Сейлор-фуку - японская школьная форма девочек
|Рассылка: Subscribe.Ru | RSS-лента Канал новостей |
Японские школьницы на этой фотографии одеты в сейлор-фуку. Эта форма давно стала одним из символов Страны восходящего солнца. У нас этот вид школьной формы девочек называется матроска, так как она похожа на форму матросов, особенно воротничком а-ля гюйс. Это очень распространенный в Японии вид школьной формы для девушек средних и старших классов, иногда даже младших. Сейлор-фуку прежде всего включает блузку с треугольным воротничком с полосочками, как гюйс в форме матросов. Под ним часто завязан бант (галстук, шелковый платок), обычно они выглядят очень мило и преимущественно плиссированная юбка, хотя и не обязательно. Наиболее распространёнными цветами для формы являются тёмно-синий, белый, серый, светло-зелёный и чёрный. Обувь, носки и другие аксессуары иногда тоже являются частью формы. Носки обычно тёмно-синие, белые или черные. Туфли - коричневые или чёрные. Рукава блузки в зависимости от времени года варьируются, есть зимняя и летняя форма, оба комплекта в государственных школах выдаются ученикам бесплатно.
Сейлор-фуку
Считается, что сейлор-фуку была создана на основе формы британского Королевского флота. Родина морского стиля - Великобритания, а королева Виктория способствовала его популярности, одев в 1846 году своего сына, будущего короля Эдуард VII, в костюм моряка. Этот морской костюм сложился в Ост-Индской компании в начале 17 века, затем его приняли флоты Франции, России, Нидерландов, Норвегии, Дании в качестве официальной одежды. С легкой руки королевы Виктории этот стиль часто находил отражение в женской и мужской моде во второй половине XIX - начале XX века. Морской стиль стал обязательным атрибутом детской одежды представителей высшего общества Великобритании и Штатов, позже распространился по всей Европе, достигнув России и Японии. Но у нас к власти пришли большевики и все пошло прахом, в Японии же матросский костюмчик прижился.
Японские школьницы в форме сейлор-фуку в начале 20 века
История школьной формы для японских девочек началась после революции Мэйдзи. В 1871 году было основано японское Министерство образования, которое немедленно приступило к образованию публичных школ, были разрешены и частные школы. Через два года было создано и женское школьное образование. Даже в рамках одной школы единой школьной формы на тот момент не существовало. Девчушки стали ходить в школу в штанах хакама, до этого времени носимые преимущественно мужчинами. Сейчас такие брюки хакама считаются женским религиозным одеянием в синто и оомото, их носят служительницы синтоистских храмов мико, правда они красного цвета с белым верхом. Ткани, из которых в то время шились хакама для девушек, практически не отличались от мужских. Это были хлопковые ткани в тонкую полоску, чаще всего индиго-синюю. Одновременно с хакама девушкам было позволено носить и хаори типа жакета на кимоно, до этого считавшееся исключительно мужской одеждой. В некоторых школах девушки носили обычные для того времени многослойные кимоно. Школьной формы в нашем понимании, то есть одежды по единому крою в единой же цветовой гамме, в это время еще не существовало.
Японские школьницы в традиционной одежде в конце ХIХ века
Примерно с 1886 года девушкам разрешили носить платье западного образца, но они были в то время очень дорогими и позволить их себе могла не каждая семья. На рубеже веков школьная мода изменилась, школьницы преимущественно вновь стали носить кимоно с тремя семейными гербами, а хакама стали шелковыми и специальных женских расцветок, которые не носили мужчины. Примерно в это же время наряд стал дополняться кожаными ботинками, полусапожками или туфлями западного образца, которые были практичнее дзори и гэта. Эта форма одежды дошла до наших дней в качестве парадно-выпускной для всех девушек-студенток. На стиль школьной одежды оказало влияние Большое землетрясение в Канто, случившееся в 1923 году. Это землетрясение и последовавший за ним пожар уничтожили Токио, Йокогаму и прилегающие города, все вещи сгорели. Западные страны, желавшие помочь пострадавшим, присылали в том числе и большое количество недорогой и практичной одежды. Эта одежда оказалась практичнее и доступнее традиционных кимоно. Консерватизм японцев был сломлен и с этого времени одежда западного образца стала преобладать в школьной форме. Традиционным остался только женский наряд для выпускных церемоний университетов - кимоно и хакама, дополненные ботинками.
Школьная мода на рубеже веков
На рубеже веков школьницам, в отличие от студенток, платья западного образца вообще носить в школу не рекомендовалось. Это привилегия старших. А вот кимоно носили в соответствии с достатком своей семьи, чтобы этот достаток был виден. Пальто хифу (рисунок справа) поверх кимоно было детским вариантом хаори. Слева - полосатое кимоно сдержанных тонов, но яркое нижнее кимоно и оби. В платок фурошики заворачивали учебники и тетради, такой традиционный вариант школьной сумки.
Школьная мода в начале ХХ века
Слева: 1902 год. Возвращение хакама. Типичный вид школьницы и студентки для того времени. Ботинки носили не все, только девушки из состоятельных семей. В некотором роде, именно это стало показателем достатка. Справа: 1912 год. Хакама, но дополненные поясом с пряжкой. На пряжке гравировался или чеканился герб школы. Фактически, это первая реально школьная форма в нашем понимании, содержащая прямое указание на конкретную школу. Подобные пояса с форменными пряжками вошли в обиход в 1906 году. В центре: школьная форма в 1921 году. Все тот же пояс с гербовой пряжкой. Но в комплект уже входит не фуросики, а школьная сумка на ремне через плечо. И тканевый зонтик западного образца, в отличие от японских, покрытых промасленной бумагой.
Школьная мода в начале периода Сева
Справа: в начале 20-х годов в школьную моду вошли матроски европейского образца. Это уже было конкретной школьной формой. Такие платья заказывались у определенного производителя только для учениц конкретной школы. Матроски были и остаются популярными во многих школах, но все они отличаются деталями кроя и цвета. Слева: другой вариант школьной формы образца 1932 года. Юбка с жакетом и поясом с гербовой пряжкой дополнялась блузкой, воротник и манжеты которой девушки могли выбирать по своему вкусу. Эти тенденции примерно были одинаковы для страны в целом, разница была в несколько лет.
Слева: школьница в матроске в Heian Jogakuin в Киото, 1920 год
Справа: школьницы в матроске в Fukuoka Jo Gakuin в Фукуоке, 1921 год
В интернете довольно много споров о том, кто первым придумал ввести матроску в японской школе, на первенство введения сэйлор-фуку претендуют сразу несколько школ. Это школа девочек Jincheng в Нагое, школа Fukuoka Jo Gakuin в Фукуоке (Fukuoka) и Heian Jogakuin в Киото. Википедия пальму первенства отдает частному женскому колледжу в Минами-ку, Фукуока - "Впервые она была представлена в качестве школьной формы ректором университета Элизабет Ли. Она была создана на основе формы британского Королевского флота того времени, когда Ли училась по обмену в Великобритании". Но это не соответствует действительности. Не смог собрать материал про школу Jincheng в Нагое, а вот частная женская школа им. Св. Агнессы в Киото начала одевать своих учениц в матроски на целый год раньше, чем это сделала школа в префектуре Фукуока. Первая школьная форма в западном стиле была введена в 1920 году в Киото в школе Heian Jogakuin (школа им. Св. Агнессы), здесь стали использовать школьную форму, верхняя деталь которой (блузка) была сделана под матроску, начиная с 1920 года. Сама школа была открыта в 1875 году и включала в себя сеть учебных заведений - от детских садов до университетов. В то время матросские костюмчики были очень популярны, что привело к созданию соответствующей школьной формы. Популярность была настолько большой, что некоторые абитуриенты стремились поступить в университет только для того, чтобы иметь возможность носить такую форму на законных основаниях. Впоследствии матроски в школьной форме трансформировались в блейзеры (тонкие свитера), но затем по решению администрации матроски снова стали частью формы.
Fukuoka Jo Gakuin в Фукуоке, 1922 год
Частный женский колледж Fukuoka Jo Gakuin был открыт в 1885 году в Минами-ку, Фукуока. Его основала американская миссионерка Дженни Маргарет Чир (Jennie Margaret Gheer), а в 1917 году ректор Fukuoka Jo Gakuin Элизабет Ли решила одеть всех учащихся в матроски, но идея была реализована только спустя четыре года в 1921 году. Девушек одели в плиссированные юбки, которые носят школьницы в некоторых школах и в наше время. Тем не менее Fukuoka Jo Gakuin остаётся первопроходцем в применении матросских элементов в школьной форме. Частные школы сейчас конкурируют друг с другом в борьбе за абитуриентов, поэтому история школы, её традиции и форма являются важными факторами в борьбе за учеников.