Дзинрикися
Ну а потом милые дамы пересели на легкие двухколесные коляски дзинрикися , в которые впрягался человек, то есть мужчина. По японски дзинрикися пишется так - 人力車, где первый иероглиф означает «человек», второй — «сила», третий — «повозка». От этого слова и произошло английское рикша, сильно искажённое дзинрикися . Повозку тянул за собой, взявшись за оглобли, человек. Дзинрикися , как правило, рассчитана на одного или двух человек. Их появление относится к рубежу 1860-70-х годов.
Идея дзинрикися принадлежит трём японцам — Ёсуке Идзуми, Токудзиро Судзуки и Косуке Такаяма. Именно они в 1870 году получили в Токио официальное разрешение на изготовление и продажу таких повозок. В целом появление в Японии рикш связывают с западным влиянием, многократно усилившимся после Революции Мэйдзи 1868 году - темп жизни в городах значительно возрос, потребность в быстром перемещении людей усилилась, и использовавшихся прежде паланкинов стало недостаточно (они передвигались медленней и требовали минимум двух носильщиков), а содержание лошадей было явно дороже. Считается, что к 1872 году в Токио было уже около 40 000 рикш и это был основной вид общественного транспорта в Японии. В 1896 году в Японии насчитывалось 210 000 рикш. Однако затем, с появлением автомобиля, их число стало сокращаться. По данным 1938 года, рикш в Японии было около 13 000. Сразу после Второй мировой войны, в условиях разрухи, рикши вернулись на улицы японских городов, но ненадолго. В настоящее время в Японии рикши (и велорикши) являются элементом туристической индустрии.