Japanese Dolls
Меню сайта
Рекламное место
Интересное
Наш опрос
Во сколько лет у тебя был первый секс?
Всего ответов: 525
We Heart It
.
Наша кнопка
Japanese Dolls











Дзэн и искусство стрельбы из лука


|Рассылка: Subscribe.Ru | RSS-лента Канал новостей |



Немец Ойген Херригел (Eugen Herrigel) изучал теологию и философию в Гейдельбергском университете, в 1913 году он получил докторскую степень по философии. Его работы написаны в традициях неокантианства. Затем Ойген Херригел увлекается буддизмом и приезжает в Японию. Здесь профессор преподавал философию в Императорском университете Тохоку в городе Сендай с 1924 по 1929 годы, получил почетную степень доктора. По возвращении в Германию в июле 1929 года Ойген Херригел стал профессором философии в университете города Эрланген, в 1938 году был назначен вице-президентом, в 1945 году - ректором Университета Эрланген.



Eugen Herrigel (1884 - 1955)


Ойген Херригел в Японии

В 1937 году Ойген Херригел вступил в нацистскую партию. Его тесные связи с национал-социализмом некоторыми историками сейчас ставятся под сомнение, хотя известны письменные отчеты профессора нацистскому правлению. В других опубликованных Херригелом при нацистском режиме работах нет пропаганды нацизма, хотя иррациональная мистика дзэн вполне совместимо с национал-социализмом. Вспомним интерес нацистов к Тибету, их легендарные экспедиции по поиску Шамбалы, впрочем это другая тема, выходящая за рамки поста. Есть работа Ойгена Херригела 1944 года "Дух самураев", где профессор сравнивает японскую культура с немецкой. Большинство его работ, написаных в Германии после 1929 года, - о культуре и менталитете японцев. А мировую известность Ойгену Херригелу принесли его книги по дзэн-буддизму. Свою главную книгу "Дзэн и искусство стрельбы из лука" Ойген Херригел писал 50 лет с 1929 по 1948 годы. Эта книга переведена на 13 языков и издается до сих пор. Еще одна его книга - "Путь цветов". Ойген Херригел способствовал популяризации дзэн в Европе. По мнению японских мастеров дзэн профессор Херригел является одним из немногих не-японцев, которые поняли суть дзэн.


Книга "Дзэн и искусство стрельбы из лука"


Awa Kenzo (1880-1939)

В 1920-е годы, живя в Японии, Ойген Херригел вместе со своей женой увлекся доктриной дзэн, хотел учиться медитации. А в Японии используют все виды упражнений для обучения медитации, стрельба из лука - одно из них. Херригел был прекрасным стрелком, он был абсолютно точен, никогда не промахивался. Поэтому он отправился к мастеру, чтобы тот обучил его медитации с помощью стрельбы из лука. Профессор Ойген Херригел стал учеником Ава Кензо (Awa Kenzo, 阿波研造). Учитель профессора был практикующим мастером, его философия и практика похожи на одну из разновидностей движения джиу-джитсу (дзюдзюцу), это общее название, применяемое для японских боевых искусств. В 1930-х годах японские системы борьбы были в СССР в своём исходном виде практически запрещены, лишь позже они начали возрождаться в 1960-х годах под именем "дзюдо". В 1920-е годы Ава Кензо проповедовал свое собственное стиль под названием "Shado". Далее - дзэнская притча об Ойгене Херригеле.



Три года обучения миновали, когда Херригел начал понимать, что попусту тратит время. Мастер продолжал настаивать на том, что _он_ не должен стрелять. "Предоставь стреле вылететь самой по себе. -- говорил он Херригелу. -- Тебя не должно быть, когда ты целишься, позволь стреле целиться самой". Это был бред. В особенности для западного человека, это было абсолютным абсурдом: "Что значит "позволь стреле стрелять самой?" Как может стрела стрелять сама? Если я не буду ничего делать, так и выстрела не будет". И он продолжал стрелять, никогда не промахиваясь мимо мишени. Но мастер повторял: "Цель -- это вовсе не мишень. Цель -- _ты_. Мне неважно, попадешь ты в мишень или нет. Это механическое мастерство. Я обращаю внимание только на то, есть ты или нет. Стреляй ради забавы! Наслаждайся этим, не пытайся доказать, что ты никогда не мажешь мимо мишени. Не старайся утвердить эго. Оно уже и так есть, ты есть, совершенно незачем это доказывать. Освободись, пребывай в покое, будь непринужден и предоставь стреле вылететь самой". Херригел никак не мог понять, о чем речь. Он все пытался и пытался и спрашивал снова и снова: "Если я всегда набираю сто очков из ста, почему ты не признаешь моего умения?" Западный ум всегда заинтересован в конечном результате, а восточный ум всегда интересуется самим процессом. Для восточного ума результат бесполезен; вся суть в начале, в стрелке, а не в мишени. Поэтому мастер отвечал: "Нет!"

Тогда, окончательно разочаровавшись, Херригел попросил разрешения уехать. "Тогда мне придется уехать. -- заявил он. -- Три года -- это слишком долгий срок, а в результате -- ничего. Ты продолжаешь говорить "нет"... что я все еще тот же самый, не изменился". В день своего отъезда он пошел попрощаться с мастером и увидел, что тот обучает других учеников. Но этим утром Херригелу все это было уже неинтересно; он уезжал, он махнул рукой на все свои планы. Поэтому он просто ждал, когда мастер освободится, чтобы он мог попрощаться и уехать.
Сидя на скамье, он впервые взглянул на мастера. В первый раз за три года он посмотрел на мастера. Тот и вправду ничего не делал; все было так, будто стрела вылетала сама. Мастер не был серьезен, он забавлялся, наслаждался. Не было никого, кто бы интересовался, достигнет ли выстрел цели. Эго всегда нацелено в мишень. У забавы нет мишени, в которую можно попасть, сама забава заключена в начале, когда стрела еще только покидает лук. Выстрел случаен, и, если он и достигает мишени, это к делу не относится; попали вы или промахнулись -- значения не имеет. Но когда стрела покидает лук, стрелок должен развлекаться, наслаждаясь, быть несерьезным. Когда вы серьезны, вы напряжены; когда вы несерьезны, вы расслаблены, а когда вы расслаблены, -- вы есть. Когда вы напряжены, есть эго; _вы_ -- сокрыты им.

Впервые Херригел посмотрел... потому что теперь это его не касалось. Теперь это было не его делом, он бросил все это. Он уезжал, поэтому и вопроса о серьезности не стояло. Он признал свое поражение, ему нечего было доказывать. Он взглянул, и сейчас впервые его глаза не были прикованы к мишени. Он посмотрел на мастера: все происходило так, как если бы стрела покидала лук сама по себе. Мастер только лишь придавал, вкладывал в это энергию, он не стрелял. Он не делал ничего, не прикладывал никакого усилия. Херригел взглянул, и впервые он понял.

Словно зачарованный, он подошел к мастеру, взял в руку лук и оттянул тетиву. "Вот ты и постиг, -- произнес в этот миг мастер. -- Этому-то я три года и учил тебя". Стрела еще не покинула лука, а мастер уже сказал: "Ну вот и все. Цель достигнута". Наконец-то Херригел развлекался, не был серьезен, он не был целенаправлен.









Вход на сайт
Поиск
Nolix Bar
Топ статей
Архив
Друзья сайта
Визиты




Анализ сайта - PR-CY Rank Яндекс.Метрика