Периодизация истории Японии
|Рассылка: Subscribe.Ru | RSS-лента Канал новостей |
Период Дзёмон
Период Дзёмон (縄文時代) буквально означает "эпоха верёвочного орнамента", это период истории айну и японской истории с 13 000 года до н. э. по 300 до н. э. Согласно археологической периодизации истории стран Запада период Дзёмон соответствует мезолиту и неолиту. Особенностями периода является начало использования жителями Японского архипелага керамических изделий. Историки считают, что последняя ледниковая эпоха соединила японские острова с азиатской частью материка. В 35 — 30 тысячелетиях до н. э. человек разумный переселился на острова из восточной и юго-восточной части Азии и уже неплохо умел охотиться, на охоте использовать лук и стрелы, заниматься собирательством, речным и морским рыболовством и изготавливать различные каменные и костяные орудия труда и посуду из обожжёной глины. Были приручены собаки и одомашнены свиньи. Распространение керамических изделий на территории Японии началось с северо-запада острова Кюсю. Для большей части глиняных изделий периода Дзёмон характерна круглая форма днища, изделия в основном небольшого размера. Начиная с самого начала эпохи Дзёмон выделяют два культурных ареала по типу керамики — юго-западный и северо-восточный. Именно северо-восточные керамические изделияимеют украшенные верёвочным орнаментом стенки.
|
Период Яёй
Период Яёй (弥生時代) — эпоха в истории Японии (300 (900) г. до н. э. — 250 (300) г. н. э.) По археологической периодизации истории стран Запада соответствует бронзовому и железному векам. Особенностями периода являются появление на Японском архипелаге заливного рисосеяния, социальной дифференциации и возникновение первых протогосударственных образований. Особенностями жтого периода были заливное рисосеяние, использование гончарного круга и ткацкого станка, обработка металлов (меди, бронзы и железа) и строительство защищенных городищ. Начало эпохи Яёй напрямую связано с конфликтом империи Хань с государством Кочосон и его поражением и уничтожением в 108 году до н.э. в ходе которого образовался массовый поток переселенцев и отступающих войск не пожелавших признать власть Хань. Также на протяжении всего владычества Хань южная оконечность острова Хонсю стала убежищем для всех недовольных властью Хань на континенте центром антиханьского движения и вероятно оказал большую роль в образовании трёх государств которые хоть и принято называть корейскими, но по сути на тот момент отдельной корейской и японской нации не существовало. Что доказывается абсолютной схожестью культуры этого периода. На севере острова Хонсю существовало аборигенное государство Эмиси культура которого относится к культуре Дзёмон. Впервые культура Яёй появляется в Западной Японии на островах Кюсю и Хонсю, а затем в течение I в. до н. э. — III в. н. э. распространяется далеко на восток Японских островов. Население Кюсю, Хонсю и Сикоку резко увеличилось. Формирование управляющей прослойки в общинах и рост прибавочного продукта дали начало невиданным в предыдущий период военным конфликтам. Война дала толчок созданию коалиций общин, которые со временем развились в протогосударственные образования. Одним из таких образований была страна Яматай во главе с королевною Химико. Окинава и Хоккайдо не подверглись влиянию культуры Яёй. Там продолжали существовать пост-дзёмоновские традиции, которые заложили основы социальной жизни рюкюсцев и айнов. Соответственно периодизация истории этих двух островов не совпадает с периодизацией истории собственно Японии.
|
Период Ямато
Период Ямато (大和時代) — эпоха в истории Японии (250— 710). Названа по государственному образованию, которое существовало в районе Ямато, это территория современной префектура Нара, регион Кинки. В это время страна начала объединяться под властью племени Ямато, было было образовано первое японское государство Ямато. Со временем реальная политическая власть оказалась в руках могущественного клана Сога, а императору осталась только роль верховного жреца синтоизма. Такая ситуация сохраняется в Японии по сей день - император исполняет важнейшие религиозные обряды, а политическая власть находится в руках министров и парламента. В этот же период распространяется культура курганов. В этот период происходит активный импорт достижений китайской цивилизации через страны Корейского полуострова. Мужчины одевались в кину - длинные перепоясанные верхние одежды с прямыми рукавами и перевязанные у кистей и локтей, и хакама - широкие брюки с перевязями ниже коленей. Женщины одевались в кину, мало отличавшиеся от мужских, и в плиссированные юбки мо. Одежда изготавливались из растительных волокон, например, лубяных, хотя знать временами позволяла себе и шелковые ткани. Внедрение буддизма и китайской системы правления привели к установлению правил для одеяний аристократов и придворных чиновников, а все туалеты были разделены на церемониальные, придворные и рабочие. Основным событиями в период Ямато стало принятие буддизма в 538 году, появление централизованного государства китайского образца, создание первого свода законов рицурё и расцвет японской культуры под влиянием материковых философских и культурных идей. Начиная с правления принца Сетоку (593 – 621 гг) появилась традиция проводить в неделю равноденствия религиозный обряд - в течение семи дней все семьи, начиная с императорской, совершали разнообразные обряды поминания усопших, посещали храмы и семейные кладбища, чтобы выразить уважение предкам. Люди приносили умершим цветы и специальные кушанья. Из ритуала приготовления пищи ушедшим вырос обычай угощать специально приготовленной едой друзей и соседей.
|
Период Нара
Период Нара (奈良時代) — эпоха в истории Японии (710—794). Началась с восстановления столицы государства в городе Хейдзё-кё (Нара) и закончилось её переносом в город Хэйан-кё (Киото). Особенности эпохи — ускоренная китаизация японского общества, создание первых исторических хроник и расцвет культуры, в частности буддизма и поэзии. Экономика периода Нара была государственно-плановой. Для повышения эффективности сбора налогов была проложена сеть дорог, которые вели в столицу. При дворе чеканили медную монету, которая имела больше символическое, чем утилитарное значение. В середине VIII века появляется важный экономический институт — поместья сё:эн (荘園), которые с упадком государственного хозяйства постепенно становятся частными владениями аристократов и храмов. Их появление связано со стремлением центральной власти рационально использовать земли страны. Налаживание экономической системы привело к самодостаточности региональных администраций. Для увеличения прибыли государство стимулировало разработку целинных земель, которые указом 723 года обещало отдать через три поколения в частную собственность тем, кто её обрабатывает. Появление частного сектора, который государство не контролировало, ослабило роль центральной власти, особенно императора, как единого финансово могущественного лидера страны. В это время происходит обострение борьбы между императором, аристократическими родами и буддистской церковью за власть. Хотя формальным головой страны остался император, его реальное политическое влияние уменьшалось вместе с ростом значения частного сектора, который контролировали аристократы и буддистские монастыри. В середине VIII века последние пытались организовать переворот и сместить правящую династию, однако вмешательство семьи Фудзивара спасло императорский дом. Благодаря этому Фудзивара смогли поставлять японскому монарху жён, и, тем самым, контролировать престол и власть в стране. Попытки императора Камму возвратить ведущую роль японских монархов в политике потерпели неудачу. Желая вырваться из-под опеки буддистских монастырей, которые плотно обступали столицу Нара, император в 794 году перенес столицу в город Хэйан (Киото), но её строительство сильно ударило по императорской казне. Оставшись без финансовой поддержки император ослаб, а вместо него реальная власть оказалась в руках аристократического рода Фудзивара. В период Нара были написаны первые официальные исторические хроники «Кодзики» (古事記, 712) и «Нихон Сёки» (日本書紀, 720). Были также составлены поэтические антологии «Манъёсю» (万葉集, 759) и «Кайфусо» (懐風藻, 751). В этот период также сформировались прототипы японских фонетических азбук хирагана и катакана. Период Нара был эпохой расцвета искусств.
|
Период Хэйан
Период Хэйан (平安時代) — эпоха в истории Японии с 794-го по 1185 годы. Слово «Хэйан» в переводе означает мир, спокойствие. Хэйан начинается с переноса имперской столицы из Нары в город Хэйан (Киото). Была введена новая система, заимствованная у китайцев, в соответствии с которой земля и люди были единоличной собственностью императора. Были освобождены от уплаты налогов Буддийские институты, крупные землевладельцы, а также поселенцы, расширявшие границы страны. Клан Фудзивара набирал силу посредством регентства и заключения браков. Продолжалось распространение и укрепление влияния Буддизма. Некоторые крупные храмы стали создавать собственные армии, состоящие из воинов-монахов. Верхушка аристократии постоянно находилась в столице, где имперский двор приобрел невиданное прежде великолепие и стал средоточием утонченной культуры, превыше всего ставившей красоту. Заимствованная из Китая структура правительства стала почти декоративной, из всех правительственных функций столицу интересовал лишь сбор налогов. В провинции приобретали влияние самураи и военные вожди даймё. Влиятельные семейства заручались их поддержкой или заводили собственное войско. Этот период стал эпохой появления и расцвета национальных японских жанров, особенно в литературе. Изобретение слоговой азбуки — каны — позволило писать на японском языке вместо китайского. В этот период на смену простому подражанию и заимствованию приходит творческая адаптация, переосмысление и, наконец, ассимиляция. Традиция любования цветущей сакурой, как и многие другие современные японские праздники, возникла при императорском дворе именно в эпоху Хэйан – аристократия, изощрявшаяся в изяществе и изысканности манер, проводила часы под цветущими деревьями, наслаждаясь легкими напитками, салонными играми и складыванием стихов. В коротком, блистательном цветении сакуры аристократы видели глубокий смысл: размышляя о быстротечности жизни, они отождествляли опадающие цветы сакуры с храбростью и чистотой помыслов. В эпоху Хэйан японская культура продолжает испытывать сильное влияние конфуцианства и китайской культуры, однако именно в этот период на смену простому подражанию и заимствованию приходит творческая адаптация, переосмысление и, наконец ассимиляция. Показательным примером является появление буддийских сект Тэндай и Сингон, демонстрировавших самобытно японские черты, хотя и имевших китайский буддизм в качестве первоисточника. Архитектура храмов этих сект, имеющая в качестве первоисточника пагоду, также доставляет любопытные примеры творческой переработки китайских образцов. В XII веке особенно выделялись два влиятельных военных клана: кланы Минамото (или Гэндзи) и Тайра (или Хэйкэ). После восстания Хэйдзи в 1159 году, битвы за власть между двумя кланами, Тайра Киёмори возглавил страну и правил ею с 1168 по 1178 год, полностью подчинив себе императора. Основными противниками Тайра были клан Минамото и буддийские монастыри. После смерти Киёмори кланы Тайра и Минамото в ходе борьбы за власть развязали войну Гэмпэй (1180 - 1185), которая закончилась победой Минамото, обозначившей конец эпохи Хэйан. Резиденцией Минамото Ёритомо, главы победившего дома и основателя сёгуната, стал город Камакура, давший название следующему периоду японской истории.
|
Период Камакура
Период Камакура (鎌倉) — эпоха с 1185-го по 1333 годы. Назван по имени города Камакура, поначалу небольшой деревни, ставшей центром первого сёгуната в Японии. Эта эпоха была временем междоусобных войн, формирования сословия самураев и создания идеологии bushi - пути воина. Самураи появились в 9 веке, когда императорский двор в Киото, посчитав воинское искусство занятием ниже своего достоинства, фактически передал власть и заботы оборонного характера местным воинам-земледельцам. Спустя некоторое время самураи, образовав родственные кланы, стали могущественнее императора. Возникла система сёгунатов (военных диктатур) 12-19 вв. Строгие военные кодексы были частично созданы под влиянием религии Дзен и включали в себя традицию ритуального самоубийства (сеппуку) для защиты и охранения чести. Религия Дзэн была популярна среди самураев, простые же люди спасались в стенах буддистских школ «Чистой Земли», Нитирэн. В результате столкновений между родами Минамото, Фудзивара и Тайра последний вышел победителем, оттеснив род Фудзивара от власти. Клан Минамото подвергся суровым преследованиям. Ёритомо Минамото собрал войска и в 1180 году начал снова войну, одержав победу в 1185 году. Он заставил императора признать своё господство и устроил свою ставку в приморской деревне Камакура. В 1192 году он завершил формирование власти, расправился с врагами и бывшими союзниками и присвоил себе титул сэйи тайсёгун (великий полководец). В 1199 году он умер, передав власть старшему сыну Ёрииэ, который тут же стал жертвой интриг. Далее долгое время власть была в руках регентов Ходзё, а к 1219 мужская линия дома Минамото была истреблена. Сёгуном стал 2-летний ребёнок клана Фудзивара. В этот период остров Кюсю дважды (в 1274 и 1281 гг.) подвергся нападению монголов, к тому времени уже завоевавших Китай. В 1333 году в результате междоусобных войн, финансовых проблем и общего снижения уровня доверия Камакурский сёгунат пал, уступив место сёгунату Муромати. Влияние систем управления, введенных Минамото Ёритомом, сохранилось в Японии еще на 5 веков.
|