Гросс-адмирал Карл Дёниц
Großadmiral Karl Doenitz (1891 - 1980)
Карл Дёниц учился в Имперском военно-морском училище в Киле и в Мюрвике, затем участвовал в боевых действиях в Первой мировой войне. Он прошел переподготовку на подводника и служил офицером на немецких субмаринах. Карл Дёниц сделал блестящую карьеру, он стоял у истоков создания подводного флота Германии, уже к 1935 году, несмотря на противодействие победителей в Первой мировой войне, Германия имела 11 подводных лодок. В 1939 году Карл Дёниц был назначен командующим подводным флотом. На этом посту Дёниц нес полную ответственность за потопление не только военных, но и торговых судов союзников. Его самодисциплина и работоспособность, помимо таланта флотоводца, снискали ему всеобщее уважение среди офицеров ВМФ. Дёниц лично встречал каждую лодку, возвращавшуюся на базу, присутствовал на выпуске каждого курса школы подводников, организовал специальные санатории для отдыха личного состава после изнурительных походов. Моряки за глаза называли своего командира "папаша Карл".
Großadmiral Karl Doenitz (1891 - 1980)
Карл Дёниц создавал подводный флот Германии и тактические приемы, позволившие германским подводникам поставить под угрозу транспортные перевозки Англии и США. Дёниц полагал, что войну можно выиграть, если топить суда большим тоннажем, чем противник в силах строить. Немецкие подводники так и делали - топили судов больше, чем строили канадские и британские верфи. Объявление Гитлером войны США после Пёрл-Харбора резко ухудшило положение Германии, но Карл Дёниц сделал все возможное, чтобы расширить деятельность немецкого подводного флота и начать уничтожать американские суда у берегов Америки. Немецкие подводники почти выиграли битву за Атлантику в 1942 году, но в следующем году уже не смогли эффективно ограничить грузопотоки через океан. Они стали топить меньше торговых судов, чем теряли лодок. Неудачей и большими потерями окончилась попытка атаковать союзные силы, осуществлявшие высадку в Нормандии. Дальнейшие попытки массированно использовать субмарины уже не могли принести успех. Из 820 лодок, участвовавших в битве за Атлантику с 1939 года, погибли 781, из 39 тысяч подводников - 32.
Награды адмирала - Германии, Италии, Румынии и Японии
Großadmiral Karl Doenitz (1891 - 1980)
Как известно, союзником Германии во Второй мировой войне была Япония, но эти страны разделяли громадные территории и океаны. На первом этапе Второй Мировой войны сталинская Россия, занимавшая нейтралитет, фактически выступила на стороне оси Берлин-Рим-Токио. Это проявилось не только в совместной германо-советской оккупации Польши и разделе ее территории, но и в сотрудничестве в других областях. Были совместные советско-германские морские операции по проводкам немецких кораблей в бассейн Тихого океана — в стратегические тылы стран антигитлеровской коалиции, более подробно об этом смотри пост Свастика над Сибирью или Кругосветка рейдера «Komet». Напомню, о чем речь. Под командованием Роберта Эйссена немецкий крейсер "Komet" в 1940 году при помощи советских ледоколов прошел из Германии Северным морским путем вдоль берегов Сибири в Японию. Крейсер в сопровождении наших ледоколов всего за 15 суток прошел вдоль советской Арктики из Атлантики в Тихий океан. Если бы он шел южным путем вокруг Африки – это не один месяц ему бы пришлось идти. В 1940—1941 годах рейдер «Komet» вёл боевые действия на морских коммуникациях союзников в Тихом океане в районе Австралии и Океании. Тоннаж потопленных и захваченных им судов Антигитлеровской коалиции составил 42 000 брт. Крогосветка рейдера «Комет» - беспрецедентный пример тесного германо-советского сотрудничества в ходе Второй мировой войны. Немцы пытались использовать Северный морской путь для связи с Японией. Германские суда-снабженцы базировались в японском порту Кобэ, из Японии происходило снабжении германских рейдеров в Тихом океане.
Японская субмарина "RO-500"
Из-за блокады английскими кораблями всех морских перевозок Германии связь между Японией и Германией осуществлялась в основном при помощи подводных лодок. И здесь большой вклад в германо-японское военное сотрудничество внес гросс-адмирал Карл Дёниц, в штабе которого приняли решение передать японцам подводные лодки, сошедшие со стапелей "Дойче верф" Гамбурга. Всего немцы передали японцам шесть лодок, которые имели новейшие торпеды и локаторы. В августе 1943 года на военно-морскую базу Курэ прибыла первая такая лодка - субмарина "U-511". Японцы встретили своих союзников торжественно, флотский оркестр исполнил национальный гимн Германии. В Японии ей присвоили бортовой номер "RO-500".
Подвдные лодки Германии и Японии перевозили в основном стратегические грузы. По свидетельству бывшиго командира японской подводной лодки Матицуро Хасимото в Германию ходило пять японских лодок, на которых производилась доставка каучука, олова, вольфрама, ртути, молибдена, хинина, опиума. На обратном пути японские субмарины вывозили из Германии новейшие акустические торпеды, локаторы "Хагенук", ракеты "Фау", чертежи, а также военных специалистов - для обслуживания новейшей немецкой техники и обучения офицеров и матросов Императорского флота Японии. Немцы на своих субмаринах вывозили в Японию десятки тонн ртути, болванки специального чугуна, оптические стекла, радиолокационную аппаратуру, чертежи и радиоспециалистов.
Карл Дёниц и Адольф Гитлер
Карл Дёниц никогда не вступал в Национал-социалистическую рабочую партия Германии (NSDAP), но был одним из немногих убежденных национал-социалистов среди высших офицеров ВМФ. Он неоднократно встречался с Адольфом Гитлером, фюрер испытывал огромное доверие к Дёницу. В марте 1942 года Дёницу было присвоено звание адмирала. После ухода в отставку Эриха Редера 30 января 1943 Дёниц был назначен его преемником на посту главнокомандующего военно-морскими силами Германии с присвоение звания гросс-адмирал. Фюрер перед смертью назначил Дёница своим преемником в должности канцлера. 2 мая гросс-адмирал обосновался в кадетском корпусе в Мюрвике под Фленсбургом, старался быстрее прекратить войну с Западом и как можно больше немцев вывезти морем из зоны советского влияния. 23 мая 1945 года он был арестован. При проверке интеллектуального коэффициента его индекс составил 138, приближаясь к индексу гения.
Скамье подсудимых в Нюрнберге в 1946 году, амирал во втором ряду, слева.
Как преемник Гитлера Дёниц предстал перед судом. Союзные эксперты признавали, что американский флот вел тотальную подводную войну с самого начала и что потопление нейтральных судов в зоне, объявленной опасной, не является преступлением. Судья признал невиновность Дёница по всем пунктам обвинения, но гросс-адмирал конце концов получил 10 лет тюремного заключения - самый мягкий из вынесенных в Нюрнберге приговоров. Этот приговор оспаривался некоторыми юристами, поскольку такие же методы подводной войны широко практиковали и победители. Некоторые офицеры-союзники, в частности, американский адмирал Нимиц, после приговора выражали Дёницу своё сочувствие. Срок он отбывал в Шпандау до октября 1956 года. Адмирал всегда хранил при себе папку с письмами союзнических морских офицеров, которые выражали ему свои симпатии и понимание. После тюрьмы Дёниц посвятил себя литературной работе, он написал несколько книги воспоминаний. Карл Дёниц скончался в 1980 году, он похоронен на кладбище Waldfriedhof. При погребении присутствовали ветераны - товарищи по оружию. Иностранные военно-морские офицеры тоже пришли на его похороны, чтобы отдать ему дань уважения. Однако им не было разрешено присутствовать в военной форме на похоронах.