Японский маяк
|Рассылка: Subscribe.Ru | RSS-лента Канал новостей |
Маяк - сооружение башенного типа, средство навигационного оборудования морских путей, служит ориентиром для опознавания берегов, определения места судна и предупреждения о навигационной опасности. Обычно маяки сооружают на берегу или мелководье. Протяженность береговой линии Японского архипелага составляет около 30 тысяч километров, поэтому стране с ее многочисленными островами, мелями, рифами маяки были жизненно необходимы. Энциклопедия Яндекса утверждает, что до 1863 года у такой морской державы, как Япония, маяков не было вовсе. Мол сёгунское правительство угрозой применения пушек отгоняло от своих берегов иностранные корабли, под страхом смертной казни запрещало своим подданным поездки за рубеж. С этой же целью законодательно ограничивались и тоннаж строящихся судов, и возможности их удаления от родных берегов. Соответственно, строительство маяков, как и прочих элементов системы обеспечения безопасности на море, с точки зрения токугавских властей, было скорее вредной, нежели полезной идеей. А японские рыбаки, уходившие на промысел в ночное море, в непогожие дни ориентировались по огням костров, разжигавшихся на берегу, на высоких скалах. Это утверждение Энциклопедии Яндекса, мягко говоря, не соответствует действительности. На фотографии вверху - великолепный японский маяк, построенный в 1648 году на мысе Tomyodo для безопасного прохода морских судов в Урага Харбор. Этот маяк сооружен в живописной бухте в чисто японском стиле и использовался до 1872 года, сейчас реставрирован.
Автор выложенных здесь фотографий - Джон Ландер (John Lander), независимый фотограф из Японии, он снимает японские сады, онсен, фестивали, блюда японской кухни. И не только в Японии, но и в других азиатских странах. Контакты: sales@onasia.com. Что касается маяков, то после Реставрации Мэйдзи Япония приоткрыла свои двери перед иноземцами, с любопытством приглядываясь к их товарам, изобретениям и технологиям. Уже в 1869 году по чертежам приглашенного из Франции инженера и под его непосредственным руководством на мысу Каннондзаки в префектуре Канагава недалеко от Токио был построен самый первый в Японии маяк европейского образца. Строительство маяка началось 1 ноября, и теперь эта дата официально отмечается в Японии как День маяков. Сейчас число японских маяков превышает 5500., из них 67 маяков относятся к эпохе Мэйдзи (1868–1912). Пережив многие тайфуны, землетрясения, войны, они и поныне остаются в строю. Пять из них занесены в список "100 исторически важных маяков мира", составленный Международной ассоциацией служб морских средств навигации и маяков (IALA).
***
Штукатурка со стен лоскутами сползла,
Словно кожу меняет змея.
Южный ветер, бродяга, оттер до бела
Этот Богом забытый маяк.
Расшатались ступени, ползущие вверх,
Стали хрупкими, словно слюда,
И скрипят, вспоминая лишь изредка тех,
Кто захаживал в гости сюда.
И ботинки стирая о каменный пол,
Прогибаясь под тяжестью дел,
Он бредет сквозь натруженных лет частокол,
Охраняя свой скромный надел,
Машет птицам фуражкой, зажатой в кулак,
Провожая в чужие края…
Я и есть тот смотритель, а старый маяк -
Обнаженная сущность моя.
***
© Смотритель Маяка
***
был местом моего свиданья с другом;
мы оба были молоды и встречу
назначили друг другу на молу,
сооруженном в древности; из книг
мы знали о его существованьи.
Немало волн разбилось с той поры.
Мой друг на суше захлебнулся мелкой,
но горькой ложью собственной; а я
пустился в странствия.
И вот я снова
стою здесь нынче вечером. Никто
меня не встретил. Да и самому
мне некому сказать уже: приди
туда-то и тогда-то.
Вопли чаек.
Плеск разбивающихся волн.
Маяк, чья башня привлекает взор
скорей фотографа, чем морехода.
На древнем камне я стою один,
печаль моя не оскверняет древность -
усугубляет. Видимо, земля
воистину кругла, раз ты приходишь
туда, где нету ничего, помимо
воспоминаний.
***
© Иосиф Бродский