Призрак Оива
|Рассылка: Subscribe.Ru | RSS-лента Канал новостей |
Говорят, она ходит по улицам Токио, жалкая фигура в белом, длинные волосы скрывают её лицо. Приблизившись, она внезапно открывает свои ужасные рубцы на лице, искаженном гримасой предсмертной агонии. Когда люди кричат и убегают в ужасе, она исчезает, смеясь. Звать ее Оива, ее характерные черты - костюм из белого платья, представляющее кимоно для захоронения, лицо белого или индиго цветов с длинными и растрепанными волосами. Оива узнаваема по опущенным глазам и частичному облысение. Это приведение, которое ищет мести.
Utagawa Kuniyoshi's portrait of Oiwa.
История Оивы - это история предательства, убийства и призрачных мест. Вероятно, наиболее известная японская история о привидениях всех времен, она была адаптирована для фильмов более чем 30 раз, и по-прежнему влияет сегодня на японскую тему ужасов. Это самое известное привидение в Токио. Её трагедия положена в основу известной пьесы Кабуки, написанной в 1825 году (автор - Tsuruya Nanboku) - "Токайдо Йоцуя Кайдан" ("История привидения Йоцуя из Токайдо"), более известной просто как "Йоцуя Кайдан" (四谷怪谈). Призрак Оива вскоре стал популярной темой для укие-э художников. Ее образ вдохновлял Yoshitoshi, Shunkosai Hokuei, Утагава Куниеси.
В пьесу включен правдивый рассказ о двух убийствах, совершенных слугами, каждый из которых убил своего хозяина. В эпоху Эдо убийца своего хозяина приравнивался к отцеубийцам. За такое преступление наказание было ужасным. Голову преступника должны были медленно отделить от туловища бамбуковой пилой, это была мучительная смерть. В качестве альтернативы преступника могли послать в исправительно-трудовой лагерь, что было сродни камере ужасов, где каждый день был настоящим адом.
Призрак Оивы мучает ее бывшего мужа галлюцинациями. Когда он сел отдохнть, вдруг бумажный фонарь загорается и превращается в изуродованное лицо Оивы, тогда как дым от огня становится ее призрачное телом.
В истории об Оиве, переработанной Намбоку, затемненная сцена становится местом убийства. Иэмон только что убил отца своей молодой красивой невесты Оивы, просто потому, что отец знал о нечестных поступках, совершенных ранее Иэмоном. Иэмон был ронин, или самурай без хозяина, которому сейчас приходилось зарабатывать на жизнь изготовлением зонтиков из вощанки,чтобы поддержать Оиву и их младенца.
Oiwa resting with her son, in an 1892 print by Yoshitoshi
Такое оскорбление его достоинства выливается в ненависть к Оиве, что позволяет ему легко уступить домогательствам внучки богатого соседа. Девушка с ума сходила по Иэмону и хотела выйти за него замуж. Но первой проблемой была Оива.Дед той девушки убеждает Иэмона дать утонченной Оиве то,что он называет оздоровительным тонизирующим средством. Иэмон знает, что это тонизирующее средство в действительности является смертельным ядом, но страсть и жадность побеждают все колебания. Однажды ночью он кладёт "лекарство" в еду Оивы. Перед мучительной смертью лицо девушки на миг показывается в зеркале. Яд ужасно искривил правую сторону её милого лица. Её ярость и негодование проявляются в неистовых эмоциях, которые будут питать её месть, когда она станет привидением.
Злодеяния Иэмона продолжаются. Сознавая, что слуга знает о его преступлении, Иэмон обвиняет мужчину в краже фамильных драгоценностей и использует этот факт как предлог для убийства слуги. Затем он прибивает гвоздями тела Оивы и слуги с обеих сторон деревянной двери и бросает в ближашую реку. Теперь у него новая невеста. В спектакле, как только начинается свадебная церемония, Иэмон приближается к девушке, поднимает фату и видит искаженное лицо Оивы. В ужасе жених хватается за меч и срубает голову невесте. Затем он бежит рассказать всё её дедушке,но путь преграждает убитый слуга.Иэмон опять наносит удар мечом и тут же понимает,что отрубил голову своему соседу. В другой версии привидение Оива каждую ночь преследует новых любовников, плача и завывая в отчаянии. Не выдержав пытки этого мстительного призрака, самурай как-то ночью выбежал в сад с мечом в руке.Там перед ним стояла фигура его убитой жены,её перекошенное лицо освещалось луным светом. Наконец-то он избавился от Оивы навсегда. Когда же он торжнствующе перевернул труп,то закричал в ужасе.
В ногах у него лежало всё ещё тёплое тело новой жены. В пьесе Кабуки показывают, как безжалостно Оива преследует Иэмона.Её перекошенное лицо появляется везде,даже в фонаре,который висит у него над головой.Нигде нельзя спрятаться от привидения.
Однажды он поехал порыбачить на реку и выудил большую доску. Как можно догадаться, это была деревянная дверь с прибитыми к ней телами его дены и слуги. Совсем сломленный Иэмон удаляется в горную хижину. Но даже там ему нет покоя. Виноградные лозы и верёвки вокруг него оживают и становятся извивающимися змеями.Цветы напоминают укоряющие глаза.Дым сворачивается в пряди волос Оивы. Иэмон теперь уже ждёт своей собственной смерти, которая приходит от рук брата Оивы. Но хотя другие жертвы Иэмона уже отомщены,привидение Оивы, похоже, не умиротворено. В современной Японии, например, происходят странные вещи, когда снимают фильм о её жизни. История привидения "Йоцуя Кайдан"остаётся очень популярной, её всё ещё ставят на сцене и экранизируют.
Yoshitaki (1841-1899), Jitsukawa Enjaku and Nakamura Sojuro
as the ghosts of Oiwa and Tamiya Iemon in Tokaido yotsuya Kaidan.
Японцы с нетерпением ждут специальной версии, которую ежегодно показывают в полночь в августе во время праздника Обон. И,как говорят, при каждой съёмке фильма происходят необъяснимые явления на съёмочной площадке и вне её. Например,был фильм, который просто исчез, было несколько пожаров и несколько загадочных механических поломок. Это всё прекращалось,как только съемочная группа, особенно актёры и актрисы,посещали храм Оивы в Йоцуя,чтобы отдать ей почести. Несмотря на проблемы на съемочной площадке, один режиссер сознательно отвергал все,как суеверную ерунду,пока не упал и не сломал обе ноги. Говорят,подражание Оиве актёра Питера Александера было таким успешеым, что друзья предупреждали его о необходимости успокоить её дух.
Но хотя Оива может быть очень опасной для тех взрослых, кто встретится с ней в темноте на улицах Токио, считается, что она способна защитить детей и женщин. Её могила в Сугамо и её храм в Йоцуя постоянно заполнены приносимыми цветами и свечами. Полагают, что некая неизвестная женщина всю свою жизнь заботится о могиле Оивы. И в сегодняшнем Токио тайна Оивы остаётся постоянным напоминанием о том,к чему приводит любовь, идущая по неверному пути. Оива предположительно похоронена в храме Myogyo-дзи в Сугамо, окрестности Токио. Дата ее смерти указана как 22 февраля 1636 года.