В январе в Японии проходит Кагами-Бираки – древний национальный ритуальный праздник с демонстрацией военных искусств.В Японии Кагами-бираки является традиционной церемонией для обозначения официального начала деятельности доджо и для многих других официальных мероприятий. Кагам- бираки означает церемонию «открытия зеркала», когда празднуется наступление Нового Года, с молитвами и надеждами на мир, счастье и процветание, обмен духом доброй воли и сотрудничество, таким образом, дается сигнал к началу занятий в доджо и проводится в этот день первая сессия. 10 января в Центре единоборств «Московский Будокан» российское представительство Дай Ниппон Бутокукай провело церемонию Кагами-бираки. О том, что это значит, и как это выглядело, читайте далее. После традиционной тренировки по иайдо мы собрались в тренерской, чтобы в настоящей домашней атмосфере – с друзьями, собравшимися вокруг японского стола, отметить начало учебного года в доджо так, как это было веками было принято делать в Японии – с помощью Кагами-бираки. Кагами-бираки – древний синтоистский ритуал, тесно связанный с традицией воинских искусств. В переводе с японского «кагами-бираки» означает «открытое зеркало», или «зеркало, открывающее истину», а сам праздник олицетворяет собой самосовершенствование человека, а также победу добра над злом, света над тьмой.
Существует несколько легенд происхождения ритуала Кагами-бираки. В соответствии с первой, одно из синтоистских было заточено в наказание за строптивость трава и жестокость в пещере, в которой натолкнулось на зеркальную поверхность. Ками долго смотрел на собственное отражение, пока, наконец, не увидел свою душу и не разобрался в своих поступках и мыслях. Созерцая себя в течение долгих лет, бог изменился и был прощен. В соответствии с другой легендой, прародительница японского императорского рода богиня Солнца Аматэрасу, обидевшись на своего беспутного и жестокого брата, удалилась в пещеру, и на Земле наступил мрак. Простые смертные стали возносить богине молитвы о возвращении, обращаясь к зеркалам, символизирующим светлый лик солнца. В конце концов, не без помощи других богов и приёмов, Аматэрасу удалось вернуть на небо. В любом случае, налицо явное совпадение мотивов: усмирение жестокости, буйства нравов, и, главное, поиск себя, своей души, заканчивающийся прозрением «открытием зеркала». Именно в этом и состоит смысл ритуала Кагами-бираки.
Мотив зеркала, символа праздника, прослеживается и в традиционном для этого дня угощении. Кагами-моти – так называются изделия из клейкого риса в виде приплюснутых шарообразных лепешек. От всех других кагами-моти отличаются несколько большим размером (около 15 см. в диаметре) , а также вариантом «строения»: два моти укладываются друг на друга, а сверху эту «башенку» венчает небольшой мандарин, кумкват или юзу. Кагами-моти готовят заранее, перед Новым годом, и устанавливают рядом с синтоистским алтарем, который имеется в большинстве японских домов. Мужчины могут также преподнести кагами-моти собственным доспехам и оружию, а женщины – зеркалам. Иначе кагами-моти называются осонаэ-моти, что в переводе с японского означает «подношение богам». Но съедают угощение, разумеется, сами люди. Моти – традиционное кушанье на всех важных праздниках в Японии и обязательное лакомство на новогоднем столе. Моти могут быть разной формы и величины, а готовятся из отварного риса клейких сортов. Есть их следует осторожно, так как липкость этих лакомств порой становится причиной смертельного исхода из-за удушья – каждый год во время этих праздников в Японии, подавившись лепёшками, умирают несколько человек, как правило, стариков.
Запивают моти не менее традиционным и божественным напитком – сакэ. На церемониях Кагами-бираки в Японии крышку бочонка с сакэ, которая тоже ассоциируется с зеркалом, обычно разбивают специальным деревянным молотом. Наш бочонок, преподнесенный представительству японским супермаркетом «Джапро», такого явно не предполагал, так что мы внесли свои коррективы, аккуратно открыв специальный кран и разлив божественный напиток по чашкам и окропив пол им пол доджо.
Так как Кагами-бираки – церемония синтоистская, то, естественно, она тесно связана с культурой боевых искусств, в основе которых лежит синтоистская Традиция. Например, Кагами-бираки-сики – традиционный ритуал для alma mater дзюдо - токийского Кодокана. С 1-го по 7-е января члены доджо подносят кагами-моти и приносят поздравления Кодокану с наступившим новым годом, а во второе воскресенье января демонстрируют ката и рандори, сдают экзамены. Когда был жив основатель дзюдо Кано Дзигоро, то в завершение церемонии он лично читал ученикам поучительную лекцию в конфуцианском духе. Затем члены Кодокана и гости вкушали кагами-моти, поднесенные учениками, и сируко (сладкий суп из красной фасоли с рисовыми клецками) – в целом эта церемония сохранилась в таком же виде и сегодня. В Кодокане и Дай Ниппон Бутокукай прижился и обычай, ныне распространившийся на многие школы будо: ученики, сдающие экзамены на следующий дан или кю, должны были в день экзамена исполнять различные обязанности: расставлять столики и накрывать их, прислуживать гостям, подносить им угощения и т.д., а церемония Кагами-бираки совмещалась со сдачей экзамена.
В Японии Кагами-бираки-сики нередко сочетается с другой церемонией – «открывания глаза Дарумы», и это тоже тесно связано с традицией Будо. Дарума – сокращённое имя Бодайдарумы – основателя дзэн-буддизма Бодхидхармы и символизирует чудесные превращения, произошедшие с ним в результате его многолетней медитации дзадзэн. Как гласит легенда, после неё у Бодхидхармы отнялись ноги. И кукла – почти круглая, со смещённым к низу центром тяжести – своеобразная японская «неваляшка». Мало кто знает, что в конце XIX века, в подмосковном Абрамцево художник Сергей Малютин и токарь Василий Звёздочкин, взяв за основу фигурку Дарумы, создали игрушку, которая теперь известна во всем мире под названием - матрёшка). Бодхидхарме так хотелось спать, что он вырвал себе веки (кукла изначально безглазая), бросил их рядом, и из них выросли кусты чая. Чай помог монаху не уснуть и исполнить желание просветления. Наконец, обычно кукла красного цвета, что напоминает о монашеском плаще основателя дзэна, а заодно отпугивает демонов оспы. Сама же церемония выглядит так: владелец куклы - дарумы, загадав желание, рисует зрачок в одном из глаз куклы. В течение года дарума хранится дома на видном месте, рядом с другими домашними объектами поклонения, например, домашним буддистским алтарём или в синтоистской камидза. Если к следующему новому году желание сбывается, даруме дорисовывают второй глаз, а если нет — куклу относят в храм, сжигают и приобретают новую. Сжигание дарумы — это ритуал очищения, чтобы ками понял, что загадавший желание не отказался от своей цели, а ищет другие пути её реализации. В камидза «Московского Будокана» уже стоит дарума с двумя открытыми глазами, теперь к нему прибавился второй – пока одноглазый.