Japanese Dolls
Меню сайта
Рекламное место
Интересное
Наш опрос
Когда японцы восклицают - "Как хорошо, что я родился японцем!"?
Всего ответов: 238
We Heart It
.
Наша кнопка
Japanese Dolls











|Рассылка: Subscribe.Ru | RSS-лента Канал новостей |



Свастика над Сибирью или Кругосветка рейдера Komet

Свастика над Сибирью или Кругосветка рейдера Komet





На первом этапе Второй Мировой войны сталинская Россия, занимавшая нейтралитет, фактически выступила на стороне оси Берлин-Рим-Токио. Это проявилось не только в совместной германо-советской оккупации Польши и разделе ее территории, но и в сотрудничестве в других областях. Были совместные советско-германские морские операции по проводкам немецких кораблей в бассейн Тихого океана — в стратегические тылы стран антигитлеровской коалиции. Об одном эпизоде такого сотрудничества я и хочу рассказать.

 

Гроссадмирал Эрих Йоханн Альберт Редер,
главнокомандующий ВМС Третьего рейха

Военно-морское сближение Германии и России происходило стремительно, в условиях абсолютной секретности. Инициатором такого сближения был главнокомандующий ВМС Германии гроссадмирал Эрих Редер (Erich Johann Albert Raeder, 1876 — 1960). Свое принципиальное согласие на сотрудничество с германской стороной в военно-морской области сталинское руководство выразило одновременно с оформлением дополнительных протоколов к советско-германскому пакту 1939 года. Германии обещали предоставить право использовать Мурманск для базирования судов, обслуживающих немецкие подводные лодки, проводившие операции против флота Англии и ее союзников в Северной Атлантике, Норвежском и Баренцевом морях. Уже 17 сентября 1939 года в Мурманск прибыли два германских судна. Русские предложили немцам использовать в качестве базы Западную Лицу — губу к западу от Кольского залива, куда бы мог заходить любой немецкий корабль, здесь Германия создала военно-морскую базу "Норд".



Гроссадмирал Эрих Йоханн Альберт Редер

Гроссадмирал Эрих Редер на совещаниях 30 декабря 1939 года и 26 января 1940 года доложил Адольфу Гитлеру о подготовке использования северной коммуникации Советского Союза. В результате было решено в течение арктической навигации 1940 года провести операцию под кодовым наименованием "Фалль Грюн", организовав переход в Тихий океан специально подготовленного судна. Руководство Кригсмарине отдало приказ о подготовке к отправке в Тихий океан вспомогательного крейсера Северным морским путем вдоль берегов Сибири. Для этой операции был выбран грузопассажирский теплоход «Ems» полным водоизмещением около 7500 тонн, который имел два мощных дизеля. Этот теплоход был построен в Бремене фирмой «Дешимаг» для «Северогерманского Ллойда». Судно было спущено на воду 16 января 1937 года, его срочным порядком переоборудовали и вооружили на заводах фирмы «Ховальдтсверке» в Гамбурге. На корабле подняли флаг Кригсмарине, и он вошел в состав ВМС Германии как вспомогательный крейсер с новым наименованием «Komet». Этот рейдер стал шестой боевой единицей первой серии немецких вспомогательных крейсеров.



Рейдер «Komet»

Экипаж укомплектовали лучшими специалистами с большим опытом длительных плаваний, прошедшими специальную подготовку. На судне имелось достаточное количество пассажирских кают, чтобы разместить экипаж из 270 человек. Запасы продовольствия и снаряжения принимались из расчета автономного плавания длительностью не менее года. Разнообразные припасы позволяли кораблю действовать в тропических, арктических и антарктических водах. Не были забыты сани, меховая одежда, лыжи, тропическая форма, сетки от москитов, даже безделушки для дикарей — обитателей затерянных в океане островов. Судно получило сильное вооружение, не хуже чем у легкого крейсера. На нем установили шесть орудий, девять скорострельных зенитных установок, пять торпедных аппаратов и 400 мин заграждения. На борту имелся быстроходный катер, оборудованный для скрытных постановок мин. Вооружение дополняли оборудование для постановки дымовых завес и мощная радиостанция. С загруженным запасом топлива корабль мог пройти 50 тысяч миль.



Палубный гидросамолет Ar-196

На борту имелся гидросамолет Ar-196, изготовленный компанией "Arado Flugzeugwerke, GmbH". Такими самолетами в качестве палубной авиации были вооружены многие немецкие линкоры. Он был специально разработан для обеспечения нужд морской авиации Кригсмарине.



Konteradmiral Robert Eyssen (1892 – 1960)

Командиром корабля назначили опытнейшего морского офицера, имевшего репутацию лучшего специалиста-гидрографа с большой практикой плаваний в Арктике, капитана цур зее (аналог нашего звания капитан первого ранга) Роберта Эйссена . Это был одаренный военно-морской специалист, видный ученый-гидрограф, настойчивый, изобретательный и волевой командир корабля, умный и сильный человек, умевший воевать в специфических условиях и обстоятельствах.

Переход по Северному морскому пути

Под командованием Роберта Эйссена крейсер "Komet" 3 июля 1940 года покинул немецкий порт Готенхафен и в сопровождении сил охранения направился через Датские проливы вдоль побережья Норвегии на север. Корабль обогнул мыс Нордкап, вошел в территориальные воды СССР, дозаправился в бухте Западная лица на побережье Кольского полуострова, здесь находилась германской базе "Норд", любезно предоставленная советской стороной Германии незадолго до ее вторжения в Норвегию.



Крейсер "Комет" проходит пролив Маточкие Шар. Август 1940 года

Затем корабль без проблем пересек свободное ото льдов Баренцево море и вскоре вошел в пролив Маточкин Шар, разделяющий южный и северный острова архипелага Новая Земля. Вскоре корабль приблизился к поселку на берегу пролива, где его ждали советские лоцманы, которые приняли его под проводку и уверенно повели судно в Карское море. Вдоль берегов Сибири крейсер сопровождался ледоколом «Ленин», который провёл его в море Лаптевых, где передал «Комет» ледоколу «Иосиф Сталин». С трудом пробившись через участок покрытый льдами, по свободной воде «Комет» продолжил путь до пролива Санникова самостоятельно. Пройдя между Медвежьими островами "Комет" был встречен ледоколом «Лазарь Каганович» и продолжил путь по Восточно-Сибирскому морю в его сопровождении. Корабль продолжил оставшийся путь в одиночку и в начале сентября прошёл Берингов пролив и 10 сентября 1940 вышел в Тихий океан. Так немецкий крейсер "Komet" при содействии СССР прошел Северным морским путём вдоль советской Арктики из Северного моря в Берингов пролив и далее в Тихий океан. Летом 1940 года корабль прошел с советскими ледовыми лоцманами на борту, под проводкой советских ледоколов, вдоль берегов Сибири 3300 морских миль за 23 дня, из них 720 миль во льдах, считая и 8 суток якорных стоянок.


Тихий океан

В Тихом океане рейдер «Komet» встретился с другим немецким рейдером «Orion» для координации совместных оперативных планов. Около острова Ламотрек Каролинского архипелага в октябре 1940 года произошла встреча обоих крейсеров с германскими транспортом-снабженцами «Kulmerland» и «Regensburg» с топливом, боеприпасами и продовольствием из японского порту Кобэ. На оперативном совещании командиров германских рейдеров и транспортов-снабженцев были запланированы на ближайшие четыре недели совместные операции двух рейдеров, а также «Kulmerland» и «Regensburg», последний вскоре ушел в Японию.



Палубный гидросамолет Ar-196

На этом корабле в Японию отправился с отснятыми кинопленками и ценнейшей разведывательной информацией личный переводчик Роберта Эйссена Крепш, выполнявший задания разведки. В Токио его встретил германский военно-морской атташе вице-адмирал Пауль Веннекер, снабдивший разведчика паспортом дипкурьера. Крепша отправили ближайшим пароходом во Владивосток, откуда тот благополучно доехал в вагоне международного класса транссибирского экспресса до Москвы и далее в Берлин, где отрапортовал об успешном выполнении задания и сдал все материалы.



Экипаж потопленного судна подходит на шлюпках к борту «Komet»

В 1940—1941 годах рейдер «Komet» вёл боевые действия на морских коммуникациях союзников в Тихом океане в районе Австралии и Океании. Тоннаж потопленных и захваченных им судов Антигитлеровской коалиции составил 42 000 брт.

Индийский океан и Возвращение

1 января 1941 года «Комет» двинулся на запад. Переход осуществлялся по морю Росса, у самой кромки Антарктиды, в надежде встретить китобойные суда противника, однако попадались лишь японские промысловики. 28 февраля 1941 года «Komet» достиг самой южной точки своего антарктического плавания, после чего взял курс на север — в южную часть Индийского океана. 14 августа 1941 года на пути к Чили «Комет» обнаружил и потопил британское судно «Остралинд». Через три дня он встретил голландский теплоход «Кота Нопан» с ценным грузом — каучуком, оловом и марганцевой рудой. На него была направлена призовая команда и оба судна продолжили свой путь в Европу. Ещё через двое суток был потоплен британский пароход «Девон». Тридцатого ноября «Комет» прибыл в Гамбург. Беспримерное кругосветное плавание, длившееся 516 дней, завершилось.



Орден Рыцарского креста

Крогосветка рейдера «Комет» - беспрецедентный пример тесного германо-советского сотрудничества в ходе Второй мировой войны. Немцы пытались использовать Северный морской путь для связи с Японией. Германские суда-снабженцы базировались в японском порту Кобэ, из Японии происходило снабжении германских рейдеров в Тихом океане. Крейсер в сопровождении наших ледоколов за 15 суток прошел вдоль советской Арктики из Атлантики в Тихий океан. Если бы он шел южным путем вокруг Африки – это не один месяц ему бы пришлось идти.



Удостоверение Кавалера Рыцарского креста Роберта Эйссена

Военная кругосветка рейдера «Комет» в 1940—1941 годах - подвиг немецких моряков. Еще 1 января 1941 командиру крейсера Роберту Эйссену было присвоено звание контрадмирала. А в 29 ноября 1941 года он стал Кавалером Рыцарского креста. Помимо чисто военных задач адмирал в этой экспедиции занимался и гидрографическими исследованиями, а также вел разведку. Полученные рейдером данные позднее были использованы немецкими крейсерами и подводными лодками во время боевых действий в Арктике. Немецкие военно-морские базы существовали по всей советской Арктике и использовались вплоть до 1944 года, их насчитывается около двух десятков. Некоторые были обнаружены в 1950-1960-годы, другие не найдены до сих пор. Что интересно, все оборудование не брошено, а законсервировано, прекрасно сохранилось и может использоваться хоть сегодня. Немцы добывали в советской арктике бериллий и, возможно, уран. Завозили зэков в концлагеря из Германии. Но это уже другая тема, выходит за рамки этого статьи.

Категория: История | Добавил: japanese-dolls (12.07.2020)
Просмотров: 437 | Теги: свастика, Сибирь, Кругосветка, Рейдер, Komet, Редер | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Nolix Bar
Топ статей
Друзья сайта
Визиты




Анализ сайта - PR-CY Rank Яндекс.Метрика