Кайтен - камикадзе Императорсkого ВМФ
|Рассылка: Subscribe.Ru | RSS-лента Канал новостей |
Следуя средневековому кодексу поведения японских самураев Бусидо, эти люди, презирая смерть, жертвовали собой ради одной лишь миссии - уничтожения превосходящих сил противника. Они были избранные. Это были кayten - kамикадзе Императорского ВМФ Японии. О смертниках, которые управляли самолето-торпедами одноразового действия с вмонтированным в носовую часть фюзеляжа зарядом MXY-7 "Ока" ("Цветок вишни") я уже писал пост - Цветочный парк. Самолето-торпеды были с мощным реактивным двигателем, позволявшим развивать скорость 860 км/час. Не зная официального японского названия этого самолета, американцы прозвали его "Бака" ("Дурак"). "Ока" нес в носовом отсеке 1200 кг взрывчатки. В хвостовой части фюзеляжа располагался твердотопливный ракетный двигатель. Японцы успели изготовить 775 экземпляров "Ока-11" и 50 штук "Ока-22". Этого было вполне достаточно, чтобы затопить весь боевой флот США, и лишь атомные удары американцев не дали осуществить эти планы. Во время Второй Мировой войны в японских войсках начали впервые формироваться отряды добровольцев-смертников – "тейсинтай", которые применялись в трех стихиях: земля, вода, воздух. Непременным атрибутом "тейсинтай" (в тех отрядах, где это было возможно) был самурайский меч. Смертники надевали на голову белые повязки, точно такие, какими обвязывались перед боем самураи сотни лет назад. Один из приемов "тейсинтай" на воде выглядел следующим образом. Смертники одевались в водолазные костюмы, после чего им давались специальные шесты, на конце которых были укреплены заряды взрывчатого вещества. Ожидая в воде неприятельские корабли, "тейсинтай" становились на их пути и проводили свою диверсию.
Самолето-торпеда MXY-7 "Ока" ("Цветок вишни")
Другой пример - человекоуправляемая торпеда "Кайтен". Отряды смертников-камикадзе на Императорском ВМФ назывались - "Кайтен", или "Изменяющие Судьбу". Это такая управляемая смертником торпеда, которая устанавливалась на подводных лодках. Как только субмарина обнаруживала корабль противника, смертник занимал специальное место на "Кайтен", после чего она выпускалась. Пройдя определенное расстояние, водитель "Кайтен" всплывал и направлял ее на вражеское судно. По замыслам стратегов заключительного периода войны, запускаемые с подводных лодок, эти торпеды с пилотами-самоубийцами на борту должны были сорвать всякие попытки высадки американского десанта на Японских островах и нанести противнику такие потери, чтобы склонить его к заключению сепаратного мира.
Головная повязка смертника хатимаки
Отряды "Кайтен" состояли из человеко-торпед. Готовили их на небольшом острове. Для поднятия духа среди курсантов командование усилило идеологическую обработку. Примером для подражания стал самурай Масасигэ Кусуноки, который в XIV веке помог японскому императору Годайго II захватить власть у военно-феодальных правителей. Для курсантов ввели специальные белые повязки хатимаки, которые носили несколько столетий назад 40 японских самураев-ронинов, охранявших императорский дворец. Об этих повязках смертников смотри мой пост - Хатимаки . Для убывающих на боевое задание был выработан специальный церемониал посвящения - вручение шашки под звуки марша императорского военно-морского флота. Торжественный ужин с множеством редких для того времени продуктов, сакэ (водка) и ка-тикури (каштаны). После ужина посвященные упаковывали личные вещи, и посылки с надписью "Предан Его Величеству навечно" или "Япония - навечно страна богов" отправлялись родственникам.
К 1945 году было сформировано десять групп человеко-торпед. Тактика использования торпед "кайтен" сводилась к следующему: обнаружив корабль противника, лодка-носитель занимала определенное положение на пути его следования, водители садились в торпеды. Ориентируясь через перископ, командир лодки выпускал одну или несколько торпед, предварительно задав водителям курс. Пройдя определенное расстояние, водитель торпеды всплывал под перископ и быстро осматривал поверхность моря. Этот маневр рассчитывался так, чтобы торпеда оказалась на носовых курсовых углах корабля противника и на дистанции 400 - 500 метров от него. При таком положении корабль практически не мог уклониться от торпеды, даже обнаружив ее.
Ранние разработки торпеды "Кайтен" еще предусматривали катапультирование пилота, после того как тот окончательно произвел наведение на цель. Однако, ни один из моряков-кайтен так ни разу не воспользовался возможностью спастись. О фанатизме японцев уже много сказано и написано, но вот вам еще один пример. Представьте себе, до какой степени солдат, простой человек, должен обладать чувством долга, презрению к смерти, ненавистью к врагу и стремлением любой ценой выполнить приказ, что даже не пытается покинуть торпеду и спастись. Так что к 1945 году конструкцию торпед-кайтен упростили до предела, возможность катапультирования пилота была убрана.
В этих, более поздних торпедах, пилота сажали внутрь, и заваривали люк. Так что выбраться наружу у человека больше не было вообще. Для того, чтобы в случае промаха человек не умер внутри заваренной торпеды от голода, пилотам оставляли возможность самоуничтожения торпеды. Хотя, известно пара случаев, когда пилот "кайтен" оставался жив. Один из них, Ютака Йокота, даже написал книгу мемуаров, посвященных своей службе в Императорском Флоте и самоубийцам "кайтен".
Всего было создано пять модификаций торпеды "кайтен". Модификации от "тип 1" до "тип 4" создавались на базе корабельной 24-дюймовой торпеды "тип 93", а модификация "тип 10" - на базе торпеды 21-дюйма "Тип 92". Всего модификаций "Кайтен тип 2", "Кайтен тип 4" и "Кайтен тип 10" было создано очень мало, несколько десятков за весь последний год войны. Они так и никогда не были использованы.
Один только "Кайтен тип 1" производился в сравнительно больших для Японии 1945 года масштабах - их успели создать около 400 единиц, из которых только немногим более сотни было отправлено на задание. Оснащали "Кайтен тип 1" боеголовкой в 1360 килограмм. Запускали их с подводных лодок, в том числе и из подводного положения. Несли подводные лодки от трех до шести таких торпед.