Мастера в Киото по-прежнему изготовляют роскошные бронзовые зеркала, по тем же технологиям, что и в средневековые времена. Изготовленные высокопрофессиональными художниками они стоят не менее 10 000 долларов за зеркало. Надо признать, что древние зеркала почти также отражательны, как и их современные копии. Зеркала в Японии всегда имели прочные связи с синтоизмом. Императорские синтоистские сохраняют три священных предмета, которые скрываются от общественности – меч, подвески из яшмы и зеркало. Они известны как императорские регалии - Сансю но Дзинги или Три Священных Сокровища, и символизируют доблесть(меч), мудрость(зеркало) и благосклонность (нефритовые подвески) императорского дома. Благодаря легендарному статусу предметов, их местоположение туманно, но предполагается, что меч, Кусанаги-но-цуруги, найденный под хвостом восьмиголового и восьмихвостого дракона - того, что обитал в реке Хино (Идзумо), пока его не убил Сусано-О-но-Микото, брат Великой солнечной богини Аматэрасу, - находится в святыне Ацута в Нагоя. Якасани-но-Магатама, нефритовое ожерелье, составленное из магатама, добавлено к императорским регалиям в эпоху Хэйан. Якасани-но-Магатама хранится в Императорском Дворце в Токио (Кокё) и считается, что наряду с зеркалом оно принадлежало Аматэрасу, хотя, по крайней мере, один из предметов не является оригиналом. Интересные статьи о японской культуре нередко посвящены трем сокровищам Страны восходящего солнца.
Магатама в синтоизме – талисман удачи, напоминающий по форме бусинку, буквально «изогнутый шар». Древнее синтоистское талисман/украшение, в возможности которого верят и современные японцы, появилось в Японии в 3-4 веке, по всей видимости, из Кореи. С самого начала, магатама символизировал «избежание зла», «волшебную удачу». Что касается самой формы, то её происхождение не совсем ясно. Одни исследователи считают, что она напоминает клык животного и следовательно магатама изначала был связан с земледелием. Другие полагают, что форма больше напоминает женскую матку или зародыш и понятно, что может обозначать только хорошие вещи. И третья регалия – Зеркало, Ята но Кагами, согласно традиции, отображающее изображение самой богини. В нем Аматэрасу увидела себя, когда боги смогли выманить её из пещеры. Ята но Кагами, предположительно, находится в Великой святыне Исэ (префектура Миэ). Ята но Кагами в буквальном переводе «восемь ручных зеркал», очевидно оттого, что оно широкое. Ята но Кагами, Якасани-но-Магатама и Кусанаги-но-цуруги Аматэрасу передала Ниниги-но-Микото, внуку Аматэрасу, когда он спустился на землю Японии устанавливать императорскую власть.
Священное зеркало олицетворяет мудрость или честность. В древней Японии зеркала являлись «носителями» правды, поскольку отражали то, что «видели». Как и во многих мировых культурах, зеркало объединено в Японии с мистикой и к нему относились со всем почтением. Японский фольклор наполнен повествованиями о волшебных возможностях зеркал. Макё – специальное зеркало, которое кажется совершенно гладким, но когда на него падает яркий свет, покрытое письменами изображение на зеркале проявляется в отражении на стене. Само слово "макё" синонимично определению иллюзия. Изображение обычно священный символ. Чтобы изготовить такое зеркало, узор наносят на обратную сторону металлического листа. Другая сторона становится лицом зеркала и полируется в течение значительного количества времени, пока зеркало по толщине не станет меньше миллиметра. Первые христиане в Японии хранили зеркала макё, на которых изображали христианские символы.
Возможно самой важной находкой японских археологов за последние двадцать лет являются 33 бронзовых зеркала третьего столетия нашей эры, найденные в могильниках в форме замочной скважины, в исторической провинции Ямато (соврем. префектура Нара). Эти зеркала внесли коррективы в споры ученых о таинственной Стране Яматай (период Яёй) и её загадочной правительницы Химико. Химико послала подарки в царство Вэй (Китай) в 239 году, а ответные подарки включали 100 бронзовых зеркал. «Вэй Чжи» (290) считают одним из самых надежных исторических текстов о китайских царствах и династиях. Но в отчете о подарках не упоминается точное местоположение древнего японского государства. Находка подтверждает, что бронзовые зеркало появились в Японии благодаря связям с Китаем и Кореей уже во времена периода Яёй (300 до нашей эры – 300 нашей эры). В те далекие времена они сосредотачивались на религиозных функциях и считались символами власти. Довольно скоро японцы научились изготавливать собственные зеркала, используя технику «потерянного воска» и декорировали их китайскими и японскими мотивами. В период Нара (710-794) зеркала были обычным предметом для ежедневного использования, украшения на них преимущественно были родными японскими – растения, животные, символизирующие удачу, благополучие. С периода Камакура (1185-1333) особенно популярным мотивом для украшения стала Гора Хорай (Хорайдзан) – Остров Бессмертных, мифический остров бессмертных даосских святых. Работа требовала немало затрат сил. У них, главным образом у всех, наличествует выпуклость в форме черепахи, в которую продевался шнур. Новые формы и первые зеркала с ручкой появились в период Муромати (1333-1568). В период Эдо (1600-1868) зеркала, украшенные символами удачи и благоприятными китайскими иероглифами дарили на свадьбах. Зеркала становились все больше, поскольку менялись прически, особенно декоративные прически актеров театра Кабуки. «Лица» зеркал тщательно полировались специально обученными рабочими. Мастера, изготовлявшие зеркала, в Японии были очень уважаемыми людьми, их награждали почетными эпитетами: например, «Тэнка-Ити» - «Первые под Небесами». Правда, это прозвание со временем стали использовать в негативной форме и его официально запретили в 1682 году.