Летающие тигры
|Рассылка: Subscribe.Ru | RSS-лента Канал новостей |
Считается, что боевые действия между японцами и американцами начались после того, как ударное соединение Императорского флота Японии по команде адмирала Исороку Ямамото напало на базу тихоокеанского флота военно-морских сил США в гавани Пёрл-Харбор (Pearl Harbor) на острове Оаху, Гавайи. Но это не так, конечно. Задолго до этих событий в небе Китая сражались американские и японские летчики. Среди некоторых военных историков есть мнение, что Вторая Мировая война началась 7 июля 1937 года, когда произошла стычка на мосту Лугоуцяо или, как его называют на Западе, мосту Марко Поло в окрестностях Пекина, а не на польском острове Вестерплятте два года спустя. Многие страны, включая США, СССР, Великобританию и Германию, опасаясь укрепления Японии, начали поставку Китаю оружия, причем Советский Союз поставлял истребители и тяжелые бомбардировщики ТБ-3, которые совершали полеты над Японскими островами. США вместе с Великобританией установили эмбарго на торговлю нефтью с Японией, всерьез осложнив действия ее армии, и заморозили японские активы в американских банках. Фактически американцы вынудили Японию начать военные действия против США. Но наиболее известный эпизод военной помощи Китаю со стороны США - действия американской авиационной группы "Летающие тигры". Успешные боевые действия этой группы вызывали широкий общественный резонанс во всем мире. В англоязычном сегменте интернета американских летчиков, воевавших на стороне Китая против Японии, называют волонтерами. Фактически они были наемниками, получали жалование и премию - за каждый сбитый японский самолет им выплачивали дополнительно по 500 долларов. Причем в отличии от распространенной практики в зачет шли как самолеты, сбитые в воздухе, так и уничтоженные на земле. Премию за уничтоженные японские самолеты получили 67 американских летчика, из которых 18 стали асами в европейском понимании этого термина, то есть сбили пять и более самолетов. Международное право в то время, впрочем как и сейчас, наёмничество прямо не запрещало, но наёмники не являлись комбатантами и не имели права на статус военнопленного, то есть попади они в плен, их бы можно было привлечь к уголовной ответственности за участие в вооружённом конфликте. Об этим американских ребятах, наемниках-волонтерах из группы "Летающие тигры", воевавших с японскими летчиками, я и хочу рассказать.
Tomahawk P-40
Клэр Ли Шеннолт и Чан Кайши
"Летающие тигры" (Flying Tigers) - наемники из добровольческого военно-воздушного подразделения American Volunteer Group (AVG), воевавшего на стороне Китайской республики в 1941/1942 годах. Организовал эту группу летчиков отставной майор ВВС США Клэр Ли Шеннолт (Claire Lee Chennault), который был советником в армии Китая. Президент Франклин Рузвельт официально разрешил американским военнослужащим участвовать в войне в Китае на добровольных началах. Формально добровольцы заключали договор с китайской фирмой САМСО (Центральная компания по производству самолетов), а военнослужащие получали на время контракта отпуск в своей части в США. Генералиссимус Чан Кайши предоставил американским наемникам закупленные в США на американский же кредит по ленд-лизу 99 самолётов Р-40С Томагавк. Изначально этими самолетами планировалось вооружить китайские лётные части, но китайцы, облетав их, отказались их принять, так как Томагавки не могли бы противостоять японским истребителям Зеро Мицубиси (Mitsubishi A6M Zero) - легендарному самолету Второй мировой войны.
Tomahawk P-40
Структорно "Летающие тигры" состояли из трёх истребительных эскадрилий, всего было завербовано 80 летчиков и 150 человек наземного персонала из числа отставников, ранее служивших в армейской и морской авиации США. Базировалось подразделение на авиабазе Дунгуа в Рангуне, Бирма. Их главной задачей была оборона Бирманской дороги, которая на протяжении всей войны оставалась единственным наземным путем доставки военных грузов в Китай. Кроме опознавательных знаков китайских ВВС, на большинство самолётов подразделения было нанесено изображение тигра . В середине декабря 1941 года, когда японцы активизировали налеты на провинцию Юньнань, где заканчивалась китайская часть Бирманской дороги, американцы перебазировали две эскадрильи в Куньмин, а третья осталась в Рангуне. В начале марта 1942 года в связи с японским наступлением американцы покинули территорию Бирмы и сконцентрировались в Китае. В июле 1942 года американское правительство вывело Летающих тигров из состава китайских ВВС и включило в список регулярных соединений армии США, но только семь человек из наемников вернулись на службу в американскую армию.
Китайский солдат охраняет самолеты "Летающих тигров"
Американский самолет Curtiss P-40 Warhawk представлял собой одномоторный одноместный истребитель и штурмовик, он использовался в ВВС США, а его экспортный вариант был назван Томагавк (Tomahawk P-40B, P-40C) , он поставлялся по ленд-лизу помимо Китая многим странам, был на вооружении британского Содружества и советских войск. По некоторым данным, советские асы Стефан Ивлев, Николай Кузнецов, Степан Новичков, Петр Покрышев и другие летали на этих Томагавках, их поставки шли морем через Мурманск и Архангельск. Это был грозной самолет в руках опытных пилотов. Не сомневаюсь, что американские пилоты были опытными летчиками, и сильными людьми. Просто в джентльмены удачи слабаки не шли, таким на войне делать нечего. В интернете много сайтов и блогов, где родственники и друзья этих людей выкладывают их фотографии и рассказывают о жизни и подвигах. Конечно, нельзя сказать, что американцы были белыми и пушистыми, а японцы такие плохие, взяли и устроили им Пёрл-Харбор. К войне целенаправленно шли обе стороны, американские летчики первыми стали воевать против японских императорских ВВС. Справедливости ради надо сказать, что американские пилоты-наемники пользовались крайне ограниченной поддержкой со стороны официального Вашингтона. Существование группы американских добровольцев вызывало постоянное раздражение у командующего сухопутными войсками США в Китае генерал-лейтенанта Дж. У. Стилуэлла, который видел в Летающих тиграх лишь сборище недисциплинированных наемников, требующих постоянных пополнений. Только в 1996 году все американские летчики, воевавшие в небе Бирмы и Китая, были награждены американским правительством. Сравните с советскими наемниками, воевавшими в небе Испании с немецкими и итальянскими асами в 1936/1937 годах, которые получали звезды Героя Советского Союза и другие правительственные награды из рук тоталитарного режима. Правда многие были немного позже расстреляны коммунистическими властями.
На земле Бирмы и южного Китая
Американские пилоты приступили к активным боевым действиям 20 декабря 1941 года, то есть еще до нападения японцев на Пёрл-Харбор. В этот день они сбили шесть из 10 японских бомбардировщиков, которые бомбили Куньмин. Но 23 декабря, во время налета японцев на Рангун, американцы сами потеряли двух летчиков и четыре самолета. По заявлениям самих американцев они сбили над Бирмой и Китаем 286 японских самолета, но реальная цифра ближе к 150. Потери американцев тоже стремительно росли, когда японцы освободили Рангун, в строю было всего шесть Р-40 Томагавк, а на аэродроме Куньмин боеспособными остались 14 самолетов. Бои велись в очень тяжелых условиях тропиков, когда взлетать приходилось с плохо подготовленных взлетных площадок, вырубленных в джунглях.
Памятник генералу Аун Сан и фото лидера Национальной лиги за демократию Аун Сан Су Чжи
Японские солдаты в Бирме рассматривают статую Будды, 1942 год
К маю 1942 года разгромленная армия союзников отступила в Индию, а остатки американских наемников отправились обратно в Китай. Бирманская дорога практически прекратила свое функционирование, японцы совместно с Армией независимости Бирмы освободили почти всю страну от английских колонизаторов. Кстати, во главе независимой Бирмы стал бригадный генерал Аун Сан (1915 - 1947), он отец Аун Сан Су Чжи - лидера современной демократической оппозиции Бирмы и лауреата Нобелевской премии мира.
Потери Летающих тигров составили 51 самолёт. На фото:
заброшенный самолет из Flying Tiger где-то в провинции Гуйчжоу, Китай
Сбитый американский самолет Tomahawk P-40E советских ВВС в Карелии, Россия
Сбитый американский самолет Tomahawk P-40E советских ВВС в Карелии был извлечен из водной могилы в 1997 году. Озеро было относительно мелкое, самолет довольно хорошо сохранился.
Нос самолетов "Летающих тигров" был разрисован изображением акулы. Американские наемники были активны на протяжении всего семи месяцев в 1941/1942 годах, группа получила большую общественную славу из-за ударов по японским войскам, когда моральный дух в Соединенных Штатах был довольно низким и успешные усилия против врага были редки. Наемникам не хватало многих ресурсов, летчики находились в районах с малярией и холерой, по их словам у них было "четыре врача, три медсестры и бутылка йода". По данным японских источников американские наемники уничтожили всего 115 самолета, потери же самих "Летающих тигров" составили более чем 500 самолетов. Четырнадцать летчиков были убиты в бою, захвачены или пропали без вести. Двое умерли от ран, полученных от бомбардировках, а шесть погибли в результате несчастных случаев.
Кровавый талон наемников AVG
Американским летчикам, воевавшим в Бирме и Китае, выдавали Кровавый талон. Надпись гласит: "Этот иностранец прибыл в Китай помочь нам в борьбе. Солдаты и гражданские, вместе и по отдельности, должны его спасти, защитить, и предоставить ему медицинскую помощь". (RE Baldwin Collection)
Кровавый талон наемников AVG
В спинах своих курток американцы пришивали и такой Кровавый талон: "Я американский летчик. Мой самолет был уничтожен. Я не могу говорить на вашем языке. Я враг японцев. Пожалуйста, дайте мне еды и отведите меня в ближайшее почтовое отделение военных союзников. Вы будете вознаграждены".
Командир "Летающих тигров" Клэр Ли Шеннолт
Мероприятие в храме Ясукуни на годовщине капитуляции Японии во Второй мировой войне в честь военных и политических лидеров, осужденных судом союзников как военные преступники, и миллионов погибших солдат и офицеров Императорской армии, ВМФ и ВВС.