|
Барон фон Унгерн или Белый бог войны
В Эстонии на шоссе Хаапсалу-Рохукюла на расстоянии приблизительно 7 км от города от Хаапсалу находятся развалины замка Унгру (Ungru loss). Этот замок когда-то принадлежал Унгернам - древнему роду остзейских немцев. Аристократическая семья владела этими землями с 1532 года, а основателем рода называют рыцаря Тевтонского ордена Ганса Унгерна. Его потомком и был легендарный Роман фон Унгерн-Штернберг (Nikolai Robert Max Baron von Ungern-Sternberg, 1885 - 1921) - русский генерал, видный деятель Белого движения, основатель независимой Монголии, автор идеи реставрации Срединной монархии в границах империи Чингисхана. Имя барона Унгерна стало легендой, его упоминают писатели и мистики, националисты и романтики.
Барон Роман фон Унгерн-Штернберг Впервые на Восток потомок германских крестоносцев попал в возрасте 17 лет, когда добровольцем ушел на русско-японскую войну. Знавшие барона Унгерна отмечали его большую личную храбрость и неустрашимость. Там на сопках Маньчжурии ему не удалось по-настоящему насытить свою страсть к боевым подвигам. Культ героического толкнул его в Монголию. В Гражданской войне барон Унгерн принимал участие на стороне Белого движения, командуя знаменитой Азиатской конной дивизией. Барон фактически был полновластным властителем Даурии, среди его союзников - Японский экспедиционный корпус и боевае части атамана Семенова, об этом смотри пост О японской интервенции и атамане Семенове. Знак свастики чернел на форме многих бойцов Азиатской дивизии Унгерна. Под его знамена стекались русские, буряты, монголы — князья со своими воинами и простые скотоводы-араты, буддистские священники и монахи. Даже владыка Тибета — Далай-Лама XIII, объявивший барона борцом за веру, прислал ему группу своих гвардейцев. Монголы, окружившие Унгерна почетом и поклонением, называли его Богом Войны, и считали воплощением Махакалы, ламаистского божества, жестоко карающего врагов желтой веры.
Погоны Азиатской конной дивизии
В августе 1920 года Азиатская дивизия барона Унгерна уходит в Монголию с целью штурмовать Ургу, столицу Внешней Монголии, занятую китайскими республиканскими войсками. Благодаря барону с его полным пренебрежением к опасности и его Азиатской дивизии сегодняшняя Монголия является независимым от Китая государством. А затем был легендарный Северный поход в Советскую Россию, его целью было свержение власти коммунистов и возрождение империи Чингисхана. Северный поход барона Унгерна стал крестовым походом против революций силами азиатских народов, не утративших своих вековых устоев, для реставрации свергнутых монархий и утверждения на всем Евразийском континенте жёлтой культуры и буддизма ламаистского толка, призванного, по мнению барона, духовно обновить Европу. С этой целью Унгерн хотел создать державу, которая объединит кочевников Востока от берегов Индийского и Тихого океанов до Казани и Астрахани. Её исходным ядром должна была стать Монголия. Будучи сам абсолютным бессребреником, барон фон Унгерн ставил в основу своих походов полную защиту мирного населения. Создав первоклассную по дисциплине и боеспособности Азиатскую конную дивизию, Унгерн всегда говорил, что или они все сложат головы, или доведут борьбу с красными до победного конца. 15 сентября 1921 года в Новониколаевске по приговору чрезвычайного трибунала был расстрелян генерал-лейтенант барон Унгерн, к его расстрелу приложил руку Ульянов, закидывая город своими телеграммами с требоваем расстрела.
Баронский герб рода Унгерн фон Штернберг
Унгерн был злейшим врагом коммунистов и считал, что Европа одержима безумием революции и нравственно находится в глубочайшем падении, растлеваясь сверху донизу. Слова большевик и комиссар в устах Унгерна звучали всегда гневно и сопровождались обычно словом повесить. В первых двух словах для него заключалась причина всех бед и зол, с уничтожением которой должны наступить на земле всеобщий мир и всеобщее благоденствие. Барон мечтал о рождении нового Аттилы, который соберет азиатские полчища и вновь вразумит и просветлит растленную Европу. Вероятно, барон Унгерн и готовил себя к роли такого Аттилы. А его идеи легли в основу идеологии паназиатизма.
Индия. Монумент японским союзникам
Паназиатизм стал одним из столбов идеологии довоенной Японии, он возник в качестве реакции на белый расизм, служивший идеологическим оправданием колониальных захватов Европы и Америки. Японцы выдвинули идею Великой Восточно-Азиатской сферы сопроцветания. Японцы должны были освободить народы Восточной Азии от господства белых колонизаторов и повести их к миру и благоденствию. Во время второй мировой войны эта идея встретила большую поддержку. В Китае на стороне японцев воевала миллионная армия из этнических китайцев. С японцами сотрудничал и видный деятель индийского национально-освободительного движения Субхас Чандра Бос, создавший при их помощи ИНА – Индийскую Национальную Армию, сражавшуюся в Бирме с англо-индийскими войсками, об этом смотри мой пост Субхас Чандра Бос. Индийский союзник Японии. Такие идеи и практика были вполне созвучны взглядам легендарного барона Унгерна, одного из первых выдвинувшего тезис о миссии желтой расы и мечтавшего о возрождении империи Чингисхана и великом походе в Европу с целью уничтожения современной буржуазно-мещанской цивилизации.
Барон Унгерн стал героем сотен и тысяч произведений - стихотворений и баллад, эссе и романов. В 1935 году в харбинском журнале «Луч Азии» в нескольких номерах печаталась статья о легендарном бароне, в которой отразился неумирающий миф об Унгерне: «В Маньчжурии, среди сподвижников и друзей барона, и теперь еще не заглохли рассказы о том, что в Верхнеудинске и Иркутске, под именем барона Унгерна, в клетке привезен был не подлинный барон, а лишь лицо, похожее на него". Пьесы о бароне Унгерне шли в Третьем рейхе при национал-социалистах, а сейчас снимают кинофильмы во многих странах. Уже в наше время московский студент, проходивший практику в Бурятии, помог местному старику. В благодарность тот пообещал подарить талисман, защищающий от смерти. «Такой был у Унгерна, и потому он спасся», — сказал старик. Студент удивился - Унгерна расстреляли 50 лет назад. Старик молча улыбнулся, зачем объяснять глупому белому человеку, что бог войны бессмертен.
БАЛЛАДА О ДАУРСКОМ БАРОНЕ
К оврагу, где травы рыжели от крови, где смерть опрокинула трупы на склон, папаху надвинув на самые брови, на черном коне подъезжает барон.
Он спустится шагом к изрубленным трупам, и смотрит им в лица, склоняясь с седла, - и прядает конь, оседающий крупом, и в пене испуга его удила.
И яростью, бредом ее истомяся, кавказский клинок, - он уже обнажен, - в гниющее красноармейское мясо, - повиснув к земле, погружает барон.
Скакун обезумел, не слушает шпор он, выносит на гребень, весь в лунном огне, - испуганный шумом, проснувшийся ворон закаркает хрипло на черной сосне.
И каркает ворон, и слушает всадник, и льдисто светлеет худое лицо. Чем возгласы птицы звучат безотрадней, тем, сжавшее сердце, слабеет кольцо.
Глаза засветились. В тревожном их блеске - две крошечных искры. два тонких луча... Но нынче, вернувшись из страшной поездки, барон приказал: Позовите врача!
И лекарю, мутной тоскою оборон, ( шаги и бряцание шпор в тишине), отрывисто бросил: Хворает мой ворон: увидев меня, не закаркал он мне!
Ты будешь лечить его, если ж последней отрады лишусь - посчитаюсь с тобой!.. Врач вышел безмолвно, и тут же в передней, руками развел и покончил с собой.
А в полдень, в кровавом Особом Отделе, барону, - в сторонку дохнув перегар - сказали: Вот эти... Они засиделись: Она - партизанка, а он - комиссар.
И медленно, в шепот тревожных известий, - они напряженными стали опять, - им брошено: на ночь сведите их вместе, а ночью - под вороном - расстрелять!
И утром начштаба барону прохаркал о ночи и смерти казненных двоих... А ворон их видел? А ворон закаркал? - барон перебил... И полковник затих.
Случилось несчастье! - он выдавил ( дабы удар отклонить - сокрушительный вздох), - с испугу ли, - все-таки крикнула баба, - иль гнили объевшись, но... ворон издох!
Каналья! Ты сдохнешь, а ворон мой - умер! Он, каркая, славил удел палача!... От гнева и ужаса обезумев, хватаясь за шашку, барон закричал:
Он был моим другом. В кровавой неволе другого найти я уже не смогу! - и, весь содрогаясь от гнева и боли, он отдал приказ отступать на Ургу.
Стенали степные поджарые волки, шептались пески, умирал небосклон... Как идол, сидел на косматой монголке, монголом одет, сумасшедший барон.
И шорохам ночи бессоной внимая, он призраку гибели выплюнул: Прочь! И каркала вороном - глухонемая, упавшая сзади, даурская ночь.
***
Я слышал: В монгольских унылых улусах, ребенка качая при дымном огне, раскосая женщина в кольцах и бусах поет о бароне на черном коне...
И будто бы в дни, когда в яростной злобе шевелится буря в горячем песке, - огромный, он мчит над пустынею Гоби, и ворон сидит у него на плече.
*** © Поручик Арсений Несмелов, из сборника "Кровавый отблеск", Харбин, 1928 год.
| |