравюр Утагава Хиросиге из этой серии.